17:08, 31.03.2023
Новости

Рецензия на сериал «Актрисы»: пощечина кино- и театральной индустрии от Федора Бондарчука и Паулины Андреевой

В онлайн-кинотеатрах Кинопоиск и Wink стартовал показ громкого проекта.

Странное поветрие в сфере искусства: каждому вдруг захотелось высказаться, как фальшиво у них все устроено. «Номинация» Надежды Михалковой, «Конец фильма» Владимира Котта, сериалы «Аврора», «Мокьюментари» и даже частично «Содержанки»… Сколько мы уже увидели историй о страданиях, рефлексиях и подлости людей творческих профессий?


?>

Тандем Федора Бондарчука и Паулины Андреевой явил миру не только прекрасного мальчика Ивана, но и классный сериал «Псих», ставший настоящим событием для индустрии. Получится ли «Актрисам», идею которых паре предложил Валерий Тодоровский, повторить успех?

Увиденные нами три серии оставляют сложное впечатление. Густонаселенная история – с ответвлениями и сюжетными зигзагами, снятая в форме трехактной пьесы, когда первые серии погружают в первый акт и 2014 год, следующие — в 2017-й, а затем в 2020-й – такой способ повествования выбивает из зоны комфорта. Прибавьте нарочито театральные концовки серий, представленные довольно шокирующими танцами с участием главных героев — прием не новый (привет «Молодому папе» и тем же «Содержанкам»), но слегка обескураживающий.

Герои сериала — люди из театральной и киноиндустрии. Вопреки гендерному названию сериала, тут не только женщины. Режиссеры, актеры, директора театров, худруки… Неприятные, капризные, мелочные…

Кадр из сериала «Актрисы»

Один из них — крупный актер по имени Гера Колдин (Алексей Макаров). Почему, кстати, взрослого мужика зовут Гера, кто он — Герасим? Георгий? Потихоньку выйдя в тираж из-за участия в глупых сериалах, он переживает творческий кризис. Вокруг толпы обожающих его женщин, на улице невозможно появиться, не привлекая внимания. Автографы, селфи, роман с нимфеткой из оркестровой ямы. Но… В вожделенный артхаус его не зовут, агент (Анна Невская) приносит ему бездарные сценарии, от которых тошнит, в театре давно не предлагают новых ролей, а на пятки наступает коллега (Сергей Гилев), успевший обскакать его и в творческом, и в личном плане. Гера вынужден в 168-й раз играть Зилова в вампиловской «Утиной охоте» — пьесе, способной, кого угодно загнать в депрессию. Алкоголь, беспорядочные любовные связи – все это уже разрушило брак: жена Полина – в недавнем прошлом актриса того же театра (Светлана Ходченкова), не только разводится с ним, но и в шаге от того, чтобы уйти навсегда в церковь, где поет в местном хоре. И в один прекрасный день, как раз перед очередным спектаклем, Гера возьмет и выйдет в окно. Насовсем. Сделает все так буднично, едва успев загасить сигарету – просто мурашки по коже. И окажется, что в этом своем последнем полете он испытает несколько минут подлинного счастья — потому что будет наконец свободен — от ожиданий, разочарований, обещаний, комплексов. «Потолок в профессии. Репертуар старый, в большое кино из-за сериалов не берут. Плюс выпивает. Все неправильные выборы сделаны», — проанализирует причины смерти неудачливая актрисуля в курилке. Происшедшее станет триггером, сработают все спусковые крючки, и сущность многих из окружения Геры проявится во всей красе.

Алексей Макаров в сериале «Актрисы»

Худрук театра (Алексей Шевченков), избегавший общения с Колдиным, не дававший ему ролей, будет говорить неискреннюю речь над тризной про то, что «Гера был опорой театра и тяговой силой». В этом худруке, озабоченном не репертуаром, а строительными работами, многие узнают современных театральных дельцов — завхозов по сути, мало понимающих в искусстве. Директор театра (Лолита Милявская) будет язвить по этому поводу, а в кулуарах обжиматься с режиссером (Игорь Золотовицкий), не стесняясь его жены, сидящей за стенкой (Наталья Суркова). Актеришка из массовки (Павел Попов) побежит к руководству вымаливать себе роль Зилова, раз уж «такой счастливый случай выдался» — не пытаясь даже выждать времени, «пока остынет тело» коллеги, но не забыв при этом сказать, как он выручает театр. Недоразведенная жена Геры влепит на панихиде пощечину любовнице, отец Полины (Алексей Гуськов) попробует использовать трагедию как возможность выступить с речью на той самой «священной» сцене. А подруга Полины, лежа в ванной или просто рассказывая о Гере, будет пытаться «запомнить это состояние горя» — все в топку будущих ролей, вся жизнь в образе.

Игорь Золотовицкий в сериале «Актрисы»

Главные героини расправляются со своими ролями с беспощадной жесткостью: Полина Пушкарук, Елена Николаева, Светлана Ходченкова играют неудачливых актрис со знанием дела, с ноткой выстраданности. Ходченкова в недавнем интервью нам рассказывала, что напитала свою роль и собственными переживаниями, и воспоминаниями, и рефлексиями. «Лицедейство, — говорит в кадре она. — Только вдумайся: действовать лицом, зависеть от лица»… Погоня за вечной молодостью, откладывание рождения детей на потом – обо всем этом широкими мазками в сериале тоже упоминается.

Беспринципные людишки, готовые ради роли на все. Завистники, не способные порадоваться успеху близкой подруги. Идущие по головам к своей цели, забывающие о своих детях, скрывающие их и представляющиеся свободными и ничем не обремененными амазонками. Фарисеи, вроде бы пытающиеся очистить душу в церкви, но забывающие о ней после первого же звонка агента с предложением сняться в крутом артхаусе… Глядя на все это, вспоминаешь изречение Чехова: «Странные люди, эти артисты. Да и люди ли они вообще?».

Светлана Ходченкова в сериале «Актрисы»

Признаться, смотреть историю, в которой ты никому не симпатизируешь и не сочувствуешь, трудно, но «Звоните ДиКаприо» и «Почка» нас уже к этому приучили. Вопрос в другом: интересны ли широкому зрителю все эти узкопрофессиональные подробности? Радости узнавания реальных людей из индустрии, в отличие от той же «Номинации» или «Таинственной страсти», тут нет, слишком абстрактны образы. Возникают вопросы: ради чего все это? Ради того, чтобы сказать зрителю о том, что журнальные обложки с улыбающимися во все свои виниры, счастливыми, дорого одетыми актерами — всего лишь фантик? Что на самом деле это глубоко закомплексованные, зависимые люди, нуждающиеся в жалости? А не слишком ли преувеличена значимость актерской профессии для тех самых зрителей, обычных людей, особенно при сегодняшней богатой на события жизни? Не сняли ли Бондарчук и Андреева нечто, понятное и интересное лишь тусовке?

Наверняка многим действительно покажутся надуманными показываемые тут проблемы. Скорее всего кто-то даже скажет «с жиру бесятся, пока другие занимаются реальными делами – лечат, спасают людей». Но ведь нам всем когда-то хотелось заглянуть за кулисы?

Смотрите сериал «Актрисы» в онлайн-кинотеатрах Кинопоиск и Winк с 30 марта


Автор: Илона Егиазарова