Некоторые критики написали, что картинка в кино из разряда «вырви глаз», потому что слишком пестрые и яркие костюмы. «Вокруг ТВ» пообщался с исполнительницей главной роли Ксенией Трейстер и художником Надеждой Васильевой, пощупал кинонаряды и узнал, в чем суть концепции.
Мы рассматриваем охотничье платье царевны Забавы: массивная конструкция, шириной где-то в метр, сзади еще и длинный бирюзовый плащ-шлейф. Как в таком сооружении было существовать хрупкой актрисе? «Жарко, тяжело», — вздыхая, говорит Ксения Трейстер. Но красота явно того стоила: ярко-розовое с цветочками и бантиками – «мечта любой девочки», — смеется актриса. Главное тут вышивки, выпуклые, скрупулезно проработанные, с охотником, бегущим вместе с разноцветными собаками. Платье настолько передает динамику, что хочется непременно рассмотреть, куда же они все мчатся. «У меня под платьем джинсы. Причем рваные», — креативно объясняет смысл образа своей героини-бунтарки Ксения, но художник фильма Надежда Васильева с ней не согласна: «Ни фига подобного! От джинсов походка меняется».
Ксения Трейстер и «то самое» платье
Вышивка на «охотничьем» платье
У Забавы в фильме несколько нарядов: свадебный, который, с одной стороны, наследует традициям подвенечных уборов русских императриц, а с другой, — со смешными вышивками: вазы с цветами, виноград, груши, рыбы — как символ царского изобилия. Еще одно платье – пастушье, с гусями. Именно в нем она в начале фильма изводит своего папу-царя — устраивает прямо в палатах сеновал. Это платье, по словам Надежды Васильевой, только что вернулось из Парижа, где красовалось в галерее аж десять дней вместе с туфельками на выставке, а рядом художники представляли постельное белье в матросских тонах с гусями — сделанное между прочим из ивановских ситцев! Да-да, наряды к фильму тоже шились именно из этого материала. Причем не только современного, в ход шли и старинные – их художники скупали у бабушек в Ивановской области, и, по словам Надежды Васильевой, они отличаются – покрашены совершенно другим способом. «Там такой уход в глубину цвета! Они по-иному цветут и светят», — говорит художник. Из лоскутов этой старинной материи в фильме был создан, например, наряд гадалки.
Вообще же в картине более тысячи костюмов. Надежда Васильева вместе с напарницей Ольгой Михайловой рассортировала задачи по мастерам: кто-то отвечал за головные уборы, кто-то за принты, кто-то за вязаную матросскую одежду… Всего специалистов было 10-16, но постоянно присоединялись ученики, студенты, каждый из которых «хоть один камушек, да пришил», — замечает Васильева.
Вязаная матросская одежда. Кадр из фильма «Летучий корабль»
Надежда – вдова Алексея Балабанова, работавшая на всех его фильмах. Она всегда создавала киноистории из того, что «валялось под ногами»: встряхивала, утюжила, иногда перекрашивала – и вперед. Всем известно, что именно она придумала для Сергея Бодрова в «Брате» свитер, который стал культовым и легендарным. Кстати, с этим свитером у нее связаны разные эмоции. Недавно Надежде прислали толстенную книгу, написанную мужчиной, которая вся посвящена методу вязки этого свитера – и это художника смешит и радует. А вот от того, что у Кармадонского ущелья, где погибла группа Сергея Бодрова, продаются похожие свитера – испытывает шок и негодование.
Ксения Трейстер и Надежда Васильева
Кстати, о вязаных изделиях. Ими в «Летучем корабле» занималась художник Алена Морозова, в частности связала спортивный костюм, в котором щеголяет заморский мажор Поль (Александр Бурковский). Она же между прочим делала свитера для Вовы-Адидаса и Зимы в сериале «Слово пацана». А вот за принты в фильме Ильи Учителя отвечала Ольга Михайлова: для Поля она рисовала всякую живность на костюмах — тигров, пауков; для его отца купца Полкана (Федор Добронравов) — денежные купюры (их отсканировали с позаимствованных у нумизматов реальных купюр); для Бабок-Ежек — разные разности, в зависимости от характера героинь. Одна из Бабок любит готовить — вот ей и принт с курицей, другая любит путешествовать — ей карта.
Федор Добронравов в фильме «Летучий корабль»
У Надежды Васильевой и Ольги Михайловой богатый опыт работы в «сказочном пространстве»: они делали костюмы для «Конька-горбунка» и «По щучьему веления». Осенью предстоит увидеть их творчество в еще более ярком «Огниве». «Балабанов говорил: «Это не я снимаю кино, это мы снимаем кино», — комментирует Васильева. — Это всегда коллективный труд. В «Летучем корабле» мы набрали штат больших художников, которые творят, придумывают – ты только задаешь направление». Одним из таких направлений стали изразцы, привезенные из Углича и Ярославля: из них решено было делать дворец. На мужские костюмы вдохновила городецкая роспись со смешными головными уборами – цилиндрами да котелками, а для женских – дымковская игрушка: узкая талия да широкие юбки.
Кадр из фильма «Летучий корабль»
Ксения Трейстер признается: все это ее, родное. «В детстве занималась в народном ансамбле, поэтому мне близки такие наряды — сарафаны, кокошники. Могу и в жизни кокошник надеть. Вообще в реальности предпочитаю стандартную и удобную одежду, но иногда разоденусь так, чтобы люди оборачивались», — улыбается Ксения. Актрису пока не узнают на улицах, и она этому даже рада — может спокойно ездить в метро.
Ксения тоже ощущает себя ученицей, этот фильм — ее первый большой опыт в кино, поэтому к режиссеру и партнерам она относится по-родственному. На вопрос, не позавидовала ли она чьим-то костюмам, говорит: «У нас и массовка была одета роскошно, и Полина Гагарина в красивых платьях играла. Но мои все равно лучшие!». А возвращаясь к теме яркости и пестроты, в которых некоторые критики обвиняют фильм, можно сказать следующее: снимать именно в таких тонах было решено изначально. Поскольку придумывали сказку, хотели, чтобы она была цветной и красочной. «Это деревенское барокко», — определяет стиль фильма Надежда Васильева. Кстати, он уже вырос в тренд: известный дизайнер Алена Ахмадуллина придумала целую коллекцию одежды по мотивам «Летучего корабля» — с разноцветными зайцами, козликами. Так что герои из фильма плавно перетекли в жизнь.