12:08, 08.10.2023
Новости

Фестиваль «Маяк», 2-й конкурсный день: легко ли быть инопланетянином, женщиной, детдомовцем?

Киносмотр представил фильмы «Контакты», «Эра» и «Королевство», снятые начинающими авторами.

Любому дебютанту есть, что сказать миру. Логично, когда они берутся проанализировать то, что хорошо знают – жизнь молодых. Однако многих тянет высказаться и на темы вселенского масштаба.


?>

Странное поветрие образовалось в российском кино: появилось сразу несколько фильмов на инопланетную тему. На фестивале «Новый сезон» нам показали «Кибердеревню», герои которой осваивали Марс, а также «Чувства Анны» Анны Меликян, в которых героиня Анны Михалковой вступала в контакт с внеземной цивилизацией. На фестивале «Маяк» продемонстрировали картину с говорящим названием «Контакты» режиссера Дмитрия Моисеева.

Еще одно «Прибытие»

По сюжету в 1980-84 годах на Землю высадились инопланетные корабли с пассажирами — биопагами. Их миссия человечеству непонятна, и люди со свойственной им подозрительностью склонны считать, что это угроза. В провинциальном российском городке (хороша шутка про то, что «Россия не часть Вселенной») этих пришельцев называют Виталиками. В секретной лаборатории ведутся опыты над одним из них. Биопаги вырабатывают вещество под названием «прак» со вкусом яблочного уксуса, и люди считают, что оно обладает уникальными свойствами. Медсестра Нина (Ирина Саликова), участвующая в эксперименте, украдкой добывает прак для больного раком отца. Жизнь героини монотонна и скучна: уход за отцом, уход за пришельцем, свидания с редкостным нарциссом Игорем (Сергей Гилев) и мечты о собственном доме и семье. По ходу действия Нина привязывается к биопагу и проникается к этому склизкому рептилоиду эмпатией. Несмотря на то, что чудище Виталик довольно страшненькое на вид, оно и правда вызывает симпатию и желание приласкать. Но одни злые люди будут нещадно использовать инопланетянина, другие беспричинно его изувечат. Нина будет спасать – столько, сколько сможет. Выяснится, что от прака нет никакой ощутимой пользы – только ногти растут быстрее. И судьба пришельцев на Земле окажется незавидной. Лучше бы им вообще улететь назад, ведь миссия – вырастить новое поколение людей, способных вступить в контакт с инопланетным разумом — окажется проваленной: новое поколение еще агрессивнее и жестче предыдущего.

Фото со съемочной площадки фильма «Контакты»

Режиссер-дебютант Дмитрий Моисеев придумал довольно интересный мир – монохромный, скупой, жестокий. Но, кажется, вслед за Гильермо дель Торо и его «Формой воды» и Дени Вильневым с его «Прибытием» он просто пытается повторить: только женщина способна разглядеть в непознанном душу и попробовать выстроить с ней диалог.

Чеховская «Душечка» с муратовскими интонациями

Вениамин Илясов тоже выбрал для своего полнометражного дебюта «Эра» рассказ о женщине. 30-летнего режиссера почему-то заинтересовала судьба матери-одиночки, которая растит сына – инвалида-колясочника. Ее зовут Эра, а нарекли ее так в честь трехпрограммного радиоприемника. На самом деле программа у Эры одна – найти себе спутника жизни. Женщина сильно «за», полная и не сказать, чтобы красавица, с больным подростком на руках, она все же не теряет надежды. Вместе с сыном приезжает на черноморское побережье в домик покойной матери. Стол под уютным абажуром, проигрыватель с заграничными пластинками: «Бабка твоя декадентка, никогда ее не понимала», — раздраженно говорит Эра. «ТоскА», — объявляет она Андрюшке, ставя диск с оперой Пуччини «ТОска». А потом обувается в красные туфли и идет искать приключения на свой аппетитный зад.

Приехавшую сюда с подарками дочку быстро прогонит, хоть та и жила в этом доме и ухаживала за бабушкой: нечего поучать и мешать строить личное счастье. А вот для неговорящего, обездвиженного Андрюшки – даже обкакавшегося – всегда найдет ласковые и нежные слова. Сначала в их доме появится мужичок, который подвезет их на мотоцикле. Она накормит его. Тот ей туфли починит, да сильно напьется – каши с таким не сваришь и испортившуюся машину не починишь. Потом Эра встретит лысого Толю (Федор Лавров) и тоже накормит и спать рядом с собой положит. Андрюшка будет молча ее осуждать, ревновать и возмущенно свистеть в свисток – когда она будет уединяться с Толей. Ухажер будет говорить ласковые слова, купать Андрюшку в море, но на работу ходить не станет. И автомобиль Эры увезет с обещанием продать с тем, чтобы купить электроколяску Андрюшке, однако денег не принесет. «Не в деньгах счастье!» — махнет рукой Эра и сама устроится на работу, в ресторан, откуда начнет таскать то консервы, то растительное масло. Будет просить не бросать ее, будет наряжаться для него. А Толя в ее отсутствие станет рыскать по дому в поисках ценностей и говорить гадости Андрюшке. Когда он исчезнет, она скажет сыну: «Не станем на него зла держать» и снова обуется в красные туфли и отправится на «охоту». Третий окажется гастарбайтером из Средней Азии. Его она тоже накормит («Тебе всех кормить надо?» — уточнит у нее появившаяся ненадолго подруга) и тоже оставит дома. Он тоже не станет ходить на работу, зато перевезет сюда свою родню. Она нарисует себе монобровь, наденет тюбетейку и сыграет шумную свадьбу по диковинным обычаям. А сын уже и свистеть перестанет – отчается.

