16:30, 14.04.2023
Новости

Рецензия на фильм «Вызов»: супергеройское и феминистское кино с Юлией Пересильд, снятое в космосе

20 апреля в прокат выходит самая ожидаемая кинопремьера года.

Первая актриса в космосе, миллиардный бюджет, несколько лет подготовки, участие в кинопроцессе госкорпорации «Роскосмос», возможность забронировать билеты на сайте «Госуслуги» — у фильма «Вызов» столько необычных составляющих, что, кажется, пропустить эту картину не сможет ни один россиянин. Способна ли космическая лента побороться за кассу с плюшевым «Чебурашкой»? Разбираем кино по полочкам.


?>

Космос в нашем ДНК. Страна первой, отправившая к звездам человека, пусть сегодня совсем другая, но память жива, и каждое 12 апреля я, как и многие другие, выискиваю редкие (насколько это возможно) фотографии Гагарина и публикую в своих соцсетях. В этом смысле фильм «Вызов», по всей видимости, призван сыграть и на нашей ностальгии, и генетической памяти.

Более трех тысяч людей на премьере, сотни страждущих попасть на улице, кинотеатр, оборудованный под космический корабль, космическая же пыль, которой можно было себе помазать нос на удачу, звездные гости всех уровней и, конечно, главная героиня – актриса Юлия Пересильд, первой в мире снявшаяся в космосе и пришедшая на показ самого важного своего кино под руку с Михаилом Тройником… Все было обставлено так, как и полагается суперсобытию. Теперь пришло время проанализировать сам фильм.

Юлия Пересильд и Михаил Тройник

Режиссер Клим Шипенко уже имел возможность опробовать силы в тематике, сняв фильм «Салют-7, рассказывающий об отправке на орбиту спасательной экспедиции, которая должна найти «мертвую» станцию и впервые в мире провести стыковку с 20-тонной глыбой неуправляемого железа. Возвратиться на Землю у космонавтов там почти не было шансов, но никто из них лишних вопросов не задавал. «Вызов», снятый снова Шипенко (он тоже летал в космос, выступая и режиссером, и оператором), во многом скроен по тем же удачно отработанным лекалам фильма-катастрофы: на борту МКС беда – одного из космонавтов, Олега Новицкого, работавшего в открытом космосе, задело пролетавшим осколком спутника (да-да, мусорить — это плохо!), он получил травму и теперь не может дышать. Срочной посадки на Землю Олег со 100-процентной вероятностью не переживет. Поэтому главный конструктор ЦУПа (Владимир Машков), хороший человек и друг Новицкого, когда-то летавший с ним, принимает беспрецедентное решение отправить на МКС хирурга.

Рассказ об этом блистательном враче тоже снят в привычном жанре — только уже мелодрамы: в меру слез и смеха. 40-летняя привлекательная мать-одиночка Женя Беляева (Юлия Пересильд) воспитывает проблемную дочь-старшеклассницу (восходящая звезда Варвара Володина), которая красится, дерется и, кажется, готова вступить в половую связь с мальчиком. Головной боли Жене добавляет мама (Елена Валюшкина) – активная женщина со слабым сердцем и явными наклонностями манипулятора. Но главное – профессия: Женя торакальный хирург от Бога, а у хороших врачей, как известно, не бывает выходных. Однажды ее работа уже стала причиной несчастья: подгоняя мужа (Михаил Тройник) быстрее ехать на автомобиле, героиня по сути стала причиной аварии – супруг погиб. Теперь Беляева живет, съедая себя чувством вины, тоскуя и не разрешая себе впустить в жизнь новую любовь (Милош Бикович).

Милош Бикович и Юлия Пересильд в фильме «Вызов»

Сценарный прием с личной катастрофой придает душевности и сентиментальности фильму, но черно-белые флешбэки с аварией, сопровождающие Женю повсюду, даже в космосе в самые важные профессиональные моменты, снижают градус повествования, делая его похожим на телесериал.

Далее по сюжету героиню ждет Вызов — именно, так с большой буквы, в прямом и переносном смысле. Ее вызывают в Центр управления полетами с предложением отправиться на орбиту и сделать операцию космонавту. Прям так и говорят: «Вы готовы лететь в космос?», и она отвечает: «Прямо сейчас — нет, но завтра полетела бы». Поставленная задача — еще и профессиональный и человеческий вызов, Женя должна не только спасти космонавта, но и измениться внутренне — отпустить свои страдания, полюбить себя и начать жить заново.

Фильм, нестройный по структуре, делится на несколько частей. С одной стороны, драма героини, с которой мы вас познакомили. С другой, реалити-шоу о подготовке в космонавты. С третьей, медицинский процедурал, который оказывается самой захватывающей частью картины.

