12:54, 09.02.2024
Новости

Неспешная картина об убийственной жалости. Рецензия на фильм «Поцелуй»

Билле Аугуст снял фильм о любви накануне Первой мировой войны.

Фильм Билле Аугуста «Поцелуй», основанный на романе Стефана Цвейга «Нетерпение сердца», был впервые представлен публике осенью 2022 года на Международном кинофестивале в Варшаве. В феврале 2023 года он вышел в широкий прокат, а год спустя добрался и до российских экранов.


?>

Действие фильма «Поцелуй» происходит в Дании весной 1914 года. Молодой офицер Антон (Эсбен Смед), выходец из небогатой семьи, получил предложение поступить на службу в драгунский полк — весьма престижное воинское подразделение. Драгун должен сам приобрести для себя форму и коня, такие траты ему не по карману, так что молодой человек вынужден идти на поклон к тетке (Лэйн Линд), которой он обещает все вернуть и не посрамить честь семьи.

Во время прохождения службы Антон помогает благообразному старичку вытолкнуть забуксовавший в грязи автомобиль, и позднее узнает, что пожилой господин — барон Левенскольд (Ларс Миккельсен), живущий в шикарном старинном замке неподалеку. Благодарный Левенскольд приглашает молодого офицера на ужин, где Антон сперва танцует с племянницей барона Анной (Розалинд Мюнстер), а затем приглашает на танец его дочь Эдит (Клара Росагер), которая весь вечер скромно сидела в уголке. Этот невинный жест вызывает ручьи слез из глаз девушки — оказывается, у Эдит травма позвоночника, и она не может даже ходить без посторонней помощи.

Кадр из фильма «Поцелуй»

Сгорающий от стыда за свой поступок Антон сбегает из замка и на следующий день посылает Эдит в качестве извинений букет из белых роз. Очарованная его поступком дочь барона просит Антона снова зайти к ним в гости и выпить с ней чаю, и вскоре молодой офицер становится завсегдатаем в замке у Левенскольда. Барон стар, богат и тяжело болен, его единственная наследница не избалована мужским вниманием и явно симпатизирует Антону, а он в свою очередь отчаянно нуждается в деньгах. Казалось бы, паззл складывается, но Антон — хороший человек, он не может даже помыслить о том, чтобы через постель Эдит завладеть состоянием ее отца. Кроме того, он весьма зависим от общественного мнения, а товарищи-офицеры только и делают, что судачат за игрой на бильярде, о том, как надо себя не уважать, чтобы жениться на калеке.

Кадр из фильма «Поцелуй»

Так начинается история сложных и болезненных отношений, наглядно иллюстрирующих максиму о благих намерениях, которыми вымощена дорога в ад. Старик Левенскольд мучается от чувства вины перед дочерью за произошедшее с ней несчастье, а потому готов оплачивать ей любых врачей, потакать всем капризам Эдит и даже подарить ей «живую игрушку» в виде молодого офицера. Антон в свою очередь страдает от патологического желания всем угождать и неумения говорить «нет». Драгун сперва дарит барону и его дочери ложную надежду, а затем, понимая что он в ответе за тех, кого «приручил», увязает все глубже в этом болоте, поскольку понимает, что теперь весь хрупкий мир Эдит держится только на нем, и уйти — значит убить ее. Но и сама Эдит — не несчастная девушка, жаждущая любви, а избалованная вниманием манипуляторша, которая не раз повторяет, что не нуждается в жалости, но при этом очень хорошо умеет использовать свою травму, чтобы получать желаемое. Каждый из героев жаждет быть счастлив, но при этом мы отчетливо понимаем, что счастье для них невозможно, ведь сослуживцы Антона уже обсуждают в казарме смерть эрцгерцога Франца Фердинанда, и над всеми навис дамоклов меч Первой мировой войны.

Кадр из фильма «Поцелуй»

Роман Цвейга «Нетерпение сердца» получил несколько экранизаций, в последней из которых, мини-сериале Сергея Ашкенази «Любовь за любовь», действие было перенесено в царскую Россию. Каждый режиссер по-своему рассказывает эту историю, и Билле Аугуст делает ставку на крупные планы лицс актера Эсбена Смеда. По мере развития событий мы видим в глазах его героя нарастающий ужас, у Антона взгляд загнанного зверя, который попал в капкан и теперь собирается отгрызть себе лапу, чтобы спастись. В начале фильма Антон после очередного визита к барону покидает замок бодрым пружинящим шагом. В середине он бредет обратно к казарме, словно в полусне, на ходу оттягивая воротник формы и вытаскивая пропитанный потом подворотничок. Наконец, перед кульминацией картины он бежит, не разбирая дороги, и, примчавшись в бар, вливает в себя одну за другой несколько рюмок крепкого алкоголя.

Кадр из фильма «Поцелуй»

Аугуст цитирует рассуждения Цвейга о том, что жалость может быть как спасительной, так и губительной, но при этом режиссер оставляет зрителю пространство для собственной трактовки происходящего на экране. Был ли Антон трусом, не способным принять последствия собственных решений, или просто излишне мягкотелым человеком, в котором сострадания больше, чем здравого смысла? Любила ли Эдит его на самом деле, обратила бы она внимание на нищего офицера, если бы была здорова? Возможна ли ложь во спасение?

Фильм Билле Аугуста выглядит старомодным и несовременным — не только из-за костюмов и декораций, соответствующих Дании начала прошлого века, но и благодаря выбранной режиссером неспешной манере повествования с обилием крупных планов и почти театральными диалогами. И все же именно в этой старомодности и кроется особое очарование картины в которой единственный поцелуй, вынесенный в название, может передать целую гамму эмоций, спасти или погубить.

Кадр из фильма «Поцелуй»

Смотрите фильм «Поцелуй» в кинотеатрах с 8 февраля

Читайте также:

Кто такой Зорро: копаемся в истории, вспоминаем экранизации



Автор: Альбина Кискаркина