12:04, 24.09.2024
Новости

Дантес, да не тот. Рецензия на фильм «Граф Монте-Кристо»

Создатели дилогии о приключениях Шарля д’Артаньяна взялись за экранизацию еще одного романа Дюма.

1815 год. Возвращающийся в порт Марселя торговый корабль «Фараон» замечает терпящее бедствие судно у берегов Корсики, но капитан Данглар (Патрик Милле), опасаясь за сохранность вверенного ему груза, запрещает спускать на воду шлюпки и оказывать помощь тонущим людям. Тогда молодой Эдмон Дантес (Пьер Нине) сигает в воду и спасает таинственную незнакомку Анжели (Адель Симфаль). За проявленную храбрость судовладелец Пьер Моррель (Бруно Раффаэлли) назначает Эдмона новым капитаном «Фараона». Дантес ликует, ведь с капитанским жалованием он может позволить себе воплотить давнюю мечту: попросить руки и сердца прелестной Мерседес Эррера (Анаис Демустье).


?>

Эдмон не знает, что спасенная им девушка была убежденной бонапартисткой и имела при себе письмо, собственноручно написанное Наполеоном. Это письмо попало в руки Данглара, который затаил обиду на молодого выскочку и поспешил донести на Дантеса прокурору Жерару де Вильфору (Лоран Лафитт). Прокурор прекрасно понимал, что обвинение яйца выеденного не стоит, так что был готов отпустить Эдмона, но бедолага на допросе проговорился, что письмо могло принадлежать Анджели, не подозревая, что эта девушка приходится прокурору сестрой. Наличие родственницы-бонапартистки погубило бы карьеру де Вильфора, так что прокурор предпочел заткнуть нежеланного свидетеля. Эдмона мог бы спасти его давний друг, лейтенант Фернан де Морсер (Бастьен Буйон), которому было достаточно поручиться за Дантеса. К сожалению, Фернан был влюблен в свою кузину Мерседес и не мог позволить, чтобы на ней женился безродный выскочка, поэтому Эдмон Дантес стал узником замка Иф — расположенной на торчащей посреди моря отвесной скале тюрьмы для политических преступников, из которой уже не возвращаются.

Бастьен Буйон, Анаис Демустье и Пьер Нине в фильме «Граф Монте-Кристо»

Так начинается новый фильм «Граф Монте-Кристо», и читатель, сохранивший в памяти текст романа Александра Дюма, заметит, что уже в завязке истории немало отличий от литературного первоисточника. Режиссеры Александр де Ла Пательер и Матьё Делапорт не в первый раз вольно обращаются с творчеством Дюма — ранее они в качестве сценаристов работали над дилогией «Три мушкетера» с Евой Грин и Венсаном Касселем, где также изрядно перекроили весь сюжет. В «Графе Монте-Кристо» им пришлось значительно упростить события, выбросить часть действующих лиц и соединить нескольких персонажей воедино, чтобы уложить монументальную историю о мести в один полнометражный фильм, идущий без малого три часа. При этом судьба некоторых героев стала полностью противоположной. Например, малодушный Гаспар Кадрусс (Стефан Варюпен) получил шанс на искупление и стал сообщником Дантеса.

В то время как «Три мушкетера» были нарочито грязными и приземленными, полными сражений на шпагах и убийств, «Граф Монте-Кристо» показывает нам открыточную Францию с зелеными полями, голубыми морями и залитыми светом роскошными особняками, по которым степенно расхаживают люди в вычурных костюмах. При этом мстительный граф лишь в финале берется за рапиру, а до этого наносит своим обидчикам поражение, не проливая собственноручно их крови, но за его приключениями хочется следить не отрываясь. Пьер Нине, чем-то похожий на Артема Ткаченко, виртуозно показывает метаморфозы своего героя — от окрыленного надеждами юноши в тощего изнуренного пленника, а затем в мрачного и таинственного графа, возомнившего себя живым воплощением правосудия.

Пьер Нине в фильме «Граф Монте-Кристо»

Матьё Делапорт и Александр де Ла Пательер постарались сделать свой фильм максимально зрелищным. Сцена проникновения Дантеса в пещеру с сокровищами аббата Фариа выглядит как эпизод из «Индианы Джонса», а после прибытия в Париж Эдмон меняет маски почти как Том Круз в «Миссия: невыполнима». При этом создателям фильма важно показать не только что делает Дантес ради мести, но и почему он считает себя вправе играть чужими судьбами и втягивать в свои планы других людей. Внебрачный сын прокурора Андреа Кавальканти (Жюльен Де Сен Жан) и пострадавшая от рук Фернана де Морсера наложница Гайде (Анамария Вартоломеи) выступают не просто орудиями в руках заглавного героя, граф относится к ним как к приемным детям, а они, как и положено детям, позволяют себе своевольничать. Именно благодаря живому общению со своими протеже Эдмон постепенно оттаивает и вспоминает, что в жизни есть место не только возмездию. Увы, не в его жизни — маска графа Монте-Кристо слишком плотно приросла к лицу, и Дантес уже не сможет обрести покой и счастье, но в его силах подарить другим надежду на лучшую жизнь.

Эдмон Дантес может сколько угодно твердить, что стал проводником воли Господа, судьей и палачом в одном лице, но его поступки выдают в нем человека с большим, хоть и израненным сердцем. Именно человечность отличает графа Монте-Кристо от тех, кого он карает — все они изображаются полными чудовищами, лишенными положительных качеств и даже бравирующих своей порочностью в обществе себе подобных. Особенно хорош Лоран Лафитт, чей самодовольный взгляд словно проникает через экран и окатывает зрителя волной презрения.

Патрик Милле, Лоран Лафитт и Бастьен Буйон в фильме «Граф Монте-Кристо»

Новый «Граф Монте-Кристо» — весьма вольная экранизация романа Дюма, которая, несмотря на это, остается интересным и захватывающим приключенческим фильмом с множеством ярких героев.



Автор: Леонид Кискаркин
Фото: кадры из фильма