18:00, 26.02.2024
Новости

Последний киносценарий Алексея Балабанова превратили в спектакль

25 февраля в Новом Пространстве Театра Наций прошел вечер в честь 65-летия культового режиссера.

Неснятая история «Мой брат умер» получила сценическое воплощение. В проекте приняли участие молодые актеры Елизавета Мартинес, Григорий Артеменко, Анна Соколкова и Илья Гененфельд. Теперь последняя работа Балабанова вошла в репертуар Театра наций.


?>

Юбилейный вечер прошел в формате творческой встречи. Сначала о Балабанове вспоминал его ближний круг — продюсер Сергей Сельянов, в сотрудничестве с которым были сняты все хиты режиссера, и его вдова и художник по костюмам Надежда Васильева. А затем режиссер Максим Соколов представил постановку по неснятому сценарию Балабанова «Мой брат умер».

Сергей Сельянов вспоминал нищую молодость Балабанова, когда тот, отработав четыре года на Свердловской киностудии, приехал делать кино в Ленинград. Его первой картиной стали «Счастливые дни» по Беккету, далее «Замок» по Кафке. Но на киностудии его считали «одноразовым режиссером», не верили в будущее и платили копейки. Сельянов со смехом рассказал историю о том, как в 1990-е на СПиЭф, созданной Алексеем Германом в поддержку молодых кинодарований, Балабанову как режиссеру «Счастливых дней» бухгалтерия назначила тройную зарплату — (надбавки полагались главным участникам съемок), и как Герман лично сократил зарплату в три раза. «Герман считал, что денег вообще не должно быть. То есть лучше бы их не было. И с ним можно согласиться», — резюмировал Сергей Михайлович. По словам Сельянова, у Балабанова ходили в друзьях бандиты, которые обещали денег на кино, но обманывали.

Васильева поддержала Сельянова, вспомнив, «из какого сора» она делала костюмы для картин мужа. Растянутый свитер Сергея Бодрова в фильме «Брат» был найден на Уделке — питерской барахолке. Пальто героя Виктора Сухорукова перекочевало в фильм из надеждиного гардероба: дорогую верхнюю одежду, которую тогда носили «все богатые женщины», Балабанов купил жене в Германии. «И если вы не видите в кадре женскую застежку, значит, кино хорошее, — улыбается Васильева. — У меня было 200 долларов — на все костюмы в „Брате“. Но у меня было много друзей, и у каждого из них была одна хорошая вещь — я все их забрала… ». Платья для «Замка» шились из льяных полотенец, а шапочки из проеденного молью фетра. «Слово „дубль“ мы тогда не знали, пленку Сельянов купил у английского режиссера Бернарда Роуза, снявшего „Анну Каренину“, одежду собирали по друзьям...» По словам Васильевой, первый нормальный бюджет у Балабанова появился на фильме «Морфий».

Надежда Васильева и Сергей Сельянов

Сценарий «Мой брат умер» был окончен Алексеем Балабановым за три дня до смерти — 15 мая 2013 года. Это история о слепом парне, который видит мир глазами умершего брата-близнеца. Он живет довольно замкнутой жизнью, питаясь атмосферой романов Федора Достоевского и Николая Лескова. Но однажды он влюбится. И это станет начало конца. Или новым началом?

Переложить балабановский язык на театральную постановку — задача довольно сложная, но режиссер Максим Соколов признается, что это и не спектакль, а художественная читка, возможность «предугадать черты последнего героя кинематографа в сегодняшнем дне».

Николай Комягин в постановке «Мой брат умер»

Молодые актеры воссоздают на сцене целый мир, хотя средств у них очень мало — минималистские декорации, скудная сценография… Особый нерв постановка приобретает благодаря музыкальному сопровождению Николая Комягина, вокалиста группы Shortparis.



Автор: Илона Егиазарова
Фото: Пресс-служба Театра Наций, Иван Пономаре