Кадр из фильма «Эра»

Кто она, Эра? Женщина, не способная чувствовать себя целой, если рядом нет мужчины? Зависимая от любви и секса? Эгоистка? Много таких в реальной жизни, точно подмечено. Режиссер считает, что она из породы людей с «обостренным инстинктом самосохранения, способных снова и снова подниматься после падений и начинать все заново». Однако хоть витальность героини и обаятельна, но ее неумение жить самой по себе просто бесит. Действие фильма разворачивается во времена, когда женщины еще носили комбинации – середина 1980-х? Но ощущение, что это новая экранизация «Душечки» Чехова. Помните, как классик писал об этой растворяющейся в мужчинах героине: «Ее душа опустела, потому что жить самою собой, своими только делами и заботами «душечка» не умела»?

Кадр из фильма «Эра»

В фильме яркий актерский ансамбль. Геннадий Блинов, играющий сына Эры, ограничен в способах выражения своих эмоций, но глазами ему удается показать и стыд, и возмущение, и желание, и отчаяние. Марианна Шульц в роли Эры очень хороша – от ее внешних перевоплощений глаз не отвести. Невозможно не отметить и актера эпизода Жана Даниэля, известного по фильмам Киры Муратовой. Кстати, есть в «Эре» жирные оммажи фирменному муратовскому стилю: это и персонажи, например, продавщица фейерверков в диком наряде, и чуть переиначенная знаменитая фраза Ренаты Литвиновой «Женщина, вы, что, больная?». Жан Даниэль, сыгравший тут экстравагантного художника и графомана в шелковом халате, отца Андрюшки, тоже часть этого абсурда. Его герой как бы довершает галерею образов мужчин-ничтожеств. Кажется, по Илясову, у женщин в этой жизни есть только два пути – либо уничтожить мужчин совсем, либо пребывать в вечном поиске. Так себе месседж.

Несказочное «Королевство»

Для Татьяны Рахмановой фильм «Королевство» — тоже полнометражный дебют. Тему режиссер взяла сложную и важную – что происходит с воспитанниками детских домов после окончания учебы. Куда они отправляются? С кем? С какими диагнозами? Могут ли социализироваться?

Герои фильма отмечают выпуск из детдома пышно: все полагающиеся им деньги тратят на грандиозный двухдневный праздник — арендуют роскошный особняк, накрывают красивый стол. Эти два дня – иллюзия сбывшейся мечты о доме, любви и благополучии. Но праздник обернется трагедией. В доме появится оружие, кто-то умрет, полиция приедет брать эту разукрашенную крепость штурмом… На пару минут кино превратится в «Межсезонье» Александра Ханта.

Люди, в чьих психологических характеристиках написано «Отсутствие горизонта планирования», не способны адекватно реагировать на привычные нам бытовые вызовы. Им страшно выходить туда, где начинается новая жизнь. Им страшно коммуницировать с кем-то, кроме своих. Замереть, затаиться, продлить ощущение праздника – вот то немногое, что они могут. Татьяне Рахмановой удалось создать особенный мир особенных людей, она нашла интересных непрофессиональных актеров, но лютая артхаусная манера повествования, когда камера задерживается на чем-то гораздо дольше позволительного, когда диалоги порой бессмысленны и беспощадны, делает просмотр мучительно трудным.

Кадр из фильма «Королевство»

День дебютов выдался сложным, возможно, он компенсируется днем признанных мастеров — в конкурсную гонку вступает тяжелая артиллерия – Алексей Федорченко, Дмитрий Давыдов и Любовь Мульменко.

Читайте также:

Фестиваль «Маяк»: поющий Юра Борисов, неприкаянный поэт Борис Рыжий, ждущая Дарья Екамасова и просветленный Олег Гаркуша

Стало известно, какой фильм откроет кинофестиваль «Маяк»

В Геленджике открылся фестиваль актуального российского кино «Маяк»: вы слыхали, как поет Юра Борисов?



Автор: Илона Егиазарова
Фото: Пресс-служба