Показанные в кадре испытания, которые обязаны пройти люди, отправляющиеся на орбиту, оставляют одно чувство — восхищение Юлией Пересильд, выдержавшей все эти невероятные нагрузки. Большинство из нас стошнило бы на первом витке центрифуги. А тут довольно хрупкая женщина, красавица, мама двоих дочек, актриса (как бы априори человек с подвижной психикой), спокойно преодолевает все испытания. В фильме показано, как по очереди «рассыпаются» все мужчины, и в финальный отбор выходят только герои Милоша Биковича и Юлии Персильд. Побеждает в итоге женщина – как более цельное, ответственное и профессиональное создание. Да, «Вызов», следуя модным трендам, во многом еще оказывается и феминистской драмой. Только женщина, готовясь к выполнению сложнейшей миссии, продумает все до мелочей – где и как во время операции в космосе будут располагаться медицинские мониторы, аппаратура, хирургические инструменты, как будет крепиться пациент и сам врач в условиях невесомости. Мужчины-кандидаты на фоне Жени Беляевой, высчитывающей и просчитывающей каждый шаг, кажутся неразумными детьми.

Кадр из фильма «Вызов»

И потом, когда уже Женя отправляется в космос и приступает к задаче, ее действия кажутся намного более осмысленными и трезвыми, чем даже те, что демонстрируют в кадре мужчины из Центра управления полетами: герой Машкова нервно курит и выпивает коньяк с персонажем Балуева, другие находят время для эмоций, а главный антагонист все-таки пытается посадить на Землю корабль, рискуя жизнью больного космонавта.

На их фоне Юлия Пересильд с развевающимися волосами, в аскетичном нижнем белье (привет мини-шортам Сандры Буллок в «Гравитации») выглядит настоящим супергероем: в адской тесноте, в условиях невесомости ее героиня хладнокровно выполняет операцию, проявляя не только хирургические навыки, но и талант изобретателя – ей срочно нужно придумать инструмент, способный счистить с легкого космонавта налет. Операция снята так, что тебя вжимает в кресло – ты будто ассистируешь Юле, меря пациенту то давление, то сатурацию. В кадре это делают настоящие космонавты Антон Шкаплеров и Петр Дубов, которые довольно органичны в кадре. И одно расстраивает в этой классно снятой части — телефонный звонок настойчивой мамы Жени Беляевой, от которого героиня не в состоянии отмахнуться, даже орудуя во внутренностях пациента.

Космонавт Антон Шкаплеров и режиссер Клим Шипенко

Можно ли было все это воссоздать в павильонах «Мосфильма», не снимая кино в космосе? Определенно, да. Но тогда в кадре не было бы настоящих космонавтов и, вероятнее всего, мы не прочувствовали бы, как страшно не столько пребывать в космосе, а возвращаться на Землю, сидя скрюченным в капсуле, обгорающей в слоях атмосферы.

Можно было бы обойтись без штампов и сомнительных шуточек? Тоже — да. На фоне происходящих драматических событий вставным зубом выглядит эпизод, в котором в ЦУП звонит «Константин Львович», договаривающийся, что их камеры (читай, камеры Первого канала) должны быть на приземлении первыми. «Откуда у Эрнста мой телефон?!», — ненатурально удивляется в кадре представитель ЦУПа. А уж каким контрастом выглядит в «супергеройском» кино «продакт-плейсмент»! Прибывшие на испытания кандидаты жалуются, что у них не ловит мобильная сеть. «А здесь только… (название конкретной сети) работает», — объясняет им некто из ЦУПа. Ну а апофеозом становится момент, в котором героиня Пересильд отправляет из космоса (!) вездесущей маме три тысячи рублей на починку телевизора картой одного конкретного банка. Понятно, что фильму снятому, при поддержке телеканала, всегда найдется место для рекламной паузы. Но, во-первых, история с «Иронией судьбы-2» уже однажды показала, почему этого не стоит делать в фильмах, эксплуатирующих нашу ностальгию. А во-вторых, неужели такой громкий проект, как «Вызов» настолько нуждался в дополнительных источниках финансирования?

Владимир Машков в фильме «Вызов»

Что в итоге? В итоге основной смысл «Вызова» таится во фразе, сказанной Александром Балуевым, играющим роль одного из руководителей ЦУПа: «Когда видишь русскую женщину, всегда испытываешь притяжение». Притяжение Юлии Пересильд в фильме главное достоинство, и на него действительно стоит посмотреть.

Смотрите фильм «Вызов» в кинотеатрах с 20 апреля


Автор: Илона Егиазарова
Фото: пресс-служба