14:40, 06.07.2023
Новости

Рецензия на фильм «Гипнотик»: Бен Аффлек в смертельной битве экстрасенсов

В своем новом фильме Роберт Родригес залезает на территорию Кристофера Нолана.

Фантастический детектив крайне плохо показал себя в американском прокате, но вина за это по крайней мере отчасти лежит на тех, кто организовывал рекламную кампанию картины. После просмотра трейлеров может сложиться впечатление, что Родригес снял триллер о полицейском, который пытается поймать опытного гипнотизера, но на самом деле в этом фильме все не то, чем кажется.


?>

Роберт Родриге снаписал первую версию сценария «Гипнотика» еще в 2002 году и надо полагать, что двадцать с лишним лет назад эта история выглядела смелой, необычной и оригинальной. Завязка сюжета строится вокруг детектива Дэнни Рурка (Бен Аффлек), у которого во время прогулки в парке похитили дочь (Хала Финли). Предполагаемый похититель косит «под дурачка» и утверждает, что не помнит, как украл девочку и, тем более, куда ее дел. Внимание Рурка привлекает серия загадочных ограблений банков, участники которых также жалуются на потерю памяти. Следуя анонимной наводке, детектив становится свидетелем еще одного такого ограбления, в ходе которого импозантный седовласый джентльмен с повадками булгаковского Воланда (Уильям Фихтнер) демонстрирует сеанс черной магии и гипноза: при помощи пары фраз он может заставить случайную прохожую раздеться или принудить двух напарников-полицейских выстрелить друг в друга. Однако, как было сказано выше, это не фильм о противостоянии детектива и гипнотизера.

Уильям Фихтнер в фильме «Гипнотик»

Копнув глубже, Дэнни узнает о существовании «гипнотиков» — натренированных в рамках сверхсекретной околоправительственной программы экстрасенсов, способных внушить кому угодно что угодно. Доверять нельзя ни своим воспоминаниям, ни даже органам чувств — реальность нереальна, все вокруг может оказаться наведенным мороком. Самый мощный из гипнотиков вырвался из-под контроля и преследует свои неведомые, но явно зловещие цели. К счастью, у детектива Рурка есть союзник — гадалка Диана Круз (Алиси Брага), которая также была частью этой программы. В какой-то момент может показаться, что перед нами фильм вроде «Людей Икс» (или, если хотите, «Сканеров» Дэвида Кроненберга), где история строится вокруг конфликта между двумя группами людей со сверхспособностями. Это предположение также окажется ошибочным: Родригес каждые двадцать минут пытается поразить зрителя почти шьямалановским твистом, меняя правила игры и переворачивая наши представления о происходящем. Не меняется только выражение лица главного героя — Бен Аффлек принимает все откровения с одинаково безразличным видом, словно ему забыли прописать в сценарии какие-либо эмоции. Это очень мешает погружаться в историю и сопереживать главному герою — скорее уж хочется болеть за антагониста, обладающего мефистофелевской харизмой.

Примерно в середине фильма становится понятно, что заметную роль в происходящем играет пропавшая дочь Рурка, так что происходящее начинает напоминать «Очень странные дела», но на самом деле картина Родригеса по духу и структуре ближе всего к работам Кристофера Нолана— «Помни» и особенно «Началу». Если у Нолана герои погружались все глубже в сон, создавая вокруг себя иллюзорные миры, то Дэнни Рурк идет обратным путем: он слой за слоем разрушает наваждения в попытке добраться до чего-то реального. При этом даже визуальные решения, которые использует Родригес, кажутся заимствованными из блокбастеров прошлых лет — например, в сцене погони в Мексике улица на пути Рурка встает горбом прямо как в вышеупомянутом «Начале» (или в «Докторе Стрэндже»).

Бен Аффлек в фильме «Гипнотик»

Следуя замыслу режиссера, «Гипнотик» притворяется то одним жанром, то другим, меняя при этом и темп повествования, и цветовую палитру. Из полицейского бадди-муви фильм превращается то в мистический триллер, то в шпионский экшен, а ближе к финалу вообще начинает напоминать дикую помесь «Шоу Трумана» и «Форсажа» (того самого, где «семья это главное»). Каждая сцена по отдельности снята очень красиво, но при этом возникает ощущение, что Родригес использовал готовые решения из «малого типового набора голливудского режиссера», не пытаясь проявить хоть толику обычно присущей ему изобретательности.

Если бы «Гипнотик» вышел на экраны в начале тысячелетия, когда еще свежи были воспоминания о «Матрице», и идея иллюзорности окружающего мира приятно будоражила умы, он стал бы шедевром, но сегодня этот фильм выглядит вторичным — словно немолодой диджей собрал в единый микс нарезки из своих любимых старых песен о главном. Несмотря на сцену после титров, намекающую на возможное продолжение, вряд ли кто-то захочет увидеть новую историю о приключениях Дэнни Рурка и его семьи.

Смотрите фильм «Гипнотик» в кинотеатрах с 6 июля.


Автор: Леонид Кискаркин
Фото: Кадры из фильма