Картину снял режиссер легендарной «Ликвидации» Сергей Урсуляк. Видимо, вдохновленный предыдущим успехом, он перетащил в новый проект нескольких «ликвидаторов»: Сергея Маковецого, Михаила Пореченкова, Константина Лавроненко. Однако всех, конечно, интересовало, кто же сыграл молодого Штирлица.
— Я, может, подсознательно и думал, чтобы новый Исаев был похож на Вячеслава Тихонова, — говорит Урсуляк, - но столкнулся с проблемой: в кино сейчас мало умных лиц. Выбор у меня был небогатый, и я остановил его на Данииле Страхове. Лицо у этого актера и красивое, и мужественное, и умное.
Как и Тихонову, Страхову не пришлось в сериале драться, он должен был лишь артистично курить и изображать напряженную работу мысли.
— Мы же не бондиану снимаем, а детектив, — поясняет суть своего образа Даниил.
Но самое главное! Наконец-то судьба смилостивилась к Исаеву: у него в этом фильме есть жена (актриса Вера Строкова), на которую можно не только смотреть издали, но которую можно обнимать, целовать и с которой можно разговаривать. Слава Богу: теперь всем шуточкам по поводу сексуальной ориентации легендарного разводчика придет конец.
В основу сюжета легли два ранних романа Юлиана Семенова «Бриллианты для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен», а также рассказ «Нежность». Каждое из произведений уже отдельно было экранизировано, и Страхов, по сути, не второй Штирлиц, а шестой.
|
|
|
|
|
Родион Нахапетов («Пароль не нужен», 1967 г.) | Вячеслав Тихонов, («Семнадцать мгновений весны», 1973 г.) | Владимир Ивашов («Бриллианты для диктатуры пролетариата», 1975 г.) | Всеволод Сафонов («Жизнь и смерть Фердинанда Люса», 1976 г.) | Улдис Думпис («Испанский вариант», 1980 г.) |
Действие фильма «Исаев» разворачивается в 20-е годы. Конец Гражданской войны, красные и белые сошлись в последней схватке. Исаеву предстоит найти украденные из Гохрана сокровища, а также побороться с частями белогвардейских войск, притаившихся на Дальнем Востоке.
Где вы думаете Урсуляк снимал Дальный Восток и Шанхай? Ни за что не догадаетесь: в Севастополе. Представляете, каково было реквизиторам превращать Воронцовский дворец в пагоду? Художник Вячеслав Демин соорудил целую китайскую улицу, украсил ее вывесками и флажками с иероглифами, придумал торговые ряды из бамбука и камыша, постелил повсюду циновки, рассовал соответствующую посуду… Трое суток трудился!
Затем съемочная площадка переместилась в Таллин, сыгравший роль западной Европы. А напоследок снимали в Москве, и интерьеры лубянских кабинетов тоже потребовали скрупулезной работы реквизиторов.
Пожелтевшие папки с надписями «Дело №...», стопки старинных фотографий, несколько потертых саквояжей из толстой кожи, связка винтовок довоенного образца, столы под сукном, старинные телефоны, пишущая машинка «Ундервуд», которой, к слову, недавно исполнилось сто лет, — все это было привезено со складов Мосфильма. Все — массивное, настоящее. С большинства вещей пришлось смахнуть пыль, но в строй они вошли энергично, как бравые вояки, потому что уже много раз снимались в старых советских фильмах.
Были, правда, и «пришельцы» — так реквизиторы называют предметы обихода, купленные на развалах, блошиных рынках или взятые напрокат. Кое-что заказали по случаю съемок специально. К примеру, искусственно состаренные фотопортреты Дзержинского и Ленина.
Урсуляк относится к съемкам тщательно, говорит, что все должно «пахнуть» стариной. Кстати, о запахах: на съемках персонажи много курили — режиссер настаивал, чтобы это были папиросы, но некурящим актерам забивали в самокрутки заменитель никотина.
У каждого мгновенья — свой Таривердиев
Не только запахам придавал значение режиссер, но и звукам.
Как известно, успех «Семнадцати мгновений весны» во многом был связан с дивной музыкой Микаэла Таривердиева.
— Я считал этого композитора своим товарищем – несмотря на большую разницу в возрасте,- говорит Урсуляк. — Я сделал с ним фильмы «Русский регтайм», «Летние люди», после его ухода я снял с его музыкой картину «Сочинение ко Дню Победы». Мне не хватает Таривердиева – и человечески, и музыкально. Поэтому в «Исаеве» я использую его композиции — конечно, не из «Семнадцати мгновений весны», а малоизвестные, ранние.
И режиссер, и актеры, коечно, внутренне напряжены и понимают, что после премьеры «Исаева» их героя начнут сравнивать со Штирлицем.
— Я бы не протягивал нить к знаменитому фильму Татьяны Лиозновой, — говорит режиссер. - В основе — разные романы Юлиана Семенова, разными получились и фильмы. «Семнадцати мгновений весны» — великая картина, которая бывает раз в 50 лет. На нее нужно ориентироваться, но нельзя пытаться ей соответвствовать. Мы сняли молодого Исаева – человека, который пытается лишь найти почву по ногами. Он пока не такой «матерый», как штандартен фюрер СС Макс Отто фон Штирлиц, но события, которые развернутся в ближайших шестнадцати сериях, сформируют его характер и убеждения.
Елена Альченко