15:34, 27.06.2023
Новости

10 лучших сериалов фестиваля «Пилот»: аутические расстройства, просроченный тунец, исчезновения девочек и похождения маньяков

В Иваново завершил свою работу один из самых важных индустриальных киносмотров.

Комедии, триллеры, драмы, детективы, исторические сюжеты и даже история, написанная нейросетью… За три дня фестивальная программа позволила познакомиться с 85 проектами. Часть из них пока только в «чернильнице», часть почти отснята. Мы выбрали «горячую десятку» из конкурса, которую будем с нетерпением ждать и рекомендуем не пропустить вам.


?>

В основной гонке состязались 20 проектов, выбранных бессменным программным директором «Пилота» Егором Москвитиным. Разные по качеству, тематике и площадкам (в конкурсе участвовали как сериалы телеканалов, так и онлайн-платформ), большинство из них, несомненно, найдут своего зрителя. Мнения по поводу решений жюри и раздачи призов разошлись. Нам, например, понравились несколько проектов, совершенно не отмеченных наградами. О них, в том числе, и расскажем.

«Игра головой», ИВИ

Сценарист Андрей Золотарев, написавший «13 клиническую» и «Вне себя», снова исследует мир находящегося за гранью нормы. Завязка сериала способна пригвоздить к экрану сразу нескольких зрительских аудиторий: на наших глазах происходит убийство, и человек с пистолетом говорит кому-то в телефонную трубку: «Вы мне должны 26, 5 млн». А далее начинается развеселая комедия, герой которой – Михаил Александрович Нефедов – человек с аутическим расстройством. У него напрочь отсутствует эмпатия, такт и чувства, он не умеет лгать, не понимает, что такое быть неуместным, он не считывает иронии и намеков. Но при этом он гениальный математик, преподающий в университете, способный просчитать не только логику человеческого поведения, но и прорисовать согласно исходным будущее. Даже непонятно, как у такого оторванного от обыденности уникума мог появиться ребенок, ведь выстраивает отношения он весьма своеобразным способом. Однако связь с коллегой — педагогом Ириной с высоченным IQ, помогла Нефедову стать отцом. Теперь Ирина умерла от редкого заболевания, и Нефедов, выяснивший, что сын унаследовал опасное заболевание, пытается решить сразу две задачи: достать деньги на его лечение и быстренько создать себе «запасной геном» — то есть еще одного ребенка. Череда свиданий с женщинами, через которые проходит главный герой, — это уморительный аттракцион. Искусству обольщения он учится по книжкам, но овладев теорией, Нефедов на практике ведет себя престранно. Кстати, в роли одной из потенциальных невест математика выступает Анастасия Попова, только что прогремевшая главной ролью в сериале «Бэби-тур».

Кадр из сериала «Игра головой»

Реализация второй задачи выглядит в кадре как остросюжетный авантюрный детектив: Нефедов напрягает мозги и выводит точную формулу, как предсказать счет в футбольном матче и выиграть необходимую на лечение сумму у подпольной букмекерской компании. Все пойдет не по плану, и аутист вынужден будет взять в руки оружие…

Илья Маланин исполняет роль гениального математика замечательно, создавая точный образ полуробота-получеловека. Конечно, сериал вызывает ряд киноманских ассоциаций, в первую очередь с «Человеком дождя» — у героя тоже есть брат (Максим Виторган в нелепом парике), и по мере движения сюжета математик будет чуть очеловечиваться. Но все фокусы Нефедова, его умение анализировать, обобщать и выдавать варианты развития событий показаны просто завораживающе.

Увы, «Игра головой» не была отмечена жюри фестиваля ни одним призом, что не мешает нам считать проект одним из самых ожидаемых.

«Убить Риту», PREMIER

Как рассказала продюсер сериала Нелли Яралова, исполнительницу роли главной героини очень долго не утверждал PREMIER. И это сработало на руку: Нелли как последний вариант предложила Евгению Борзых – и продюсер онлайн-кинотеатра Макар Кожухов тут же сказал «да». Замечательная актриса, полюбившаяся нам с «Большой секунды» Виктора Шамирова, действительно, главное украшение этого сериала. Как и Илья Маланин, она играет человека несколько роботообразного, немного асоциального. При этом она тоже преподаватель — только химии и в школе. За связь с учеником (не бойтесь, 18-летним) ее выгоняют, она находит легкий заработок, но влипает в криминальную ситуацию и попадает в тюрьму. Пользуясь своими химическими навыками, легко устраивает себе побег. Ну а дальше становится мишенью для опасных преследователей. Кроме того, выясняется, что Рита и в прошлом переживала опасные приключения, ей даже пришлось сбежать из родного Санкт-Петербурга. Она носитель уникальной формулы, которая очень нужна разным людям…

