Тим Бертон, вне всяких сомнений, — один из наиболее самобытных голливудских творцов, чей режиссерский почерк можно узнать из тысячи: мрачный визуал, готическая атмосфера, гротескные герои и размытость границ целевой аудитории, то есть обращение сразу и к взрослым, и маленьким, к обоим сразу и ни к кому из них. Многие сочтут его фильмы слишком детскими, в то время как другие — слишком страшными для просмотра с детьми. За свою почти сорокалетнюю карьеру Бертон подарил нам целую россыпь картин, впоследствии закрепивших за собой культовый статус — «Битлджус», «Эдвард руки-ножницы», «Суини Тодд», «Труп невесты» и другие.
Впрочем, Тим не столько режиссер, сколько большой голливудский художник, работающий с ожившими полотнами. Его куда больше волнует формалистская составляющая, нежели чем содержательная — то, как кино выглядит, ощущается и, в зависимости от поставленной им задачи, восхищает или ужасает. А вот смыслы в его работах отходят на второй план, уступая место чувствами. Как и полагается любому большому художнику, творчество Бертона непрерывно связано с его музами в реальной жизни. Причем в данном случае есть строгая периодизация, которую можно встретить в любой биографической справке о пути режиссера.
Первой возлюбленной, оказавшей влияние на карьеру Бертона, была танцовщица стриптиза, в впоследствии актриса и художница Лиза Мэри Смит. Познакомились они в клубе Goldfinger еще в далеком 1992 году. Тогда у постановщика за плечами уже имелись дилогия «Бэтмена» с Майклом Китоном, «Битлджус» и «Эдвард руки-ножницы» с Джонни Деппом. На тот момент Тим уже расторг свой брак с фотографом Леной Гейске и был свободен. Этот период характеризуется необычайной плодотворностью автора. Бертон не стеснялся на людях и в интервью рассыпаться в комплиментах избраннице, называл ее музой своей жизни и снимал во всех своих фильмах. С подачи любимой режиссер начал заниматься медитативными практиками и чуть не ушел в дзен-эзотерики.
Тим Бертон и Лиза Мэри Смит. Фото: Legion-Media
Следующий довольно длительный период творчества режиссера связывают с Хеленой Бонем Картер, наиболее известной по роли Беллатрисы Лестрейндж в серии фильмов про Гарри Поттера. Шел 2001 год, пара обручилась сразу после премьеры «Планета обезьян», где последняя сыграла роль шимпанзе Ари. Как затем признавался режиссер, она его покорила не только чарующей энергетикой, но и тем, насколько ответственно подходила к ролям. В частности, на съемках в его же «Планете обезьян» на грим ежедневно уходило от восьми до десяти часов, что мог выдержать далеко не каждый. А для того, чтобы правдоподобно вжиться в образ, актриса посещала школу дрессировки обезьян. Этот период в карьере Бертона был богат на наиболее известные широкой публике работы, включая «Чарли и шоколадную фабрику», «Алиса в стране чудес» и «Мрачные тени». Хелена, как и Лиза, нередко мелькала в картинах супруга. В 2014 году их союз распался после 13 лет совместной жизни.
Тим Бертон и Хелена Бонем-Картер. Фото: © Jean-Marc Haedrich / ZUMAPRESS.com / globallookpress.com
Но, чтобы понять, где находятся истоки следующего романа режиссера, перенесемся в 2006 год в небольшой курортный городок Канны на юге Франции. Романтика, царящая в воздухе над Бульваром де ля Круазет, что протянулся вдоль береговой линии каннской части Лазурного берега, поспособствовала тому, что уже тогда Бертон увлекся своей новой музой — красавицей Моникой Беллуччи. Встретились они на ежегодном кинофестивале. Итальянская актриса тогда была в жюри конкурса, к слову, как и Бонем Картер. Правда, и Моника на тот момент была замужем за французом Венсаном Касселем.
Моника Беллуччи вручает Тиму Бертону награду в Каннах в 2022 году. Фото: © Maks Him / Keystone Press Agency / globallookpress.com
После расставания с Хеленой в фильмографии Бертона образовалась плешь. Невероятно плодовитый в прошлом автор за последующие восемь лет представил всего две ленты — «Дом странных детей мисс Перегрин» и ремейк мультфильма «Дамбо». Однако 2022 год изменил все. Во-первых, на Netflix вышла крайне успешная «Уэнсдей», для которой режиссер снял первую половину сезона и приложил руку в качестве шоураннера проекта. Во-вторых, по иронии судьбы, опять в Каннах его ждала встреча с Моникой Беллуччи, из рук которой он получил почетную награду. После чего пару стали нередко замечать вместе, а в феврале 2023 года Моника и сама подтвердила статус их отношений в интервью для Elle.
Тим Бертон и Моника Беллуччи. Фото: © Fabrizio Corradetti / Keystone Press Agency / globallookpress.com
Интересно, что сам Бертон еще давно прилюдно признался в любви итальянской кинодиве. В 2013 году, отвечая на вопрос журналиста из французского журнала Gala, с кем бы он хотел застрять в лифте, Тим ответил, что однозначно с Моникой Беллуччи, так как сходит по ней с ума. Впрочем, тогда это прозвучало в несколько экстравагантной форме, ибо в первую очередь режиссер назвал завсегдатая своих мрачных сказок — Джонни Деппа, отчего никто не придал такого внимания его словам.
Тим Бертон и Моника Беллуччи. Фото: © IMAGO / Anna Maria Tinghino / www.imago-images.de / globallookpress.com
И в 2024 году Тим не изменяет своей традиции снимать избранниц в фильмах. Вскоре в рамках Венецианского кинофестиваля состоится показ картины «Битлджус Битлджус», где Моника играет роль бывшей жены сумасшедшего призрака, в образе которого легко можно распознать черты самого Бертона.