10:05, 03.08.2023
Новости

Как снимается сказочный блокбастер «Огниво»: немного Андерсена в славянских декорациях

В Великом Новгороде кипит работа над продюсерским проектом кинокомпании СТВ, телеканала Россия, CGF и «Глобус фильм». Продюсеры Сергей Сельянов, Антон Златопольский и Александр Горохов продолжают развивать нашу сказочную киновселенную — именно они делали «Конька-Горбунка».

Неописуемой красоты костюмы, колоритная локация, спецэффекты, знаменитые актеры в неочевидных ролях: неулыбчивая Ирина Старшенбаум, бровастые Виталий Хаев и Михаил Трухин, блондинистые мачо Роман Евдокимов и Сергей Марин… Кажется, «Чебурашке» стоит поволноваться.


?>

Смешались люди, кони, стили

…Знаменское подворье, собор, заложенный в 1682 году на месте разобранного храма XIV века, через дорогу – церковь Спаса Преображения тоже XIV века, в которой сохранились фрески самого Феофана Грека… Именно в таких декорациях — объектах всемирного наследия ЮНЕСКО! – и проходит этот этап съемок фильма «Огниво». Работать здесь и нервно, и ответственно, но как же вдохновенно! Кажется, сами стены древнего подворья и фрески, сохранившиеся на фронтальной части ворот, помогают. На небольшом пространстве подворья разместились многочисленные прилавки: румяные яблоки, кудрявая капуста, соленые огурцы, вяленая рыбка, фасоль и просо – и тут же нарядные рулоны тканей, пузатые самовары, пучки ароматных трав. Изображают рынок. Повсюду снуют барышни с корзинками — явно пришли отовариваться. В клетках голосят петухи и копошатся куры; гуси недобро поглядывают, на лужайке пасутся трепетные юные козы, переминается с ноги на ногу грустная лошадка по имени Зайка… Кажется, мы совершили на машине времени перелет и оказались в другой эпохе, только какой? Актеры одеты в удивительные наряды, которые трудно причислить к конкретному историческому периоду и географии: здесь и чепчики, и соломенные канотье, и мундиры, и мешковина.

«Мы все росли на «Огниве» Андерсена, но у нас с него начинается, а заканчивается русской сказкой, — спешит разъяснить режиссер Александр Войтинский. — Квасной образ – лапти – уже приелся, да и далек от исторической правды. Наши художники по костюмам Надя Васильева и Ольга Михайлова предложили вдохновиться культурой славянских северных народов, что мы и сделали. Работаем в жанре историзма, полистилизма, у нас сплошная эклектика — в костюмах, архитектуре». И правда: часть героев одета, будто родом из старинной Чехии, Словении и даже Литвы, но орудуют в декорации старых русских церквей и палат, пару дней назад и вовсе снимали на территории новгородского Кремля, для чего пришлось выхлопотать разрешение у самого губернатора. В общем, полное смешение стилей, времен.

Сварливое животное и авантюрист

Главных героев тут двое – солдат Иван и девочка Даша. «Солдат неприкаянный, ищет, чем заняться в жизни. Да и не солдат он вовсе, а пройдоха и плут, молодой парень в поисках себя, своей судьбы. Выдает себя за заморского принца, потом попадает на поле боя, тут и начинают развиваться события», — уклончиво рассказывает сюжет режиссер. Но мы-то знаем: солдат найдет огниво, приведет его в действие. А оно окажется волшебным – и высечется из кремня и кресала не собака, а девочка Даша, которая расскажет страшную историю: злодей Лиходей лишил ее семьи – папы – царя Берендея, и мамы Настасьи Ивановны, занял трон, заколдовал царицу так, что она лишилась памяти. Судьба ставит Ивана перед выбором: поучаствовать во всей этой драме и помочь Даше вернуть семью или пройти мимо. Как говорят создатели «Огнива», сказка полна отсылок к современности, в ней есть все – приключения, обман, предательства, в общем, как водится: сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. А тут урок еще и девицам.