Кадр из сериала «Убить Риту»

В этом сериале также совершенно явно считываются референсы, уши которых «торчат» даже в названии – ассоциации с «Убивая Еву» неизбежны, да и в рисунке игры Евгении Борзых иногда явственно проступают черты Вилланель. Ну, и «Во все тяжкие» вспоминаются, как же без них?

Сериал сняла 34-летняя Мария Агранович, и, судя по пилотной серии, справилась и с темпом, и с миксом жанров (комедия, драма, детектив), и визуалом. Проект отмечен жюри «Пилота» в категории «Лучшая актриса». Справедливости ради стоит отметить, что тут весь каст впечатляющий: Алексей Филимонов, Артем Быстров, Артем Ткаченко, Анна Слю, Артур Бесчастный и другие. С нетерпением ждем сериал уже осенью.

«Мамонты», OKKO

С первых же кадров этого пилота «Вокруг ТВ» предсказал в своем Телеграм-канале победу в номинации «Лучший сериал – выбор зрителей». Оно и немудрено: главную роль здесь играет Юрий Стоянов, который с момента появления крадет ваше сердце. Он играет пенсионера, вынужденного продать свое жилье и временно переехать к дочери и внучке до покупки новой квартиры. Родные сильно заняты: дочь (Марьяна Спивак) много работает, уже добилась высокого уровня жизни и не намерена останавливаться; внучка (Елизавета Ищенко) увлечена своими подростковыми делами и на все попытки деда наладить контакт закатывает глаза. Дед и вправду, хоть и очень мил, но иногда бывает невыносим: его привычка все время цитировать советские фильмы, пританцовывать и излучать прямо с утра энергичный оптимизм, утомляет. По наивности и доброте душевной он станет жертвой банковских мошенников, которым перечислит деньги за жилье – целых 3 млн! Ну а дальше он решит вернуть свое, а на помощь призвать технически продвинутую внучку.

Кадр из сериала «Мамонты»

Конечно, истосковавшийся по доброму кино зритель оценит попытки поговорить на семейные темы, заострить внимание на утрате связей между поколениями. По душе придется и юмор, и обаяние Юрия Стоянова, который может харизматично сыграть даже текст из телефонного справочника. Но… Нельзя не отметить, что гениальный актер тут сильно смахивает на деда Славу из «Вампиров средней полосы», что Марьяна Спивак снова неулыбчивая жесткая женщина, а Лиза Ищенко, как и в «Алисе не может ждать», — подросток с трудным характером.

«Горящий тур», ТНТ и PREMIER

Сериал, снятый режиссером «Триггера» и «Эпидемии»-2 Дмитрием Тюриным, в топе наших самых больших ожиданий – историю действительно хочется досмотреть. И жюри по достоинству оценило проект, отметив за лучшую режиссуру. Это отличный микс остросюжетного детектива и семейной драмы, хотя начало повествования настраивает зрителя скорее на комедийный лад, видимо, потому что в кадре снова (после «Домашнего ареста») предстают народные любимцы Александр Робак и Тимофей Трибунцев – актеры, которые с легкостью присваивают себе любые образы, очеловечивают любые диалоги. На этот раз на их долю выпали роли отцов юных дочерей. Приехав на отдых в Мексику, эти папаши с красотками-подростками знакомятся, и хоть семьи разные по достатку и социальному статусу, возникает что-то наподобие приятельства. Герой Робака Сергей — мини-бизнесмен из Барнаула – вдовец, который вырастил дочку Дашу один. Персонаж Трибунцева Михаил – интеллигент, профессор геологии, работающий в международных проектах, разведен. Его дочь Аня живет с матерью в Лос-Анджелесе, и эти каникулы в Мексике – возможность наладить отцу и дочери контакт.

