Сколько споров было на «берегу» этого проекта, сколько стонов на тему «руки прочь от хита нашего детства». Но картина Александра Андрющенко дошла до экрана – и слава Богу!
Сразу расставим важные точки над i. В фильме нет ничего не то, что от культового советского телесериала «Гостья из будущего» — в нем много расхождений и собственно с первоисточником, книгой Кира Булычева. Сценаристы, а их в фильме трое (Андрей Золотарев, Александр Андрющенко, Ксения Мирошник) тщательно переработали сюжет о школьнике, попавшем в будущее, упаковали его в современные реалии, насытили модными трендами, референсами – и проект заиграл новыми красками. Он не лучше и не хуже любимой картины конкретно моей юности – он другой. А теперь к подробностям.
По сюжету старшеклассник Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) влачит полную обид и унижений жизнь: его бесконечно буллят в школе, а он ко всему прочему еще и нелогично влюблен в самую яркую девочку (Софья Цибирева). Случай предоставляет Коле шанс измениться: он находит в кабинете физички загадочный аппарат (космион), посредством которого попадает в будущее. Это «далеко» действительно прекрасно: например, в классе, где учится Алиса Селезнева, за партами толерантно сидят и люди разных рас, и кто-то, похожий на помесь дикообраза с обезьяной. В небе летает всякий общественный транспорт, все умиротворены и спокойны. По нашим меркам, скучная и тусклая жизнь.
Кадр из фильма «Сто лет тому вперед»
За внешним благополучием, впрочем, скрывается большая драма: Алиса живет с папой, крупным ученым (Константин Хабенский), в полной уверенности, что мама погибла в какой-то страшной космической битве. Во многом благодаря Коле выясняется, что эта самая мама – женщина с повадками амазонки по имени Кира (Виктория Исакова), победила космических пиратов и заключила их в тюрьму, но вынуждена была остаться с космионом в прошлом, чтобы не допустить возвращения угрозы, которая может привести к катастрофе в будущем.
Алиса жаждет отыскать мать, так и начинаются приключения школьников во времени. Конечно, пираты выйдут на свободу, и это насытит кино экшеном – погони, драки, крушение автомобилей – всего этого будет в избытке. Александр Петров в роли Весельчака У несказанно хорош. Оправдывая кличку своего персонажа, все время похохатывая (реверанс в сторону Джокера Хоакина Феникса?), он словно находится в состояния легкого безумия в кадре. Обаятельный, харизматичный и одновременно пугающий, он выглядит как… слетевший с катушек и заматеревший «Полицейский с Рублевки» — только помясистее во всех смыслах. Химия у них с Викторией Исаковой такая, что прямо сочится с экрана. Видимо, именно поэтому они сейчас в паре переходят в другой проект – «Буратино», где буду играть Кота Базилио и Лису Алису.
Дарья Верещагина в фильме «Сто лет тому вперед»
На фоне Весельчака У второй пират Глот, выглядящий как бледная моль с позвоночником наружу (а точнее как Фейд-Раут Харконенн актера Остина Батлера в «Дюне») сыгран Юрой Борисовым неинтересно и монохромно. Этот персонаж обладает способностью парализовывать волю живых существ и внушать им определенные действия. Вероятно, так нам показывают, что абсолютное зло чаще всего бывает тихим и неэффектным, но мне, если честно, не хватило эпизодов из советского телесериала «Гостья из будущего», когда космические пираты перевоплощались то в бабульку, то в училку и двигали сюжет в комическую сторону.
Юра Борисов в фильме «Сто лет тому вперед»
В фильме показана возможность нескольких вариантов развития ситуации. В том числе и вариант, в котором побеждает Глот. Он создает пиратское будущее, и картинка этого будущего отчаянно напоминаем Готэм. Визуальных пересечений с культовыми западными блокбастерами в фильме вообще много. Чего стоит постер, явно апеллирующий к «Стражам Галактики» или некоторые кадры с подготовкой к бою с пиратами – там наши персонажи – вылитые супергерои.
Продолжая тему «западных» референсов невозможно не сказать и про модный тренд на фемповестку. Двигателями сюжета в этой истории являются две женщины – Алиса и ее мама Кира (Виктория Исакова прям яростно дерется в нескольких сценах), а мужчины по сложившейся традиции ведомы. Кстати, розоволосая Алиса Даши Верещагиной представляет собой некий симбиоз старой советской Алисой (глазища) и Лилу из «Пятого элемента» Люка Бессона. Справляется со своей ролью молодая актриса вполне прилично, хотя история получила настолько мощный апгрейд, что герои Алисы и Коли выглядят как люди с бушующими гормонами, и сцены с поцелуями едва не затягивают персонажей в другой жанр.
Александр Петров в фильме «Сто лет тому вперед»
Несомненным достоинством фильма является Марк Эйдельштейн, чья внешность совершенно не сочетается с именем Коля Герасимов, но это и неважно. Марк — актер такой органики, который способен сыграть кого угодно, что он собственно и делает: грядущий Артемон в «Буратино» тому подтверждение. Сначала вялый, инертный и слабый, затем обретающий внутреннюю, а с ней и внешнюю силу, его герой в фильме «Сто лет тому вперед» крадет ваши сердца – потому что играет не кого-то придуманного, а парня из соседнего подъезда. Я ждала, что он в качестве «пасхалки» крикнет в кадре «Алиса, космион у меня», но — нет, не кричит. Зато почему-то обнаруживаются «пасхалки», заставляющие вспомнить фильм «Притяжение» Федора Бондарчука. Хотя не «почему-то»: Андрющенко выступал продюсером того фильма. Кстати, о Бондарчуке. Его голосом озвучен робот Вертер, представленный тут куском металла с микросхемами, а хотелось бы, если честно, увидеть в этой роли полноценного Федора Сергеевича.
Марк Эйдельштейн в фильме «Сто лет тому вперед»
В фильме «Сто лет тому вперед» спецэффекты действительно иногда побеждают сценарий (кстати, один из сосценаристов, «наше все», Андрей Золотарев предстает в картине в роли корреспондента программы «Вести»). Но смотреть этого кино надо, чтобы: а) развлечься, б) напомнить себе про эффект бабочки – когда любой пустячный случай может запустить цепь судьбоносных событий, в) чтобы поверить в то, что светлое будущее возможно создавать только в настоящем.