…Звучит команда готовиться к репетиции, и мы видим, как посередине площади сворачивают сварочные работы. Доделав свое дело, рабочие расходятся, и перед нашими глазами предстает невиданное чудище – лошадь с изумрудными глазами и ногами-шарнирами, на боку у нее замочная скважина. Тут появляется главный герой Иван, идет, побрякивая ключом. «Словно к «Ламбаргини» подхожу», — шутит актер, уверенно вставляет ключ в отверстие, взлетает на лошадь, и тут это чудо инженерной мысли начинает шевелить губами. «Себе по голове постучи, дурак», — говорит животное сердитым голосом. Иван, придя в себя от удивления, интересуется: «Какая у тебя кличка?». «Это у таких, как ты, дурак, неосознанных существ, клички, а у меня имя — Куда надо», — продолжает огрызаться лошадь. На предложение поехать куда надо животное меркантильно требует опустить в монетоприемник деньги – аппарат находится у нее под гривой. Очень современный подход, не лошадь, а убер. Рассматриваем поближе Куда надо – сделана она из дерева и пластмассы на совесть – броня, заклепки на ней, грива из экокожи, которую тут же на месте вырезают два парня… Художник-постановщик Анастасия Калимулина рассказывает, что эту движущуюся лошадь придумывали долго, потом конструировали, писали программу – как она должна ходить, разговаривать, высчитывали вес. В итоге сделали три идентичные лошади с разным функционалом, поскольку используются они в разных съемках. Та разговорчивая животина, которую мы видели, — основная — полностью механизирована и управляется с пульта. Есть и другая – водоплавающая, для будущих съемок на Ладоге, у нее нет ног, будет и третья, и она будет летать в гондоле воздушного шара. А еще ее озвучит очень известный ечловек, но это пока секреьт. Правда ведь, уже хочется посмотреть на все эти приключения?

Добрые и не очень молодцы и девицы-красавицы

Роман Евдокимов в роли Ивана чудо как хорош: военная форма на нем сидит, как влитая, высокий, стройный, русоволосый. «Это мой натуральный цвет»,- шутит Роман, кокетливо откидывая назад челку. Многие из нас запомнили актера в сериале Федора Бондарчука «Актрисы», но режиссер Александр Войтинский считает, что после «Огнива» Рома проснется по-настоящему знаменитым. «Он сразу понравился на кастинге. С какой планеты приехал? Сильный и мощный, искренний, живет ролью, придумывает много, все трюки делает сам, азартный, влюбленный в свою профессию», — щедро осыпает комплиментами Евдокимова режиссер. Сам Роман скромен.

«Каково мне тут сниматься?! По сути вы спрашиваете: как вам памятник ЮНЕСКО. Я гордость испытываю. Тут наш художник-постановщик пристроил к зданию крыльцо, состарил его и стал прибивать что-то – набежали сотрудники музея: «Что вы делаете, тут нельзя ничего портить!» — даже они приняли декорацию за исторический объект», — смеется Евдокимов.

«Это кино по мотивам сказки Андерсена, перенесенной в некую реальность, которая хорошо рифмуется с нашим культурным кодом. У Андерсена был солдат взрослый, потрепанный жизнью. А Ваня молодой, отчаянный, где-то полагающийся на авось, где-то на себя. Авантюрист. В начале запутавшийся, думающий, что он центр мира. Человек, который во всем ищет выгоду – «не он такой, а жизнь такая», — оправдывает он себя. К финалу он приходит с другим сознанием, царевна Даша окутывает его своей заботой, и он понимает, что мир крутится не вокруг него, что есть вещи поважнее. Довольно современный герой», — комментирует свой образ Роман.

Актер участвует в экшен-сценах, и действительно, как и сказал режиссер, все трюки рвется сделать сам, но команда постановщиков не всегда разрешает ему резвиться, «останавливает юношеский пыл». «Драка была на лестнице, за мной бегала толпа солдат, прыжки были всякие, это делал сам», — с восторгом вспоминает Роман. В свой солдатский наряд он влюблен, говорит, что хочет выкупить его после съемок: «Тут великие художники по костюмам, работавшие на всех фильмах Балабанова, делавшие знаковые для русского кино проекты – ничего не жмет, все шито по мне».

На площадке тем временем бьются на палках девочка и еще один красавец –Сергей Марин. Он играет наставника царской дочки Даши и учит ее драться. Сама же девочка будто вышла из знаменитых «Игр престола»: на ее женственном костюмчике местами нацеплены латы, светлые волосы убраны в толстые косы, на лице игривые веснушки. Антонина Бойко – пятиклассница, но актриса уже опытная. Говорит, что посещает театральную школу и снимается с первого класса. «Раньше приходилось даже занятия пропускать, столько проектов сразу было, приходила в школу – и после первого урока меня забирали, а сейчас пятый класс я хорошо закончила». Девочка признается, что на Новый год загадала именно такую роль — сыграть боевую царевну, и мечта сбылась! Драться ей совсем не страшно. «Я и в жизни могу за себя постоять. Вообще я не очень стеснительная – если надо на концерте выступить, скажем, к 9 Мая, сразу соглашаюсь. Совсем не волнуюсь». Готовясь к роли Даши, Тоня занималась уроками верховой езды, а еще раньше – и гимнастикой, так что с физподготовкой у нее все в порядке. С актерами у нее дружеские и взрослые отношения: Марин, репетируя с ней сцену драки, вовсе не сюсюкает, а деловито рассказывает, в какую сторону он будет бить. А Тоня – не промах во всех смыслах: признается, что собирается стать не только актрисой, но и режиссером, так что коллегам стоит с ней дружить.