Кадр из сериала «Горящий тур»

Заскучав от отцовских нравоучений, девочки отпрашиваются у более строгого Михаила на дискотеку, тот отпускает, при условии, если с ними поедет Сергей. Однако герой Робака сажает девчонок на такси, а сам спешит в номер отеля предаться любви с местной красоткой. В итоге дочки исчезают, а на утро на берег моря викидывает мертвое тело молодого местного мужчины, с которым Дашу и Аню видели вечером. Полиция объявляет русских девочек утонувшими и закрывает дело.

Обезумевшие от ужаса отцы перегибают палку в попытках докопаться до правды и их выдворяют из Мексики. Однако они отправляются в Гватемалу, из которой перейдут назад границу нелегально, чтобы найти дочерей. Как водится, мужчины попадут в водоворот диких событий и случайно окажутся втянуты в дела наркокартеля.

Помимо роскошных главных мужских ролей и напряженного сюжета, зрителя ждет очень красивая и почти аутентичная картинка – сериал снимался на Кубе, что по нынешним временам такая редкость, что ее невозможно проигнорировать.

«Шеф», Пятница

Настоящей усладой глаз станет для зрителей и эта вкусная в прямом смысле слова история. Кулинарные фильмы и сериалы давно и по праву заняли свою нишу, а тут проект «два в одном»: мало того, что он про еду, в нем еще и играет актер, которого мы полюбили со времен «Капельника» — Денис Прытков. У Дениса редкое дарование: ему, как мало кому, удаются стержневые молодые герои «с принципами». Во времена советского кинематографа он бы играл комсомольцев-перфекционистов – у актера «хорошее лицо». Впрочем, ему так же пошли бы и образы белогвардейцев.

На этот раз, как намекает название, Прытков исполняет роль шеф-повара крутого ресторана. Кай гениальный кулинар, но и прекрасный управленец. В пилотной серии, снятой за пять ночей (проект снимали в действующем ресторане, пытаясь не мешать графику его работы), показан один безумный день на кухне. Кай отдает распоряжения поварам и официантам, его команда работает как часы, он сам виртуозно шинкует мясо на тартар и украшает треску замысловатым гарниром, одновременно проходит «душную» проверку санэпидемнадзора, спасает клиентку от смертельно опасного приступа пищевой аллергии, угождает блогеру-миллионнику и ко всему прочему выслушивает бесконечный поток телефонных истерик от своей неадекватной девушки. Он держит удар, борется с яростью, он импровизирует на ходу, но несправедливый «наезд» наглого генерала на приготовленное блюдо из тунца выводит его из себя. Кая в итоге выгоняют из статусного ресторана. Репутационные потери из-за скандала столь велики, что гениального шефа никто не берет на работу, и Кай вынужден вернуться на историческую родину – в город, который ненавидит – Сочи. Там ему предстоит раскрутить местный ресторан.

Кадр из сериала «Шеф»

В сериале не только восхитительно показан процесс приготовления сложных блюд (показ вызвал повышенное слюноотделение у аудитории «Пилота» и спровоцировал массовый забег в кафе), но и интереснейшие нюансы работы ресторанов. Проект консультируют известные шеф-повара, в кадре не всегда руки Дениса, иногда ловко орудуют асы кухни, и проект выглядит прям очень достоверно, что и неудивительно: телеканал «Пятница», на котором выходит масса шоу про приготовление еды, умеет снимать кулинарные действа. Досадно, что сериал не получил никаких наград, но зрители его, несомненно, оценят по достоинству.

В нем крепкий кастинг, заметные роли играют Алексей Розин и Ольга Медынич, которая, кажется, стала главной звездой «Пилота» — в конкурсной программе представлено аж три сериала с ее участием.

«Макрон», ТНТ и Premier

И вот это как раз история, где комедийное дарование Медынич раскрывется на полную катушку: она тут и привораживает сына при помощи заговоренной щуки, и полуголая преследует «соперницу», и кричит во весь экран: «Я не женщина — я мать!». Проект удостоился награды за «Лучший актерский ансамбль».

