Царское Село в прекрасную весеннюю пору – природа еще не зацвела пышным цветом, поэтому внешнее пространство кажется аскетичным. Зато внутри Екатерининского дворца – роскошь, изящество и местами даже чрезмерность. Уже на входе видим огромную массовку: дамы в кринолинах, мужчины в военной форме… И только настраиваемся погрузиться в куртуазную атмосферу XVIII века, как замечаем, что наши персонажи едят из пластиковых тарелок кинокорм и пьют чай из пакетиков. Все-таки, как изменилась наша жизнь за эти два с лишним столетия.
Нарядные люди в камзолах и белых париках проносят по лестнице музыкальные инструменты. Да мы попали на бал! В Большом зале с натертым до блеска паркетом, с зеркалами в золоченных рамах режиссер Андрей Кравчук («Адмирал», «Викинг», «Петр I. Последний царь и первый император») выстраивает мизансцену: музыканты принимают выразительные позы у своих инструментов, а пары застывают в танцевальной позиции – еще несколько минут, и раздадутся звуки прелестной музыки, и герои закружатся в вихре пляски. И тут входит она – императрица, Юлия Пересильд, играющая роль Елизаветы Петровны в зрелом и пожилом возрасте. На актрисе парик, роскошное платье цвета охры, но образ не выглядит перегруженным, императрица кажется какой-то сегодняшней, озорной, настоящей.
С корабля на бал
Конечно, первый вопрос о том, кем ответственнее быть – первой в космосе (фильм «Вызов») или первой на престоле и каково это попасть с корабля на бал. И Юля отвечает: «В этом и есть плюс той профессии, которой я занимаюсь. Благодаря ей я попала на корабль. Благодаря ей попала и на бал. Я эту эпоху никогда не играла, меня даже на пробы не звали. И рада, что встретилась именно в таком проекте режиссером с Андреем Кравчуком».
Юлия Пересильд и режиссер Андрей Кравчук на съемках фильма «Императрицы»
«Почему переворот под ее предводительством поддержали гвардейцы? Да потому что она навещала их семьи, крестила их детей, многих знала по именам. Она действовала не через помощников, — говорит Юлия. — У нее достаточно чистая честная биография. У нее были свои беды, она действительно ни разу не была замужем, хотя очень этого хотела — так несчастливо складывалась ее судьба, у нее не было своих детей, и это стало во взрослом возрасте проблемой и болью. Но ее невозможно за это осуждать. Она была очень верующим человеком. Есть смешные воспоминания: когда она отправлялась в церковь пешком, за ней следовали кареты, она иногда не выдерживала – садилась в них, проезжала какое-то расстояние, а потом возвращалась и снова шла с того же места пешком. Все это яркие человеческие проявления. Она была живой!», — объясняет актриса.
Юлия признается, что, играя Елизавету, конечно, помнила об осанке, прямая спина – в наше время привычка исчезнувшая, но с манерами не перебарщивала.
Кадр из фильма «Императрицы»
Ну и конечно, Юлию Пересильд как актрису не может не пленить одержимость Елизаветы искусством. «Она создала первый русский театр, как ее не благодарить? И вообще была фанаткой спектаклей, плакала в театре, восхищалась и была искренней, насколько это возможно, когда ты правитель. Она создала Академию художеств, возвеличила Растрелли. Она построила Екатерининский дворец, много чего создала. И главное — перед тем, как взойти на престол, она молилась – и это показано в фильме: ее главным обещанием было то, что не прольется кровь. И она почти его исполнила, при ней было мало войн, к сожалению, только под конец ее жизни ситуация вышла из-под контроля. При ней расцветало искусство, при ней люди выдохнули из-за постоянного военного положения. Ее политика была направлена на мир, на жизнь, на радость, искусство, красоту», — резюмирует актриса.
Царская гардеробная
Юлю зовут в кадр, и она отправляется играть сцену на балу — ей предстоит плясать. Рисунок танца странный и непростой – оказывается, он точно воссоздан по канонам XVIII века. Еще Юля в фильме поет и тоже в аутентичной манере. Композитор картины специально воссоздавал романс по партитурам эпохи, а слова – самой Елизаветы.
Юлия Пересильд в фильме «Императрицы»
Каждая женщина, наверное, мечтала бы оказаться на месте актрисы – хотя бы для того, чтобы примерить роскошные платья и «пожить» в этих исторических интерьерах. Наряды отшивались специально для Юли, и их 15, а париков 10. Художник по костюмам Екатерина Шапкайц говорит, что при изготовлении костюмов воспроизводили исторический крой и использовали только натуральные материалы. Ткани собирались со всего мира, художник по костюмам лично летала в Китай для отбора недостающих материалов.
У Елизаветы Петровны – страшной модницы — после пожара оставалось более 15 тысяч платьев. А до – около 40 тысяч. В день она переодевалась по 3-4 раза. «Не знаю, все ли свои платья она смогла выгулять, но намерения были», — улыбается Юлия и признается, что костюмы, несмотря на корсеты, которые она надевает впервые в своей карьере, не доставляли ей особых неудобств.