… А на площадке становится весело. Прикатывают машину, наполненную водой, и с помощью брандспойта начинают имитировать дождик. На крыльце мокнет, но героически рубит дрова Михаил Трухин, а Виталий Хаев кому-то кланяется, а потом со злобой швыряет охапку поленьев. Оба актера едва узнаваемы: парики, нездоровый румянец и брежневские брови, видимо, символ злодейства.

Виталий Хаев рассказывает, что его герой Лиходей – просто олицетворение зла. Совершив в берендеевом царстве госпереворот, он взбирается на трон, разлучает царскую семью и околдовывает царицу Настасью Ивановну с намерением заполучить ее в жены. «Он был всегда слугой, глядя на тех, кто выше его, чувствовал свою ущербность, исходя из этого решил поменять свою жизнь. Что им движет? Деньги и власть, разумеется, — уверенно говорит Хаев. — Это главный злодей нашего сказочного блокбастера, его сущность – хитрость и коварство, обман и жестокость. А еще Лиходей умеет колдовать. Но поскольку в сказках добро всегда побеждает, мне надеяться не на что», — смеется Виталий. Актер признается, что всегда мечтал сыграть в сказке. Несколько раз заходил на эту территорию, однажды его даже утвердили на роль и сшили костюм, но началась пандемия, он заболел и все отменилось. «Огниво» для Хаева реванш за все сказочные неудачи.

Михаил Трухин играет злодея пожиже, менее статусного – Балалая. Мы застаем его в фазе, когда он слуга – костюм соответствующий: серая холстина, розовые башмаки, белые чулки. «Но потом я стану генералом, и у меня появятся усы и мундир», — хвастает Михаил.

«Имя Балалай, видимо, от того, что он балалает языком, — продолжает размышлять актер. — Он правая рука главного злодея в этой истории. Человек подловатый, хитроватый, себе на уме. Он из простых, из народа, настоящим злодеем ему не позволяет стать свойства ума. Но он человек сочувствующий. Есть ли шанс, что изменится? Думаю, нет. Он со своими переливами, вечно сомневающийся, хамелеонистый, мимикрирующий, пришедший к власти в результате переворота. Из солдата стал генералом, это сказка, в жизни так не бывает», — тонко улыбается бровастый Трухин.

В костюме Михаилу, по его признанию, совсем некомфортно – жарко, но ради красоты картинки он готов потерпеть. «С нами работают лучшая команда художников-постановщиков, гримеров, костюмеров. Это команда прошла «Конька горбунка» и «По щучьему велению» — они мастера чудес». А еще Трухина радует, что съемки позволяют насладиться внутренним туризмом: впереди Карелия, Санкт-Петербург – и всюду такие красоты… «Счастье, а не работа – создавать другую реальность, мы продавцы воздуха, сказок…».

А вот Ирина Старшенбаум – единственная на площадке, кто не источает веселье. Оно и понятно: актриса играет заколдованную Лиходеем царевну, у которой отшибло память. Она не помнит, что у нее есть муж, дочь, ходит, будто замороженная, с отрешенным лицом. Ирина признается, что этим образом авторы делают жирный реверанс в сторону советской классики. И мы вспоминаем: «Что воля, что неволя — все равно» — помните «Марью-искусницу», которой тоже злыдни стерли память, и сын которой вызволял ее из небытия?

На Ирине очень женственный холщовый плащ с капюшоном, как у Констанции из «Трех мушкетеров». В руках – старинный холщовый зонт. «Это еще что! Вы мое главное платье не видели, — «оживает» актриса. – Я увидела на примерке костюмов платье другого персонажа, расшитое львами, восхитилась, и тогда наш художник Надежда Васильева придумала для меня платье с ящерицами: «Хотела животных – получай!». Ирина играет не царицу в поисках любви, а мать. Ей уже приходилось создавать подобные образы в кино, и она рада, что получается сказка не для детей, а для всей семьи – умная, красивая и целостная история.