Кадр из сериала «Макрон»

Первое на что следует обратить внимание – это режиссерский дебют известного актера Бориса Дергачева. Второе, конечно, название, апеллирующее к личной жизни французского президента. По сюжету, герой сериала Вова (Кузьма Сапрыкин) едет со своей девушкой (Марина Александрова) к родителям в провинцию – отметить 45-летие матери (Ольга Медынич). Юноша собирается использовать семейное торжество, чтобы представить свою любимую. Однако интрига состоит в том, что Вове 23 года, а его избраннице – 42, то есть она из поколения его родителей. Да, красива и богата, но, похоже, для героини Медынич – это дополнительный стимул ненавидеть потенциальную невестку. Да и есть из-за чего: они почти ровесницы, а грудь у подруги сына торчит немым укором, словно у молодой девахи. Сериал, снятый компанией Good story media – известным поставщиком хорошего юмора, весело прорабатывает темы эйджизма, однако непонятно, как дальше разовьется эта история и на какую дистанцию хватит действительно смешных шуток. А они в пилотной серии представлены жирно: чего стоит найденная в старых туфлях скомканная газета со статьей «Неравный брак» и портретами Аллы Пугачевой и Максима Галкина (признан иноагентом в РФ — Прим. ред.) . Конфликтов в сериале несколько: на невесту Вовы положил глаз друг отца (снова герой Александра Робака), а тут еще и бывшая девушка объявилась, плюс остро стоит вопрос с продажей семейного бизнеса — лесопилки. Так что смеяться есть над чем.

«Короче, план такой», СТС и Wink

Это довольно дурашливая история, жанр которой можно охарактеризовать как «пародия на Marvel». Сериал отсылает к таким кинохитам, как «Мстители» и «Стражи Галактики», и сам себя загоняет в прокрустово ложе специфического жанра. По сюжету, по миру орудует некая гениальная банда — четверка, вскрывающая банковские счета и обваливающая биржи. Они не знакомы между собой, действуют под никами и общаются исключительно в онлайне. Но однажды этот слаженно работающий механизм даст сбой и попадется на крючок принципиальному майору из российских спецслужб Сергею. Он выявит каждого из квартета, соберет в одном месте, познакомит друг с другом и заставит работать на «органы». Задача – помешать готовящемуся к президентским выборам американскому политику Дональду Трампу прийти к власти путем нахождения «скелета в его шкафу».

Кадр из сериала «Короче, план такой»

А «скелет» довольно сексапильный — эскортница, с которой Трамп познакомился в Москве и провел с ней ночь. Отряду аферистов предстоит разыскать в Турции эту женщину, промышляющую теперь коллекционированием предметов искусства, попасть на прием в ее роскошный особняк и выведать, что же она хранит в своем сейфе. Кирилл Нагиев, Софья Каштанова, Игорь Коровин, Никита Богатов довольно смешно копируют маски западных комиксов (фанаты жанра, скорее всего, будут возмущены). Сюжетно сериалу есть куда развиваться. Но игра не всех актеров тут на уровне, и, пока это только пилот, можно подумать о некоторых заменах.

«Ира», Okko

На самом деле этот сериал можно было бы причислить к разряду «очередного теста на беременнсть», но харизма главной актрисы, звезды «Неадекватных людей», Ингрид Олеринской такова, что заставляет следить за незамысловатым сюжетом. Ее героиня 30-летняя, как нетрудно догадаться, Ира живет жизнью молодой современной женщины: ненавистная работа в МФЦ, странные отношения с бойфрендом — истеричным киносценаристом, водящим ее на сеансы греческого артхауса, очень много алкоголя… Ира лишена эмпатии, она не умеет слышать других, она зациклена на собственных желаниях, не имеет представления о принципах и верности, и когда ссорится с парнем, тут же заводит интрижку с коллегой Феликсом. Сериал очень напоминает британскую «Дрянь» — проект, награжденный шестью премиями «Эмми», «Золотым глобусом» и внесенный многими изданиями в список лучших шоу десятилетия. Ира тоже мастерски умеет попадать в неприятные ситуации, она тоже хочет изменить свою жизнь к лучшему, но при этом не умеет принимать помощь и советы.

Кадр из сериала «Ира»

Впечатляет форма поовествования истории, в которой Олеринская ломает «четвертую стену» и напрямую обращается к зрителю, превращая действо в театр. Из минусов – большую часть пилотной серии героиня сидит на унитазе. Продюсируют «Иру» Вячеслав Дусмухаметов и Гавриил Гордеев, а в качестве режиссера выступает Алим Бесчоков, написавший 80 серий «Универа», участвовавший в создании «Гусара» и «Неличной жизни».

