18:08, 16.08.2024
Новости

Пьеру Ришару — 90: как снимали фильм «Игрушка» — визитную карточку актера

Главному французскому комедиографу сегодня исполняется 90 лет! По такому случаю рассказываем о том, как снималась картина, которая прославила его в наших краях, но не сразу стала культовой на родине.

1976 год. Рождественские каникулы — благодатное время для кинотеатрального проката. Крупные голливудские студии продвигают в графике свои релизы, опасаясь понести колоссальные убытки в неравной борьбе с комедией, где главную роль исполнил восходящая звезда французского кино. Правда, когда «Игрушка» появилась на экранах кинотеатров, актеру было уже сорок. Ошеломительный кассовый успех предвосхищал и то обстоятельство, что в тандеме с Пьером Ришаром над картиной работали Франсис Вебер и Владимир Косма. Первый зарекомендовал себя как отличный автор, из-под чьего пера вышел сценарий к шпионской комедии «Высокий блондин в черном ботинке», а второй — как первоклассный композитор за музыку к тому же фильму. Однако в силу ряда обстоятельств лента слабовато выступила в прокате и не оправдала возложенных на нее надежд прокатчиков. Тем ироничнее, что именно эта комедия с годами обретет репутацию нестареющей классики.


?>

В центре сюжета — незадачливый журналист Франсуа Перрен, которому наконец улыбается удача: его принимают на стажировку в крупное издание, коим владеет миллионер Пьер Рамбаль-Коше. Делая репортаж о магазине игрушек, которым также владеет последний, его замечает сынок босса — Эрик (к слову, неспроста он носит имя американское имя). Тот, не видя никаких этических тому преград, покупает Перрена, велит упаковать его в коробку и доставить в имение. Поначалу работодатель Франсуа приходит в не меньшее изумление от поступка сына, чем сам главный герой, но не желая огорчать его, решает подкупить персонажа Ришара высокой премией и местом в штате сотрудников. Так сорокалетний женатый мужчина становится личной «игрушкой» для маленького мальчика.

Кадр из фильма «Игрушка», 1976

Для Вебера то был режиссерский дебют, но уже третья совместная работа с Ришаром в качестве сценариста. Впервые примерив на себя роль постановщика, он, даже будучи другом сегодняшнего юбиляра, понял, насколько порой сложно с ним бывает работать непосредственно на площадке. Впоследствие он признавался, что это были одни из самых мучительных съемок в его жизни. Пьер постоянно вносил коррективы, нередко даже за секунды до «камера, мотор» позволял себе отходить от текста, импровизировал и регулярно спорил с Вебером, апеллируя к тому, что был еще и продюсером картины.

На роль эгоистичного «владельца заводов, газет и пароходов» Рамбаля-Коше взяли известного актера Мишеля Буке, который на тот момент был на пике своей популярности ввиду того, что играл у самых модных режиссеров того времени — Клода Шаброля, прозванного «французским Хичкоком», и Франсуа Трюффо, виднейшей фигуры направления «Nouvelle Vague». Справедливости ради, именно его, а не Ришара, следует величать главной звездой «Игрушки», если за критерий «звездности» взять узнаваемость. Сверхудачным оказался и кастинг актера на роль мальчика. На экране Эрика воплотил Фабрис Геко: ему, несмотря на столь юный возраст, удалось сыграть довольно сложного персонажа, у которого все есть, но которому это все оказывается не так нужно, когда у него появляется настоящий друг. Причем роль досталась ему случайно: после череды неудовлетворительных проб молодых актеров режиссер решил взять сына одного из членов съемочной площадки, увидев одну лишь фотографию последнего. А вот роль молодой жены месье Рамбаля-Коше доверили фотомодели Сюзи Дайсон, к своим 25 годам успевшей посотрудничать со всеми модными домами, включая Версаче, Армани, Диор и Сен-Лоран.

Кадр из фильма «Игрушка», 1976

Ошибочно считать это произведение фильмом для всей семьи. Это скорее сатирический трагифарс для взрослых, нежели мелодрама о перевоспитании избалованного мальчика. Как впоследствии признавался Вебер, сценарий был написан еще во второй половине 1960-х. А это время во Франции было богато на политические события, апогеем которых стали студенческие протесты в мае 1968-го и последующая отставка Де Голля. Да и сам Пьер Ришар в те годы, будучи еще малоизвестным актером, на счету у которого имелось лишь несколько эпизодических и второстепенных ролей, носился по улицам Парижа с портретом Че Гевары как символом борьбы. К слову, восхищение кубинским революционером перерастет в то, что спустя 20 лет известный комедиант отправится в турне по Острову Свободы, чтобы снять документальный фильм о команданте.

«Игрушка» в некотором смысле вторит нарративам, что были у студентов в те годы. Тут вам и повсеместная безработица, и профсоюзные выступления, разгонять которые прибывает французская полиция, и саркастичный тон фильма в адрес богатых. Антибуржуазный посыл ленты как раз стал причиной бешеной популярности этой комедии и самого Ришара в СССР, в то время как на родине ряд консервативных изданий в своих рецензиях упрекали новую работу Вебера в заигрываниях с советской идеологией.

Кадр из фильма «Игрушка», 1976

«Игрушка» и впрямь едко проходится по устройству западного общества. Работает на это не только переполненный аллюзиями и метафорами сценарий, но и декорации с окружением, за что стоит поблагодарить художника-постановщика фильма — Бернара Эвена. Если сам особняк в архитектурном плане восходит к французским аристократическим традициям, то вот игровая комната мальчика намеренно заполнена атрибутами именно американской культуры тех лет. Первое, что бросается в глаза, — это, конечно же, огромные картонные фигуры героев комиксов Марвел — Человека-Паука, Мстителей, Людей Икс и тому подобных. В ту пору эти персонажи были еще не столь широко известны во всем мире, как сейчас, и среднестатистический подросток из Парижа 70-х навряд ли бы смог назвать по именам хоть парочку из них. К тому же Эрик — фанат вестернов, собственно поэтому и заставляет Франсуа вырядиться соответствующим образом для конной прогулки.

Кадр из фильма «Игрушка», 1976

К слову, в Штатах оригинальный фильм с Ришаром почти не известен, в отличие от его ремейка 1982 года с Ричардом Прайором. Да и вообще разного рода перезапусков и переосмыслений у «Игрушки» хватает. В это число затесалась даже отечественная вариация на тему — «Подарок с характером» с Михаилом Галустяном в главной роли. А из недавнего переложить «Игрушку» на современные реалии брались и в самой Франции. Так, в 2022 году вышел ремейк с крайне популярным нынче Жамелем Деббузом.

Правда, вряд ли что-то сможет затмить оригинал. Уж слишком сильно зрителям полюбились и образ неряшливого растяпы в исполнении Ришара, и прекрасная музыка Космы, и интеллигентное обаяние ленты, даже когда она прибегает к сатире и памфлетовским лозунгам.



Автор: Марина Яковлева
Фото: кадры из фильмов