19:02, 14.06.2024
Новости

Камерная драма огромных масштабов: как Виктор Шамиров снимает фильм «Температура Вселенной»

Режиссер «Большой секунды» выбрал по-настоящему уникальное место для своего нового проекта.

В ущелье, окруженном горами, притаился поселок Нижний Архыз, состоящий всего из десятка зданий. В нем проживают порядка 600 человек, значительная часть которых — астрономы и астрофизики. Иногда сюда приезжают туристы, чтобы побродить среди живописных руин древних храмов и полюбоваться покрытыми зеленью горными склонами.


?>

Именно здесь решил снимать свой новый фильм Виктор Шамиров, который тоже сперва приехал в Нижний Архыз в качестве туриста. Виктор Валерьевич услышал об этом поселке почти случайно, от знакомого продюсера, и решил взглянуть на него своими глазами.

«Я просто жил в гостинице и знакомился с людьми. Здесь далеко не все готовы общаться и о себе рассказывать. Это тихое, очень спокойное место. Но есть люди, для которых даже этого много, и они ходят работать в институт по ночам. Хорошо, что есть люди, которые готовы разговаривать. И мне повезло, что судьба вывела меня на одного, на другого, на третьего», — рассказывает режиссер.

Григорий Сиятвинда на съемках фильма «Температура Вселенной»

Из этого опыта общения с людьми у Виктора Шамирова и его соавтора Ольги Супоневой родился сценарий драмы «Температура Вселенной», истории об астрофизике Наталье (Дарья Семенова), переживающей уход из семьи мужа Андрея (Антон Эльдаров), такого же ученого. Невольным свидетелем этих событий становится историк Сергей (Григорий Сиятвинда) — друг Андрея, приехавший к ним на день рождения.

«Меня заинтересовало место, потому что мне стало интересно, чем живут люди, которые занимаются настолько абстрактными вещами. Я не нашел здесь ни одного человека, который жалел бы о своем выборе, или ждал бы пенсии, или работал бы ради денег. Это люди, которым бесконечно интересно работать. Понятно, что им тоже нужны деньги, но как будто никто из них не ставит себе цели обогатится», — объясняет Шамиров.

«При этом в человеческом отношении они остаются обычными людьми. Они не мудрее, чем обычный человек в том, что касается людей. И вот это мне понравилось. Что как бы ты ни был интересен как ученый, когда дело касается тебя, когда разрушается семья, ты реагируешь абсолютно обычно, так же как все остальные люди. И мне казалось, что это хорошее и смешное сочетание возвышенности науки и узнаваемости этих нервов семейной драмы», замечает режиссер.

Александра Серзина и Михаил Филиппов на съемках фильма «Температура Вселенной»

Приехавшим издалека журналистам разрешили понаблюдать за ходом съемок сцены, которая происходит в местной столовой. Только что за этими столами завтракали настоящие ученые, а теперь их сменили актеры Александра Серзина и Михаил Филиппов. Для Виктора Шамирова не существует незначительных мелочей: он сам двигает стулья для сидящей на заднем плане массовки, переставляет тарелки с едой, дает Филиппову указания, когда в монологе следует сделать паузы для жевания.

Перед началом съемки Шамиров тщательно проговаривает с актерами сцену.

«Мы всегда как артисты пытаемся сыграть мысль, мы всегда пытаемся ее показать, чтобы всем было понятно, о чем ты хочешь сказать. А Шамирову не надо показывать, ему нужно, чтобы ты ее просто сказал, как бы осуществил, не сыграл. Это не значит пробубнить под нос, без эмоций. Нет, если мысль и ее нужно протранслировать. И как ты это будешь делать, ты не знаешь», — рассказывает о методе Виктора Валериевича Дарья Семенова.

«Он такой режиссер очень дотошный, но он умеет очень точно объяснять задачу, а когда тебе очень точно объясняют задачу, то очень трудно сделать именно то, что он хочет. Когда читаешь сценарий, он на редкость внятный, вроде ничего сложного нет, но там куча всяких нюансов, про которые знает только Шамиров», — вторит коллеге Григорий Сиятвинда.

Съемочная группа фильма «Температура Вселенной»

На первый взгляд, не очень понятно, зачем нужно было вести съемочную группу в отдаленный поселок, чтобы снимать обычные дома, кабинеты и коридоры НИИ — режиссер сам признал, что телескопу, расположенному в горах, он уделил столько же времени, сколько съемкам в «панельке». Но достаточно пару часов походить по Нижнему Архызу, посмотреть на горы и послушать тишину, чтобы понять, что это место настраивает актеров на определенный созерцательный лад, помогает им глубже прочувствовать предлагаемые обстоятельства.

