О провокационном проекте говорили задолго до старта показа, интриговали, намекали, стращали. Утверждали, что такого уровня эротики в нашем сериальном производстве еще не было. На днях сериал получил приз фестиваля «Пилот»: жюри поощрило актерский ансамбль. Разбираемся, чем эта история цепляет, помимо красивых тел.
Сюжеты о падших женщинах будоражат литераторатов и кинематографистов. «Яма» Куприна, произведения Достоевского, «Дама с камелями» Александра Дюма, «Пышка» Мопассана, фильмы «Ночи Кабирии», «Красотка», «Честная куртизанка»… Их создатели возбуждают в читателе/зрителе не только эмпатию к куртизанкам, они непрозрачно намекают, что продажные женщины душевнее и честнее тех, кого называют добропорядочными гражданами. Правда, последние годы внесли в «тему» существенные коррективы: на арену вышли проекты об эскортницах («Содержанки», «Жизнь по вызову») – особой касте куртизанок, у которых наличие души и принципов самими авторами ставится под сомнение. «Чистые» же предлагают вернуться к «истокам».
Итак, Петербург, 1903-й год. Анна Константиновна, женщина «с судьбой», страдающая учащающимися сердечными приступами, которую все называют «Матушкой», содержит в княжеских апартаментах дом терпимости. Когда-то она забрала из приюта 13 девочек и вырастила их. Привила манеры, научила правильно одеваться и разговаривать. Предоставила им приличные бытовые условия, научила следить за собой – на одни только спермацетовые сливки для придания эффекта младенческой кожи на 20 рублей в месяц тратилась. Приведя девушек в «кондицию», Матушка принялась торговать ими.
Виктория Исакова в сериале «Чистые»
Каждой из воспитанниц она придумала легенду. Одна бродит по городу в глухом трауре в образе безутешной вдовы. И горю роскошной брюнетки спешат посочувствовать мужчины. Вторая фланирует по вокзалу и, завидя, приличного господина, роняет кружевной платок у его ног. Третья в образе нимфетки ест в парке у карусели розовую сахарную вату, привлекая к себе состоятельных педофилов. Красотки играют роли приличных девушек – кто-то и вовсе изображает из себя курсисток. По задумке Матушки, они влюбляют в себя мужчин, не отдаются сразу, выдерживают время, томя поклонников и выкачивая из них деньги. Девушки дарят мужчинам иллюзию любви – а те в ответ платят, все честно и чисто, считает Матушка.
Кадр из сериала «Чистые»
Ее роль исполняет Виктория Исакова, и похоже, этот образ станет одним из главных в копилке актрисы. Ласково говорящая, с лучистыми глазами, красивая и как будто сердобольная, ее героиня на самом деле сущий дьявол. «Ты – моя. Этот город принадлежит мне. Я почти как мать тебе, и лучше знаю, как тебе больше заплатят», — чеканя слова, говорит Матушка, устраивающая регулярные и почти военные построения, одной из воспитанниц. В красных платьях, затянутые в красные же корсеты, с брошками-мушками на груди, в порочно-алых интерьерах дома, уставленного хрустальными вазами и канделябрами, эти молодые рабыни смиренно склоняют головы, боясь встретиться с «начальницей» взглядами. Установив железную дисциплину и нерушимый свод правил, она не позволяет девушкам иметь собственные деньги, забирая у них все подношения возлюбленных, включая кольца и сережки. Она не терпит иного мнения, она бесцеремонно комментирует внешность девушек, отпуская расистские шутки в адрес темнокожей воспитанницы (как все-таки прогрессировало общество в сторону политкорректности!). Она не дает им права на собственную судьбу. Ну а уж если кто-то замыслит побег – она решит проблему с помощью отчаянных головорезов, не гнушающихся пыток в виде, например, выдирания ногтей. Одного из палачей весьма натурально играет Никита Кологривый.
Никита Кологривый в сериале «Чистые»
Контингент клиентов тоже представляют заметные актеры: Антон Филипенко, Виталий Коваленко, Риналь Мухаметов, Марк Эйдельштейн… С каждым из них девушки связывают свои надежды – ну а вдруг именно этот возьмет и спасет, увезет, защитит… Но ричардов гиров в начале XX века не наблюдается, и каждая встреча заканчивается разочарованием. Или – что страшнее – публичным скандалом. А ведь попадать в полицейский участок или на страницы газет девушкам никак нельзя – ославленными как же изображать «чистых»? Их жизнь полна опасностей, и искусство лавирования между ними Матушка ценит даже больше, чем способность приносить деньги. Патриархальный мир такой жесткий, а все мужики, как водится, сво… Создатели сериала с первых минут заставляют нас сочувствовать бедным красоткам.
