11:18, 20.07.2023
Новости

Адская поездка с Николасом Кейджем. Рецензия на фильм «Схватка с дьяволом»

Юэль Киннаман и Николас Кейдж в триллере о грехах прошлого.

В середине июля до экранов российских кинотеатров почти одновременно добрались два похожих фильма: «Кентавр» Кирилла Кемница и лента Юваля Адлера. В обеих картинах сюжет строится вокруг взаимодействия водителя и опасного пассажира, а действие происходит в залитом неоновыми огнями мегаполисе (у Кемница это Москва, а у Адлера — Лас-Вегас). Оба фильма представляют собой «перевертыши», в ходе которых зритель полностью меняет свое отношение к героям, и финале обоих нас ждут кровь, огонь, покореженные машины и искалеченные судьбы. И все же сходств у них меньше, чем различий.


?>

В триллере «Схватка с дьяволом» работяга Дэниел (Юэль Киннаман) едет в больницу, где его жена готовится родить. Киннаман превосходно перевоплотился в забитого жизнью обывателя — в мятой клетчатой рубахе мужичка с растрепанной шевелюрой решительно невозможно узнать звезду боевиков «Видоизмененный углерод» и «Отряд самоубийц». Поведение героя под стать его внешности — Дэниел прячет глаза за очками в тонкой оправе, мямлит и заискивает.

Юэль Киннаман в фильме «Схватка с дьяволом»

Жизнь Дэниела кардинально меняется, когда на подземной парковке больницы в его машину подсаживается эпатажный психопат в расшитом блестками красном пиджаке (Николас Кейдж). Незваный пассажир угрожает водителю пистолетом и требует куда-то отвезти. В отличие от Киннамана, Кейдж не удивляет неожиданным амплуа — он опять играет безумца с вытаращенными глазами и градом стекающим по лицу потом, но делает это, как всегда ярко, с полной самоотдачей, и явно получает огромное удовольствие от роли. Персонаж Кейджа за секунду способен разогнаться от спокойной беседы до яростных криков. Причем вывести его из себя может любая мелочь — например, он ненавидит, когда его перебивают (с другой стороны, а кто любит?). Он может с одинаковым энтузиазмом подпевать старому шлягеру, доносящемуся из музыкального автомата, и выпускать половину обоймы в голову полицейскому.

Сначала пассажир говорит Дэниелу, что спешит в Боулдер-Сити (городок неподалеку от Вегаса) к своей престарелой матери, которая умирает от рака в больнице. Он уверяет, что поездка займет не больше часа, и в конце пути он отпустит водителя на все четыре стороны. Дэниел очень хочет верить в это, но и ему, и зрителям понятно, что сумасшедшая поездка не может закончиться так просто. Тем временем пассажир не замолкает ни на минуту — он рассказывает байки из своего прошлого, задает водителю какие-то общие вопросы о жизни, а затем вдруг начинает сыпать обвинениями. Кажется, что герой Кейджа откуда-то знает Дэниела, и хочет с ним за что-то поквитаться, хотя водитель и пытается убедить пассажира, что он обознался. По мере приближения к финалу их диалог начинает напоминать поначалу допрос, а потом исповедь, в которой герои выворачивают друг перед другом души и признаются в том, о чем не решались рассказать даже самым близким.

Николас Кейдж и Юэль Киннаман в фильме «Схватка с дьяволом»

«Схватка с дьяволом» в оригинале называется Sympathy for the Devil, что можно перевести как «Сочувствие дьяволу». Это более точно отражает суть фильма, ведь, хотя герои периодически пытаются друг друга покалечить, их конфликт служит прежде всего для раскрытия характеров обоих. Режиссер Юваль Адлер хочет, чтобы мы познакомились с персонажами его фильма, успели свыкнуться с ними, а потом задали себе вопрос: можем ли сочувствовать человеку, совершившему немыслимые злодеяния?

Существует термин «метанойя», который используют и психологи, и богословы. Это слово означает значительную перемену в человеке, радикальное переосмысление своей жизни, глубинное покаяние. И в кульминационный момент фильма «Схватка с дьяволом» Юваль Адлер как бы спрашивает нас: возможна ли эта метанойя? Может ли человек измениться настолько, чтобы не иметь отношения к себе прежнему, превратиться из гусеницы в бабочку?

Триллер «Схватка с дьяволом» можно смело рекомендовать всем поклонникам Николаса Кейджа — в этом фильме актер делает то, что получается у него лучше всего, и блестяще справляется с ролью одержимого странными идеями безумца. А всем остальным лучше посоветуем сходить на «Кентавра».

Смотрите «Схватку с дьяволом» в кинотеатрах с 20 июля.

Читайте также:

Супергеройская комедия о российской глубинке. Рецензия на сериал «Разрешите обратиться»

Российские и зарубежные сериалы июля 2023 года: что обязательно стоит смотреть

Рецензия на фильм «Гипнотик»: Бен Аффлек в смертельной битве экстрасенсов



Автор: Леонид Кискаркин
Фото: Кадры из фильма