«Цербер», НТВ и PREMIER

Исторический триллер – жанр будоражащий и благодатный, не при «Караморе» будет сказано. Режиссер Владимир Щегольков и сценарист Александр Гоноровский взяли за основу восстание декабристов 1825 года. С момента бунта прошло пару месяцев. Петербург переживает политический кризис, в городе идут аресты и допросы заговорщиков, и вот новая беда – в столице, похоже, орудует маньяк. Он убивает людей разными экзотическими способами – то рояльной струной, то огнем – но всякий раз вкладывает в руку жертвы записку со строчкой из стихотворения Пушкина. Расследовать цепь загадочных преступлений поручают Александру Бошняку (очень красивый Сергей Марин в байроновском парике) – дворянину, коллежскому советнику, только что выпущенному из тюрьмы из-за подозрений в участии в декабрьском восстании.

Кадр из сериала «Цербер»

В этом сериале фигурируют исторические личности – например, новый царь Николай I и шеф жандармов Бенкендорф. Там довольно впечатляющий Петербург – с замерзшими каналами и Невой, с конными экипажами и прачками, стирающими белье в прорубях. Там яркий актерский ансамбль – чего стоит Евгений Цыганов в ночном колпаке и Александр Горбатов, грозно сверкающий глазами, сидя в санях. Но самое невероятное в этом проекте – Тимофей Трибунцев, которого можно узнать только по голосу. Актер играет в пластическом гриме: толстый, лысый, в нелепом платке – он представляет образ гениального, но престранного сыщика. Трибунцев, представивший в конкурсе «Пилота» два диаметрально разных образа, заслуженно был удостоен спецприза жюри.

«Цербер» получил награду и в номинации «Лучший сериал – выбор жюри», и в общем, это понятно: председатель судейской коллегии Сергей Урсуляк, сам снимавший исторические многосерийные проекты («Тихий Дон», «Ликвидация»), не мог не оценить густонаселенности истории, работу гримеров и костюмеров. Но справедливости ради заметим: в пилотной серии затянувшаяся экспозиция. Стоит обратить внимание на темпоритм картины.

«Престиж», START

Онлайн-кинотеатр продолжает осваивать жизнь богатых, которые по-прежнему плачут. «Содержанки», «Медиатор», «Жить жизнь»… На этот раз «детектив на Рублевке» разворачивается в жанре готической сказки. Героиня Ирины Розановой, сидя в уютной комнате, рассказывает внукам волшебную историю про «одно царство», в котором жили короли, принцессы и серые волки. А перед зрителем разворачивается картинка суперэлитного поселка. Несколько богатых семейств, везде есть дети, а следовательно есть и няни. Каждая из них хранит какую-то тайну: одна не вполне женщина, вторая не вполне психически здорова, третья и вовсе не вполне няня ребенку. Не все просто и с хозяевами.

Кадр из сериала «Престиж»

Слушательницы курсов Блиновской, идейно прокаченные йогой, заряженные шаманами, они, кажется, являют собой все возможны типы истеричек с нервно подергивающимся глазом. И посреди этого оазиса психического здоровья вдруг обнаруживается труп. Видимо, расследование, которое будет вести героиня Ирины Розановой, приоткроет много сундуков с секретами. В проекте яркий актерский ансамбль – Юлия Сигирь, Аскар Ильясов, Любовь Толкалина, Настастья Самбурская, Анна Уколова. Но очень трудно смотреть историю, в которой никому не сочувствуешь. И классовая вражда тут не при чем: бедные тут не менее аморальны богатых.

Уверены: не включенные нами в этот рейтинг оставшиеся 10 пилотов тоже имеют потенциал. В кулуарах, например, спорили о забавном эксперименте СТС «Сидоровы» — сериале, сценарий к которому писала нейросеть. Как идея это весьма интересно, но как ее развить, кажется, пока не знают даже авторы пилота. Отмечали в профессиональном сообществе «Мастодонта» — вернее, его схожесть с «Мамонтами» и западным «Стажером» (в этом сериале герой Федора Добронравова устраивается в офис к дочери, о существовании которой не знал). Говорили о «Безбашенной», где Екатерина Варнава косплеит Голди Хоун из «За бортом». Невозможно также не заметить: в этом неустойчивом мире, когда каждый день способен преподнести сюрпризы, сценаристы и режиссеры выбирают точкой опоры семью. Именно отношения между родителями детьми, сестрами, братьями, супругами являют сегодня самые будоражащие душу сюжеты.


Автор: Илона Егиазарова
Фото: пресс-служба фестиваля «Пилот»