Николай Хомерики признается, что кастинг шел четыре месяца. Пригласив на роли куртизанок совершенно нераскрученных актрис, режиссер поступил абсолютно правильно. Не ассоциируя их с другими ролями, легче веришь и в эти характеры, и судьбы. Нам, видимо, представят несколько историй девиц, а пока мы можем оценить плачевную участь темнокожей девушки Франи (Тереза Диуро), которой нужно разглаживать кудряшки, чтобы не выглядеть дешево; строптивой брюнетки Ксении (Софья Синицына) и образованной, но крайне неудачливой блондинки Стеши (Диана Милютина). Уверена: для этих актрис сериал станет отличной стартовой площадкой, и не малую роль тут сыграет красота и смелость – эротических кадров с их участием в проекте много, и на тела актрис любо-дорого смотреть. «Это эротический блокбастер, опасный сериал», — говорит Николай Хомерики, и добавляет: «Однако я не Тинто Брасс». Но камера его оператора Игоря Лебедева как будто спорит с этим, фокусируя объектив на разных частях прекрасных тел, снимая их при особом освещении, в особых декорациях.
Диана Милютина в сериале «Чистые»
Не могу не сказать несколько слов об актерской игре. Вот например, каннский триумфатор Марк Эйдельштейн, воплощающий образ 18-летнего гимназиста, сына купца-миллионщика, которому вдруг решила подарить свою любовь Ксения. Очевидно, что актер играет не только юность в кадре, но и диагноз: его герой имеет какой-то вид аутического расстройства, но Марк изображает его чрезмерным количеством ужимок, усердно хлопоча лицом, что странно — этому тонкому актеру никогда не изменяло чувство вкуса. С нажимом и посылом «в последний ряд» играет и Виктория Исакова. Устраивает в кадре водевильный фейервек и Риналь Мухаметов. Впереди нас ждут встречи с героями Федора Бондарчука и Даниила Воробьева и, думаю, это будут отдельные аттракционы. Из промороликов ясно, что и Федор Сергеевич пережимает с манерностью. Что это — прием, придающий сериалу эффект буффонады? Как и все эти багровые тона в кадре, отчаянно намекающие на кровавость эпохи — кич, стилизация? Узнаем из следующих серий.
Что до смыслов, то сценарист Александр Родионов, много и качественно работавший с Борисом Хлебниковым («Свободное плавание», «Сумасшедшая помощь», «Пока ночь не разлучит», «Долгая счастливая жизнь»), Валерией Гай Германикой («Все умрут, а я останусь», «Да и да») и собственно, с Хомерики («Сказка про темноту», «Сердца бумеранг», «Девятая»), явно вложил в сюжет что-то большее, чем попытку рассказать пикантный сюжетец или призвать милость к падшим. Огромную роль в сериале играет временной контекст. Начало XX века – а к женщинам все еще отношение как к недочеловеку. Социальная функция одна – быть женой и матерью. Не получилось – иди или в проститутки, или в служанки. Образование – жирный минус в твою характеристику, мужчины от умной барышни бегут как от чумы. И даже полезный навык – умение врачевать – не вызывает никакого уважения, скорее недоверие и раздражение. Все это, видимо, упадет еще одним бревнышком в костер грядущего пожара в виде революции, но до этого еще далеко.
Марк Эйдельштейн и Софья Синицына в сериале «Чистые»
Без всякого сомнения, «Чистые» еще пытаются препарировать и тему свободы. Где она – в публичном доме, где тебя кормят, одевают, лечат, но где злой деспот в виде условной Матушки попирает твои права? Или «за периметром», где о тебе никто не заботится, не уважает, где ты можешь пропасть, сгинуть … или все же выстоять? В любом случае студия RWS, интересно работающая со смыслами, НМГ и WINK презентовали масштабный, красивый, эффектный проект, о котором мы будем в ближайшем месяце говорить и думать.