«Последний год у меня был полон серьезных драматических ролей в авторском кино, я мечтала о сказке, и вот мечта сбылась, счастье неожиданное случилось, и не хочется, чтобы это закончилось. У меня теперь всегда хорошее настроение, — смеется актриса, — материал тебя обнимает. Мир, созданный художниками, совершенно особенный. Сергей Сельянов и все наши продюсеры собрали такую талантливую команду – у меня ощущение большой поддержки художественной, обычно ты надеешься на себя, готовишься к сценам – а здесь выходишь и удивляешься: какие костюмы, все цеха потрясающе работают».

Еще раз про костюмы

Жители берендеева царства выглядят веселыми и празднично одетыми людьми. На массовку, их изображающую, любо-дорого смотреть: торговка гусями разгуливает в нарядном платье с кружевным воротником и белой нижней юбкой, на руках – беленькие нитяные перчатки, на ногах – белые же чулки, на шее – ряды украшений, а на голове туго накрахмаленный чепец. Кто-то из ее товарок расхаживает в кружевной шали, кто-то в переднике с рюшами. Как похорошело царство при Берендее!

Художник Ольга Михайлова рассказывает, что для горожан и слуг было сделано 50 комплектов одежды, для поля боя — 150. Плюс костюмы главных героев. Была придумана «фишка»: решили ткани не закупать, а отрисовывать – для придания эксклюзивности картинке. Художник Светлана Герасимова отрисовала диковинные принты, а потом их отпечатали на ткани. Найти производство, которое согласилось бы работать на небольших тиражах, да еще и в выходные и праздники, было сложно, но справились. А еще придумали вторую фишку: на костюмы слуг наносить гербы, которые по мере продвижения сказочного сюжета от света к лиходейской тьме будут темнеть на глазах. Поскольку создавали эклектику, в ход шло «все красивое» — орнаменты 18 века, а-ля испанское кружево, военные мундиры с красными и синими обмотками, словно из Отечественной 1812 года. Тонны литературы по истории костюма штудировались!

Волшебная Книга и прочие спецэффекты

Да, на «Огниве» большинство чудес – рукотворные, это принцип СТВ – точно так же они, главные специалисты по сказкам, снимали и «Конька-горбунка» и «По щучьему велению». Но компьютерные эффекты все же в кино будут. «Художники-графики ходят по пятам и следят, нет ли в кадре ничего лишнего, что им пришлось бы потом подрисовывать, — вздыхает режиссер. – После окончания съемок еще несколько месяцев будет продолжаться работа графиков. С чем они будут иметь дело? Волшебная книга, волшебный вихрь, крушение кораблей – это дорогие эффекты. Персонажи у нас настоящие и предметы тоже, все можно потрогать руками, но сказочное действие никто не отменял».

Итак, какие чудеса нас ждут? Продюсер Александр Горохов делится секретами: во-первых, из огнива высекается девочка Даша. Во-вторых, Лиходей колдует по волшебной книге, которую держит в клетке с красивым замком. Книг изготовлено две – одна обычного размера, вторая побольше – как раз для графики. Обе заполняются заклятьями (некоторые из них написал сам режиссер), но заклятье работает один раз – потом исчезает. И Ивану и Даше придется заново составлять их, для чего они отправятся в царство гомуров (гномов, их играют маленькие люди) и раздобудут волшебные чернила, потом они пообщаются с птицами-сестрицами (звездное камео некоей известной актрисы). Герои будут странствовать и по реке, и на воздушном шаре. Ну, и главный аттракцион – говорящая лошадка Куда надо. И везде потребуется графика.

Руководитель СТВ продюсер Сергей Сельянов, делающий большинством из нынешней команды, третью сказку подряд, говорит, что этот сложный жанр способен продемонстрировать все достижения и уровень кинематографа на сегодняшний день.

«Мне всегда хотелось снимать сказки — еще с 90-х годов, поэтому и анимацией отчасти занялся в свое время. Волшебные миры и волшебные пространства — я всегда этого хотел. В 2003-м году с Сергеем Овчаровым пытались придумать «Конька-горбунка» — и сценарий, и волшебный мир. Подсчитали – получилось невозможно дорого: 3 млн долларов и, к сожалению для себя, я отодвинул проект. А теперь мы дорвались. Семейное сказочное кино — самое дорогое, самое высокотехнологичное. Оно занимает передовые позиции в мировом кинематографе. Для этого надо было копить силы. Мы накопили».

По словам Сельянова, оставив от Андерсена совсем немного, перенеся сюжет на русскую почву, они, конечно, рискуют. Но… «Если ты делаешь честно, любишь и хочешь, все получится».

А мы и не сомневаемся. Ждать осталось недолго – всего полгода. Увидим!



Автор: Илона Егиазарова