«Это такая вотчина чистоты, начиная от воздуха, заканчивая людскими помыслами», — восхищается поселком астрономов Ольга Тумайкина.

«Астрономы возили нас с Гришей в горы, там потрясающе. Там из тебя выдувает все лишнее. В одно ухо дует, из другого выдувает. У меня было так много какой-то ненужной работы и каких-то разных загонов. И здесь у меня была такая возможность, когда я могла себя послушать в горах. Я могу услышать не какие-то там мысли, которые в голове как в пинг-понг прыгают, а осознать себя в этой точке», — соглашается Дарья Семенова.

Дарья Семенова и Григорий Сиятвинда на съемках фильма «Температура Вселенной»

Отвлекаясь от размышлений о возвышенном, Дарья признается, что у ее героини в Нижнем Архызе есть реальный прототип — астрофизик Ольга Шолохова, которая занимается изучением ярких голубых переменных звезд. Она не только выступила консультантом для съемочной группы, но и послужила своего рода визуальным референсом, поскольку героиня Дарьи Семеновой носит такую же шапочку. При этом сюжет фильма полностью вымышлен и не имеет пересечений с реальной биографией Ольги.

А вот Григорий Сиятвинда в определенный момент начал подозревать, что его персонаж — и вовсе инопланетянин:

«Мой герой — наблюдатель, через которого зритель будет смотреть на эту бытовую историю немножко в другом масштабе. Очень сложно оказалось наблюдать совершенно не участвуя эмоционально в этом. Когда сюда приезжают экскурсии, они все спрашивают, есть инопланетяне или нет. Этот вопрос все время в воздухе висит. У меня даже возникло ощущение, что Виктор хочет от меня, чтобы я играл инопланетянина. Обличье у меня и так немного инопланетное».

В то время как Сергей, которого играет Сиятвинда, не испытывает сильных потрясений, героине Дарьи Семеновой предстоит пережить широкую гамму эмоций. На долю самой актрисы тоже выпало серьезное испытание. Ей пришлось вести по горному серпантину обвешанную камерами машину и одновременно читать длинный монолог, который нужно было снять одним дублем, без монтажных склеек. И это при том, что в обычной жизни Дарья за руль не садится!

Дарья Семенова на съемках фильма «Температура Вселенной»

«Температура Вселенной» — камерная драма, события которой разворачиваются в течение одного дня всего в нескольких локациях. Бюджет картины невелик, так что Шамиров позвал сниматься тех актеров, с кем уже ранее работал, и знал, что эти люди могут ради интересного сценария согласиться сниматься за более скромный, нежели обычно, гонорар.

«Деньги сказываются на времени, которое я могу потратить на съемку. Чем меньше дней, тем меньше бюджет. Получается, я должен больше снять за один съемочный день, что всегда ухудшает качество съемки, — объясняет нюансы режиссер. — Мы не можем себе позволить фокус-пуллера. Мы рассчитываем на автофокус камер, которые крайне несовершенны. Камеры, на которые мы снимаем, это, в сущности, фотоаппараты, на такие свадьбы снимают. И из-за этого мы иногда идем на очень странные решения. То есть эта экономия влечет за собой ухудшение качества, но это компромисс, на который ты идешь или не идешь на старте».

Виктор Шамиров на съемках фильма «Температура Вселенной»

В голосе Шамирова при этом слышна усталость, у него впереди четыре непростые ночные смены.

«Я мало вижу людей, которые знают, что хотят, и делают это так. Люди ищут способов защиты от одиночества. И я думаю, что это кино, которое закончит Виктор Шамиров, будет очень хорошим уроком того, как преодолеть одиночество, как быть смелым», — не скрывает своего восхищения режиссером Тумайкина.

При этом сам режиссер не считает, что своими фильмами он преподает какой-то урок.

«Я не думаю, что я знаю больше других людей и вправе их учить. Я никогда не делал кино для месседжа. Я делаю истории, которые мне нравятся, кажутся интересными, в которых я вижу проблему, которая касается меня и которую я не могу решить», — делится размышлениями Шамиров.

«В сказке, в любом фильме про супергероев, в нормальном боевике ты обычно знаешь, кто плохой. И весь вопрос в том, как именно герои доберутся до него и дадут ему по шапке. Это прикольные фильмы, я иногда с удовольствием их смотрю, как ребенок. Но снимать такие фильмы я не хочу. Мне очень скучно рассказывать о том, что я знаю: это хорошо, это плохо. Потому что я не знаю».

Монтировать «Температуру Вселенной» Виктор Шамиров будет сам — он уже давно не доверяет никому подобную работу. Зрители смогут увидеть драму об отношениях и проблемах астрофизиков во второй половине 2024 года.



Автор: Леонид Кискаркин
Фото: Ксения Угольникова, Виктор Шамиров