15:24, 14.11.2024
Новости

Марии Кожевниковой — 40: самые яркие роли российской актрисы

По случаю юбилея вспоминаем главные роли в карьере кинозвезды.

Мария Кожевникова родилась 14 ноября 1984 года в Москве. На тот момент ее отец, хоккеист Александр Кожевников, уже был олимпийским чемпионом и заслуженным мастером спорта СССР. Через четыре года на зимних играх в Калгари он станет уже двукратным обладателем олимпийского золота. Примерно тогда в семье Кожевниковых было принято решение отдать Машу в спортивную секцию по художественной гимнастике. Вдохновленная примером отца, она усердно занималась и даже добивалась успехов на этом поприще.


?>

Но с годами спортивная карьера все больше расходилась с ее жизненными приоритетами. Препятствием для продвижения в этой сфере был и рост Марии, превышающий гимнастические стандарты. Тем не менее в возрасте 22 лет она завоевала золото среди юниоров на соревнованиях в Москве. К тому времени Мария уже как несколько лет училась на актерском в ГИТИСе. Сама Кожевникова впоследствии признавалась, что всегда тяготела к кинематографу и театру. После ухода из спорта она тут же подалась в актерство — снималась в эпизодических ролях в комедийных и детективных проектах.

Но 2008 год изменил все: в эфир телеканала ТНТ вышел ситком о жизни обитателей одной столичной общаги. Проект вскоре снискал бешеную популярность у зрителей и сделал исполнителей главных ролей новыми звездами. Не обошла слава и Марию Кожевникову.

«Универ» (2008 — 2011)

Вне всяких сомнений, роль Аллы Гришко и по сей день остается самой известной в карьере актрисы. Это и неудивительно: у Марии Кожевниковой в сериале один из самых запоминающихся и колоритных персонажей, наравне с олигархом Сильвестром Андреевичем (Алексей Климушкин) и Кузей (Виталий Гогунский). Амбициозная и любвеобильная Аллочка перебралась в Москву из Тюмени. Каждый день она начинает с чтения журнала Forbes, чтобы знать своих жертв в лицо. Она мечтает удачно выйти замуж, попутно заводя многочисленные, но не шибко продолжительные отношения. Еще одна отличительная особенность Гришко — ее коронное «Пипец», которое звучит по-разному в зависимости от ситуации. Поначалу героиня Кожевниковой кажется какой-то уж слишком однобокой даже по меркам ситкома, но со временем сценаристы наделяют ее более сложными чертами характера.

Конечно, в наши дни смотреть «Универ» даже из чувства ностальгии не так уж и просто: местами он беспощадно устарел. Эта участь постигла так или иначе все ситкомы той эпохи, в том числе и американские. Но, справедливости ради, стоит признать уникальность сериала ТНТ для отечественного телевидения 2010-х. Все тогдашние хиты были адаптациями западных. «Универ» же стоял от них особняком, будучи одним из немногих оригинальных ситкомов.

После завершения основного сюжета проект получил продолжение с подзаголовком «Новая общага». Правда, уже без центральной пары Саши и Тани. Те вскоре переместились в отдельный семейно-бытовой спин-офф. Выбыла из продолжения и Алла Гришко. Мария Кожевникова не хотела становиться заложницей одного экранного образа.

«Батальон» (2015)

Впрочем, даже после закрытия хитового ситкома актрису многие все еще не воспринимали всерьез. В последующие годы она сыграла сразу в нескольких проектах, и некоторые из них были сомнительного качества, как, например, комедийный боевик «Сокровища О.К.». Но имелись и достойные работы, среди которых особенно выделяется исторический сериал «Красные горы» от создателей «Апостола» и «Диверсанта». Но саму проблему это не решало: Кожевникову многие все еще знали исключительно как Аллу из «Универа». Чтобы вырваться за рамки этого амплуа, нужна была сильная драматическая роль, которая в полной мере смогла бы раскрыть актерский потенциал Марии. Телевизионная продукция к такому зачастую не располагает.

В 2015 году на экраны вышла военная драма «Батальонъ». События фильма разворачиваются в 1917 году уже после февральской революции и отречения от престола Николая II. Фронт трещит по швам, солдаты бегут с поля боя, а большевики успешно распространяют свою революционную пропаганду. Временное правительство для поднятия боевого духа ставит под ружье отряд храбрых женщин под руководством Марии Бочкаревой. Последнюю на экране блистательно воплотила Мария Аронова. Но не ей одной сильна эта картина.

Немаловажную роль в сюжете играет и графиня Татищева в исполнении сегодняшней юбилярши. Она, правда, непосредственно до фронта не добирается, так как ее выгоняют из батальона в силу непростого характера. В ленте есть эпизод, в котором героиню Кожевниковой жестоко избивают. Как оказалось, удары были взаправду. Подойдя к зеркалу после съемочной смены, она обнаружила, что у нее очень сильно опухла щека. Рассказывая об этом случае, она сравнивала внешний вид гематомы с запущенным флюсом. Как и другим актрисам, ради роли в «Батальоне» Марии пришлось расстаться со своими пышными волосами.

Что интересно, после рождения сына Кожевникова на время отказалась от съемок в кино, но для этой картины сделала исключение, и не зря! Именно «Батальон» принес ей первую в карьеру почетную награду — «Золотого орла» за лучшую женскую роль второго плана.

«Собибор» (2018)

Режиссерский дебют Константина Хабенского получил противоречивые отзывы критиков. Одни хвалили фильм за суровый реализм, мрачную атмосферу и слаженный ансамбль актеров из разных стран, другие ругали за слабый и невнятный сценарий. Лента была выдвинута на «Оскар» в категории лучший фильм на иностранном языке, но не попала в шорт-лист премии.

«Собибор» основан на реальных событиях, пускай периодически и расходится с ними по фактологии. В центре сюжета — Андрей Печерский (его играет сам Хабенский), офицер Красной Армии и этнический еврей, которого после попадания в плен посылают в концентрационный лагерь на территории оккупированной Польши. Меньше чем за месяц ему удается организовать массовый побег заключенных. Прецедентов, подобных этому, не было за все время Второй Мировой войны.

В лагере герой Хабенского знакомится со своей будущей сообщницей — еврейкой Сельмой Вайнберг. История ее жизни легла в основу художественно-биографического романа «Сельма. Женщина, пережившая Собибор» Ада де Лимпта. Кожевникова приняла решение не читать его до и во время съемочного процесса, чтобы подсознательно не копировать книжную героиню, вместо этого играть собирательный образ людей, чьи судьбы растоптала бесчеловечная гитлеровская машина. Со слов актрисы, это была самая сложная роль в ее карьере. Ей вторят и многие рецензенты: даже те, кому не пришелся по душе дебют Хабенского, отмечали проникновенную игру Марии. Особенно душераздирающими получились сцены, в которых надзиратели лагеря пытают ее возлюбленного Хаима (Фабиан Коченски).

После «Собибора» Кожевникова с головой ушла в воспитание детей. В прошлом году она родила четвертого ребенка. То был последний полнометражный проект с ее участием, по крайней мере, на данный момент. Не исключено, что в будущем появится еще какая-нибудь сложная роль, ради которой актриса захочет вернуться в мир большого кино.



Автор: Марина Яковлева
Фото: кадры из фильмов и сериала. Фото на обложке: © Dmitry Golubovich / Global Look Press