Мария Пересильд в фильме «Императрицы»
А вот дочери Маше пришлось помучиться: в жизни она носит спортивные костюмы, рокерские куртки и «все такое висявое», как говорит Юлия, а тут ей сшили прекрасное платье лимонного цвета. «Это было так забавно!», — комментирует внешний вид дочери актриса. Попала на роль маленькой Елизаветы Маша так: искали сходство с Юлией и решили не экспериментировать, тем более, что у девочки уже был актерский опыт к тому времени – она сыграла роль мальчика Саши в фильме отца, Алексея Учителя, в фильме «Цой». По словам родителей, Маша совсем не увлечена актерской профессией: на съемках «Цоя» ей пришлось прятать свои чудесные волосы в парик, и тот так туго стягивал голову, что от съемок остались не очень приятные воспоминания. Кроме того, у Маши явные режиссерские амбиции – она уже снимает видеоролики и даже проводит пробы среди одноклассников. Но сыграть юную царевну все же согласилась. Как проходили пробы – Юлия не знает, она на них не присутствовала, но выйдя с них, дочь заявила: «Режиссер такой умный!». Совместных сцен с мамой у нее в фильме, понятное дело, нет – ее эпизод связан с Петром Великим, с его нежной любовью к своей «Лисавет» и обещанием выдать замуж за французского короля Людовика XV.
Кадр из фильма «Императрицы»
Зефир, кровавое барокко и оптический обман
Подготовка к историческому проекту – дело трудное и ответственное, всегда находятся те, кто говорят, что «в кадре пуговицы не те». Помня о том, какие толстенные книги читала Юля при подготовке к космическому проекту «Вызов», спрашиваем, какие издания штудировала на сей раз. «Императрицы» — тот уникальный случай, когда режиссер настолько погружен в материал, что становится коучем. Мне не пришлось ничего читать, да и не нашла бы я такого количества фактов, о которых рассказал Андрей Юрьевич. К моменту, когда мы вступали в съемки, у меня было такое количество информации, что надо было успеть ее переработать». При этом на проекте, конечно, трудились историки, которые консультировали авторов. Юлия Пересильд запомнила, что у историков к Елизавете «есть вопросы», при ней, мол, у России почти не было захваченных земель, но актрису это совсем не смущает: «Она женщина и не изображала из себя мужчину-правителя. Она не так мало сделала, чтобы у людей появились права и обязанности».
Разговор об исторической точности немыслим без анализа пространств, интерьеров, декораций. И мы отправляемся искать на съемочной площадке тех, кто за это отвечает. Оператор Морад Абдель Фаттах, уже снимавший с Андреем Кравчуком «Петра I», признается, что тут в Екатерининском дворце настолько красиво, что ничего дополнительного применять не требуется. «Снимать балы и сражения интереснее, чем разговаривающих людей. Но моя работа не должна быть заметой – зрители не должны отвлекаться на изображение, а погружаться в естественную красоту. Большой зал Екатерининского дворца с его фресками приводит в восхищение и важно просто передать эту атмосферу величия. Самое главное – драматургия, мы помогаем ей развиваться, не отвлекая».
Здание Двенадцати коллегий
Морад рассказывает, что до Царского Села снимали и в других локациях — например, казнь придворного интригана Остермана — на площади у Здания 12 коллегий. Были сцены и на «природе», и оператор выяснил для себя, что лошади очень боятся камер. Снимали и в усадьбах псевдо XVII века: в период историзма, в начале ХХ века, богатые люди начали строить себе особняки в стиле рококо или британском стиле, там каждый зал воссоздавал какую-то эпоху. Дом юриста, Дом архитектора в Санкт-Петербурге – яркие тому примеры, здесь тоже снимали, правда, помня о всевозможных ограничениях, а потом уехали в Москву, построили декорацию и делали в ней, что хотели. Нехватку пространств компенсировали за счет оптического обмана.
Как еще обманывают зрителя, нам рассказала художник-постановщик картины Мария Турская. По ее словам, есть секрет, как сделать пространство дворцовым: нужно просто правильно просчитать пропорции. Во дворце все огромное – вазы, мебель, узоры, и, если использовать, скажем, обычные шкафы и диваны – они покажутся карликовыми. Гиперболизация же возвышает и возвеличивает пространство. «Я просто представляю себя живущей в этом столетии, представляю, как ходили тут люди по этим музейным залам, какой тут был свет – и решаю, какой интерьер с учетом света тут нужен, какое платье для этого интерьера подходит, как ходить в нем – сразу становится все понятно. Я пользуюсь предметами, будто это мазки в палитре – и создаю картину в 3D, вот и весь секрет», — говорит Турская.
Кадр из фильма «Императрицы». Юлия Пересильд в анфиладе Екатерининского дворца
По мнению Марии, совершенно неважно, какие предметы населяют эту картину – современные, или имеющие какую-то художественную ценность. Никто этого не оценит, зритель не отличит, настоящий паркет в кадре или линолеум с печатью. «Для художников главное — погрузить в атмосферу, создать композицию – поэтому раньше фильмы и назывались кинокартинами», — комментирует Мария. Ее не страшит, что кто-скажет: «В кадре царь не настоящий». «Сценарий – конструкция истории, а моя работа — соткать волшебный мир», — считает художник-постановщик.
