Евгений Стычкин снял масштабную производственную драму о подготовке к Олимпиаде-80.
1979 год. Советский Союз готовится принимать Олимпийские игры. До главного спортивного события осталось меньше года, а у организаторов Олимпиады масса проблем. Из 97 объектов сданы лишь 44, гостиницы не готовы принять поток заграничных туристов, в стране нет даже таких элементарных, на взгляд современного зрителя, вещей, как одноразовая посуда и пластиковые стаканчики, и некоторые партийные функционеры всерьез опасаются, что советская экономика просто не потянет проведение Олимпийских игр. Тем временем в соседнем Афганистане с каждым днем нарастает напряжение и советские войска концентрируются на границе для проведения учений.
Фрагмент из сериала «Игры»
Но молодого бездельника Игоря Зорина (Григорий Верник) пока не слишком занимают межгосударственные конфликты и аппаратная борьба. Кажется, Игорь вообще ни к чему не относится серьезно, он — фигляр и насмешник, мнящий себя диссидентом. Первый раз мы видим Игоря, когда он, благодаря пижонской кожаной куртке и роскошной шевелюре напоминающий молодого Абдулова, поливает валерьянкой памятник Ленину, чтобы привлечь внимание всех окрестных котов. А ведь это идеологическая диверсия! Периодически из-за своих выходок он оказывается в КПЗ, откуда его неизменно вытаскивает обладающий массой полезных знакомств отец Иван Иванович (Алексей Серебряков), но неблагодарный Игорь реагирует на отцовскую заботу примерно так же, как Саша (Андрей Гайдулян) из «Универа» на деньги Сильвестра Андреевича (Алексей Климушкин).
Мария Карпова и Григорий Верник в сериале «Игры»
Тем не менее, вняв папиным просьбам взяться за ум, Игорь устраивается на работу в оргкомитет Олимпиады, где его начальницей становится строгая Ирина Светлова (Мария Карпова). Ирина — генеральская дочка, с молоком матери впитавшая представления об ответственности и дисциплине. В то время как родители (Сергей Чонишвили и Евгения Дмитриева) мечтают, что она выйдет наконец замуж и угомонится, сама Ира, кажется, хочет взвалить на свои хрупкие плечи все бремя мира, и ее ужасно раздражают люди, не прилагающие столь же значимых усилий. Такие люди, как Игорь Зорин, попавший в ее команду лишь благодаря отцовской протекции. Но избавиться от Зорина так просто не получится, ведь он уже успел завоевать симпатии ответственного секретаря Виталия Тимошкина (Вячеслав Чепурченко).
Сериал Евгения Стычкина «Игры», как и «Нулевой пациент», показывает важное событие из недавней истории через судьбы людей, которых оно так или иначе коснулось. Основная сюжетная линия о намечающемся служебном романе между «железной леди» Светловой и обаятельным обалдуем Зориным перемежается вставками, демонстрирующими тренировки штангиста Дмитрия (Станислав Демушкин) и гимнастки Елены (олимпийская чемпионка Ангелина Мельникова). В некоторых случаях Стычкин весьма ловко рифмует происходящие в разных локациях сцены: с заседания Политбюро, где обсуждается ввод советских войск в Афганистан, действие переносится в афганский аул, и мы видим мужчину, который объясняет сыну, что драку легко начать, но сложно закончить. Но чаще побочные сюжетные линии, будучи интересными сами по себе, кажутся выдернутыми из какого-то другого сериала.
Григорий Верник и Евгений Стычкин в сериале «Игры»
«Игры» — это производственная драма, которая хорошо показывает размах подготовки к Олимпиаде и невероятную сложность этой задачи. Оргкомитету приходится заниматься межведомственными взаимодействиями и решать вопросы из самых разных сфер, от поиска дополнительного финансирования для недостроенного стадиона до выбора фотографии спортсмена, которая пойдет на обложку журнала. Несмотря на всю серьезность задачи, в сериале удивительно много смешных моментов, и в этом немалая заслуга Юрия Стоянова, которому доверили сыграть Леонида Ильича Брежнева. Складывается ощущение, что Стоянов не изображает историческую личность, а показывает пародию на Брежнева, играет персонажа из анекдотов, бормочущего несуразицу и в ходе размышлений перескакивающего с пятого на десятое.
Организация Олимпийских игр становится точкой пересечения интересов многих облеченных властью людей из Советского Союза и капиталистических стран. Спорт, политика и экономика сплетаются в причудливый клубок, а чуть позже к ним добавится еще и война, которая, как мы помним, является продолжением политики иными средствами. Западные дельцы пытаются прошмыгнуть под приподнятый «железный занавес», чтобы присосаться к природным богатствам СССР или обрести новый рынок сбыта для своей продукции, а партийные функционеры (такие, как вышеупомянутый Тимошкин) видят в Олимпиаде трамплин для своей карьеры и готовы идти по головам, чтобы добраться до заветного кресла в Политбюро. И в этом бурлящем котле интриг Игорь Зорин чувствует себя как рыба в воде. Видать, недаром он окончил МГИМО!
Игорь Гордин, Юрий Стоянов и Игорь Костолевский в сериале «Игры»
Рассказывая о подготовке к Олимпиаде, Стычкин указывает зрителю на признаки того системного кризиса, который приведет к краху СССР. Бюрократическая машина чудовищно неэффективна, для того, чтобы сделать копию одного документа, необходимо обойти несколько кабинетов для сбора подписей и печатей на разные акты и накладные, а по-настоящему судьбоносные решения принимаются уже не в кабинетах, а на охоте в Завидово или в квартире у валютных проституток. И вроде бы нет никакой интриги, ведь мы знаем, что в конечном итоге Олимпийские игры в Москве состоятся, но при этом каждое новое препятствие на пути главных героев кажется непреодолимым. Остается только удивляться силе духа людей, в реальной жизни сумевших совершить невозможное и подарить народам мира праздник спорта и дружбы.
При работе над «Играми» создатели сериала использовали нейросеть от «Яндекса», чтобы улучшить качество архивных видеохроник. К чести оператора Михаила Дементьева следует сказать, что переходы между кадрами хроники и съемками в декорациях порой сложно заметить, и дело не только в наложенном на изображение эффекте зернистой пленки. Камера постоянно движется, порхает вокруг героев или неожиданно резко наплывает с общего плана на крупный, словно погружая зрителя в пространство сериала. Художники по реквизиту также проделали огромную работу, и тем, кто застал СССР, не раз захочется нажать на паузу и воскликнуть: «У нас была такая тумбочка! И такие часы! И такое чеканное панно!».
Григорий Верник в сериале «Игры»
Евгений Стычкин попытался в одном сериале показать срез целой эпохи, дать прочувствовать дух времени и показать событие огромного масштаба. Из-за этого темп повествования порой становится удручающе медленным, а отдельные фрагменты истории кажутся лишними. В «Играх» нет ни трагичности «Нулевого пациента», ни остроты «Цикад», но этот сериал цепляет проработанной до мелочей картинкой и умело играет на ностальгии, так что смотреть его гораздо приятнее, чем новости с парижской Олимпиады.