18:29, 03.05.2023
Новости

Рецензия на фильм «Все страхи Бо»: Хоакин Феникс в роли 50-летнего девственника путешествует по внутреннему миру параноика

Мастер «возвышенных хорроров» Ари Астер снял странный фильм, в котором актер сыграл, вероятно, лучшую роль в своей карьере.

В феврале 2021 года режиссер, снискавший славу создателя глубоко психологичных и метафорических фильмов ужасов, анонсировал начало работы над своим новым проектом с рабочим названием «Бульвар Разочарования». Подобные метафоры характерны для английского языка — если у нас принято отправляться в путешествие по волнам памяти, то в Британии и США это называют прогулкой по улице воспоминаний (с заходом в другие локации вроде воспетого группой Green Day Бульвара Разбитых Мечтаний). Ближе к дате премьеры название фильма сменилось на Beau Is Afraid. В российском прокате он известен как «Все страхи Бо», но дословно это название переводится как «Бо боится», что очень точно описывает фабулу произведения.


?>

Бо Вассерман (Хоакин Феникс) — полноватый седеющий мужчина под пятьдесят, страдающий от множества неврозов. Бо боится, что на него на улице нападет маньяк или что его по ошибке застрелит полицейский. Бо боится, что к нему в квартиру проникнут чужие люди или заберется ядовитый паук. Бо боится успешных белых людей, прячущих под маской внешнего благополучия зловещие тайны, и страдающих от посттравматического стрессового расстройства ветеранов войн, которые Америка ведет за океаном. Бо боится неправильно принять лекарство, потерять ключи и чемодан, доставить неудобства своим соседям и узнать правду о своем детстве. Но больше всего Бо боится свою мать.

Именно с необходимости вернуться в родной город и встретиться с мамой (Пэтти ЛюПон) и начинаются проблемы героя. Мона Вассерман — локальная знаменитость, своим трудом с нуля сколотившая небольшую бизнес-империю. Компания Моны производит множество вещей, от средств от аллергии до систем безопасности, что весьма иронично, ведь Бо никогда не чувствует себя в безопасности. Мона и ее сын по сей день связаны незримой пуповиной, которая обмотана вокруг шеи Бо и продолжает душить его, не давая бедолаге возможности повзрослеть. Каждую его попытку проявить самостоятельность она воспринимает как предательство.

Армен Нахапетян и Зои Листер Джонс в фильме «Все страхи Бо»

Может показаться, что Ари Астер начал повторяться, после «Реинкарнации» вновь обратившись к теме чудовищной матери, пожирающей (в переносном смысле) свое потомство, но «Все страхи Бо» — не ужастик (и даже не «возвышенный хоррор» наподобие предыдущих работ Астера). Это страшный, смешной и сюрреалистичный фильм, который сложно отнести к конкретному жанру. Пожалуй, так могла бы выглядеть картина по сценарию Уэса Андерсона, снятая Ларсом фон Триером. Подобно Форресту Гампу, Бо Вассерман весь фильм бежит (бредет, ползет) вперед, попадая в нелепые ситуации и по касательной задевая чужие жизни. Ари Астер с подлинно садистским удовольствием тычет электродами в уязвимые точки своего героя (которых у Бо великое множество) и предлагает нам посмеяться над тем, как несчастный мужчина смешно корчится и словно пританцовывает от боли. Хоакин Феникс, не раз игравший персонажей с проблемной психикой, превзошел в этой роли сам себя — даже когда Бо выдает минимум эмоций, уходя вглубь сознания от пугающего его мира, зрителю передается то чувство дискомфорта, которое испытывает персонаж. Через мелкие детали вроде нервного сглатывания или быстро бегающих зрачков Феникс передает целую гамму сложных чувств. Такой глубины погружения в образ он не демонстрировал ни в «Мастере», ни в «Джокере», ни в «Тебя никогда здесь не было».

«Все страхи Бо» — самый красочный и визуально изобретательный фильм Ари Астера. Во многих сценах его хочется поставить на паузу, чтобы изучать все мелкие детали, которыми режиссер насытил кадр. Локации вокруг Бо Вассермана непрерывно меняются, из загаженного гетто он может моментально переместиться в пастельно-розовую спальню девочки-подростка, украшенную плакатами со слащавыми мальчиками из южнокорейских поп-групп, а позднее — стать частью иммерсивного театрального представления или сюрреалистичного судилища в духе Кафки. Все это перемежается периодическими флэшбеками, в которых юный Бо встречает свою первую любовь (Джулия Антонелли) и заново переживает подавленные травматические воспоминания.

Хоакин Феникс в фильме «Все страхи Бо»

Новый фильм Ари Астера идет три часа (при этом изначально он должен был быть еще на час дольше), но ни на секунду не дает заскучать, ведь нас постоянно окатывают контрастным душем из противоречивых эмоций. Бо Вассерман — нетипичный протагонист, он почти не принимает решений из-за того, что его мать на протяжении многих лет подавляла в нем способность мыслить самостоятельно. Бо постоянно соглашается с окружающими, он плывет по течению, но сила этого течения такова, что оно захватывает и зрителя, унося его в глубины подсознания несчастного мужчины, придавленного эдиповым комплексом. Кульминацией фильма становится потеря им, 50-летним, девственности — попытка оторваться от матери снова заканчивается тотальным ужасом, судилищем, чувством вины. Сопреживать Бо совершенно не хочется, но не сочувствовать ему — невозможно.

«Все страхи Бо» — это уникальное произведение, не укладывающееся в привычную классификацию фильмов и расширяющее представление о том, каким может быть кино. Это картина, которую сложно осмыслить разумом, но легко воспринять на эмоциональном уровне, оставляющая тяжелое и яркое послевкусие. И конечно, оно и о наших страхах тоже — высказанных, потаенных, несформулированных.

Смотрите фильм «Все страхи Бо» в кинотеатрах с 4 мая


Автор: Леонид Кискаркин
Фото: Кадры из фильма