В Екатерининском дворце невероятная анфилада комнат, и это весьма эффектно — показать в кадре стремительный проход императрицы, такое в декорациях не построишь. Но снимать во дворцах и дорого, и трудно – нельзя, например, зажигать свечи, касаться исторических предметов, да и носить бахилы съемочная группа обязана, а за всеми не углядишь. Поэтому такие локации используются точечно и на пару дней. Зато в павильонах можно выстроить спальни, кабинеты.
Анна Уколова в фильме «Императрицы»
Фильм «Императрицы» показывает нам портрет не только Елизаветы Петровны, это картина об уникальном периоде в истории России, когда страной правили сменяющиеся друг друга женщины. В ленте показаны и Екатерина Первая (Ксения Утехина), и Анна Иоановна (Анна Уколова), и Анна Леопольдовна (Александра Велескевич), и будущая Екатерина Великая (Ольга Лерман). Характер каждой художник-постановщик подчеркивала несколькими говорящими деталями. «Они разные люди. Екатерина Первая – не принцесса по рождению, девушка деревенская, и эта деревня из нее никуда не уехала. Для Анны Иоановны — большой женщины, любящей охоту, яростные развлечения – битвы карликов, глупые шутки — мы подбирали картины с изображением дичи, тухлых кроликов, интерьеры красного, мясного оттенка. В таком никогда не могла бы оказаться кроткая Елизавета – ее так и называли. Она была утонченной барышней, у нее в комнатах все голубое, завиточки рококо, птички, цветочки, горочки с зефирками и конфетами – вот это Елизавета. Яростное и тяжеловесное барокко не для нее. Екатерина Великая в нашем фильме пока молоденькая, только пришла ко двору, только вышла замуж за Петра III, но характер уже ясен. При Елизавете этот дворец был золотом расписан. Екатерина же, едва придя к власти, все закрасила белым, не любила она золото, любила дворец в Петергофе, его строгое и аскетичное барокко, в нем и жила. А этот, в Царском Селе, для приемов и больших балов использовала, приезжала сюда по случаю», — объясняет художник-постановщик.
Мария Турская старается подходить к своим задачам «как художник с сердцем», а не как ученый. И ей из всех императриц ближе всего Елизавета.
Кадр из фильма «Императрицы»
Ночной император
Мы перемещаемся в церковь Вознесения при Царкосельском дворце. Синяя с золотом – она выглядит свежо и нарядно: ее воссоздали совсем недавно, работы закончились только в 2020 году. Дворец сгорел в Великую Отечественную войну, церковь частично сохранилась, но немцы вывезли отсюда весь иконостас. Именно в этом храме состоится судьбоносная встреча юной Елизаветы с Алексеем Разумовским: он будет петь в церковном хоре, она придет сюда помолиться. Их роман вспыхнет не сразу, но будет длится долго. Разумовского играет в фильме Роман Васильев, и он очень нервничает. «Сложно переключаться с современности на такое костюмное кино. Я понимаю, что в этом и состоит суть моей профессии, но технически мозг не поспевает переходить в другую фазу, — говорит актер. — Мой Алексей Григорьевич — ночной император, как его называли. Мне самому нравится, что о нем нет много информации. Я пытался искать, но нашел две краски: он был скромный и набожный человек. Сегодня я играю Разумовского поры юной Елизаветы. Ее роль исполняет Настя Талызина. Мы, спелись, нам комфортно, мы на «ты». Любви между нашими персонажами пока нет. Нам, к сожалению не выпало сыграть страсть, которую у героя с Елизаветой будет дальше»…
Роман Васильев в фильме «Императрицы»
Романа зовут на площадку, а мы пытаемся выяснить, у главных членов команды, о чем же все-таки это кино. «Цари не те, кто первые среди людей. Это те, на ком большая ответственность. Как только в головах властителей мира это созреет, тогда и начнется на Земле радость, мир и любовь. И цари, и правители избраны народом или Богом только для одного — чтобы те, люди, которые живут, рождаются и даже умирают под их управлением, были насколько это возможно счастливы», — резюмирует Юлия Пересильд.
Андрей Кравчук с актрисой солидарен: «Наш фильм о том, как молодая империя в результате дворцовых переворотов оказалась в руках женщин. Петр I подтолкнул Россию вперед, и эта энергия, этот толчок позволил стране не только устоять, но и приобрести красоту и авторитет».
Читайте также:
От Татьяны Окуневской до Юлии Пересильд: кто еще играл императрицу Елизавету Петровну в кино
Рецензия на фильм „Императрицы“: триптих о матерях и мачехах Отечества
Юлия Пересильд рассказала, в чем завидует императрице
Юлия Пересильд рассказала о совместных съемках с дочкой в картине „Императрицы“