15:34, 26.10.2023
Новости

Рецензия на фильм «Императрицы»: триптих о матерях и мачехах Отечества

Зарисовки об эпохе, в которой Россией правили женщины.

XVIII век в истории России стал эпохой дворцовых переворотов. После смерти Петра I возвышенные его волей «птенцы гнезда Петрова» из царедворцев превратились в царетворцев, способных на штыках гвардии вознести на престол новых властителей. Политическая обстановка менялась с доселе невиданной скоростью, и непотопляемые ветераны придворных баталий могли в одночасье потерять все и отправиться в ссылку в Сибирь. Об этом увлекательном периоде рассказывает документально-художественный фильм «Императрицы».


?>

Режиссер Андрей Кравчук, ранее снявший высокобюджетные исторические блокбастеры «Адмиралъ», «Викинг» и «Союз спасения», в 2022 году открыл для себя новую нишу, выпустив на большие экраны картину «Петр I: Последний царь и первый император», где игровые вставки с живыми актерами перемежаются комментариями от экспертов, анимационными фрагментами и инфографикой. Спустя год Кравчук представил публике фильм «Императрицы», повествующий о судьбе молодой Российской империи после смерти великого самодержца.

«Императрицы» начинаются с того, чем закончился «Петр I»: государь (Иван Колесников) умирает, не оставив завещания. Александр Меньшиков (Игорь Гордин), заручившись поддержкой гвардии, добивается коронации вдовы императора Екатерины (Ксения Утехина) и тем самым создает тревожный прецедент. Почувствовавшие власть на кончиках пальцев аристократы начинают пытаться установить в стране конституционную монархию или посадить на трон марионеточного правителя, которым легко управлять.

Игорь Гордин в фильме «Императрицы»

Центральным персонажем фильма становится Елизавета Петровна, дочь первого императора. В зрелом возрасте ее играет Юлия Пересильд, в юном Анастасия Талызина, а в детстве — Мария Пересильд. За всеми судьбоносными моментами в истории страны мы наблюдаем как бы через ее плечо. Из большеглазой девушки, мечтающей выйти замуж за короля Франции, она превращается в «солдатскую императрицу», которая крестит детей петровских гвардейцев и поет для них песни собственного сочинения. Одна из песен на стихи императрицы Елизаветы звучит в фильме в исполнении Юлии Пересильд, и на пресс-конференции актриса призналась, что этот эпизод оказался для нее одним из наиболее сложных. Отдельно стоит отметить образ стареющей Елизаветы Петровны, в котором виртуозную игру Пересильд дополняет крайне реалистичный пластический грим.

Анна Уколова в роли Анны Иоановны фильме «Императрицы»

Как и в предыдущем фильме Кравчука, в «Императрицах» закадровый текст читает Константин Хабенский. Озвученные им краткие исторические справки помогают разобраться в хитросплетениях политических интриг и вспомнить, кто кому приходится братом, сватом или племянником, так что понять, что происходит на экране смогут даже те, кто в школе прогуливал уроки истории. Периодически на экране возникают видеовставки с комментариями от приглашенных спикеров. Андрей Кравчук решил, что раз речь идет об императрицах, то и экспертами должны быть исключительно женщины — историки, стилисты, культурологи и даже президент Всероссийской федерации художественной гимнастики Ирина Винер, которая как никто другой знает, как разглядеть в глазах девочки-подростка уготованное ей величие.

Юлия Пересисльд в фильме «Императрицы»

По сравнению с предыдущим фильмом количество анимационных фрагментов и вставок с комментариями экспертов заметно уменьшилось, практически весь хронометраж отдан под сцены с живыми актерами. На экране присутствуют дамы в богато украшенных платьях, кавалеры в напудренных париках и сияющие позолотой интерьеры Большого Екатерининского дворца в Царском Селе. При этом по зрелищности «Императрицы» все же уступают «Петру I», поскольку практически полностью посвящены придворным интригам, а не сражениям и военным кампаниям. Единственная битва, подробно разобранная в фильме — это сражение у деревни Кунерсдорф, переломившее ход Семилетней войны, но даже она показана при помощи анимации.

Тизер-трейлер фильма «Императрицы»

Несмотря на то, что главными действующими лицами заявлены императрицы, в картине хватает интересных мужских персонажей. В соответствии с историческими реалиями во время правления Анны Иоанновны (Анна Уколова) страной фактически управляет Эрнст Бирон (Павел Ворожцов), а при Елизавете Петровне постоянно находится ее фаворит Разумовский (Роман Васильев). Между восседающими на троне женщинами и окружающими их мужчинами постоянно ощущается напряжение: одни обладают властью, другие жаждут ее. Это напряжение достигает пика в финале картины, когда среди действующих лиц появляется Петр III — Евгений Шварц играет его примерно в той же манере, что и Николас Холт в сериале «Великая», и благодаря его стараниям будущий монарх вызывает резкую неприязнь уже после первого появления в кадре. В совместных сценах между Шварцем и Пересильд воздух словно наполняется искрами.

Кадр из фильма «Императрицы»

Основной проблемой фильма можно назвать его относительно скромный хронометраж. Сценаристы пытаются уложить в два часа экранного времени 70 лет российской истории и раскрыть судьбы трех правительниц, попутно рассказав, что они сделали для страны и какое оставили наследие. Светлана Дружинина в «Тайнах дворцовых переворотов» разбирала те же события значительно более подробно и обстоятельно, а «Императрицам» все-таки тесно в формате полного метра, ведь в биографии каждой из героинь событий хватит на целый сериал — доказано примером «Елизаветы». Возможно, материала съемок как раз и хватит на сериал, который мог бы современным детям заменить учебник истории. По крайней мере, режиссеру Андрею Кравчуку стоит над этим задуматься.

Смотрите фильм «Императрицы» в кино с 26 октября.

Читайте также:

В Москве состоялась закрытая премьера фильма «Императрицы»: Юлия Пересильд с дочерьми на красной дорожке

Стала известна дата выхода фильма «Императрицы» с Юлией Пересильд в главной роли



Автор: Леонид Кискаркин
Фото: Кадры из фильма