Сегодня в прокат выходит фильм «Батальонъ» — первая картина российского производства, посвященная Первой мировой войне. Над лентой работали создатели двух масштабных фильмов о Великой Отечественной войне, имевших большой успех у зрителя – «Брестская крепость» и «Сталинград». Актрисы, продюсеры и режиссер рассказали, как велась подготовительная работа, как проходили съемки и с какими сложностями пришлось столкнуться в процессе.
Игорь Угольников: «Актрисам пришлось очень много вытерпеть на этих съемках»
Актриса Мария Кожевникова — о необходимости побриться наголо ради съемок в фильме: «В прессе пишут, что я долго думала или не хотела сбривать волосы. Нет, это не так. Ни у кого — ни у актрис массовых сцен, ни у сыгравших главные роли актрис — не было никаких сомнений. Нам удалось хоть на толику ощутить то, что чувствовали те женщины. Вообще внешняя составляющая образа очень помогает перейти и к внутренней, поэтому я была готова на все. Единственное, физически было сложно буквально через несколько недель после родов приступить к съемкам. Я не была подготовлена, хотя летом училась стрелять и участвовала в сборах. Все актрисы очень серьезно относились к этой картине. Низкий поклон актрисам массовых сцен! Они выкладывались точно так же, как мы. И благодаря их энергетике и отношению к съемкам мы действительно были батальоном. Кроме того, наш режиссер Дмитрий Дмитриевич не давал нам расслабиться ни на секунду. Драки были настоящие, синяки были настоящие, щека у меня распухла тоже по-настоящему — все было по-настоящему. Но, видимо, к этому кино так и надо было относиться. Поэтому я надеюсь, тот результат и те силы — как моральные, так и физические, — которые мы вложили в это кино, зритель почувствует».
Актриса Валерия Шкирандо — о военной подготовке: «У нас были настоящие военные сборы. Мы учились бегать, маршировать, стрелять из разного вида оружия. Я, например, освоила пулемет максим и теперь умею профессионально подавать пулеметную ленту».
Актриса Ирина Рахманова — о психологической нагрузке: «Сниматься было очень сложно не только физически, но и психологически. Нас всегда в кадре было много. И если обычно, когда исполняют каскадерский трюк, ты в первую очередь должен отвечать за свою безопасность, то на этом проекте ответственность в разы возрастала, потому что ты всегда должен был помнить о партнере. А партнеров много! Они все время рядом с тобой, поэтому в любой момент съемок, даже если ты падаешь, то должна думать о партнере, ведь в руках у актрис были штыки. Это действительно серьезно и очень опасно. Поэтому было очень важно всегда быть собранными и сконцентрированными на съемочной площадке. Спасибо Дмитрию Дмитриевичу (Дмитрий Дмитриевич Месхиев. — режиссер фильма «Батальонъ». — Прим. ред.), который нас строго строил, чтобы мы не расслаблялись и не терялись».
Дмитрий Месхиев: «Первый съемочный день Ирины Рахмановой был в начале ноября, когда снимались уже основные бои. Приехала чистенькая и хорошенькая Рахманова на площадку, и мы в течение 15 минут переодели ее в военную одежду, швырнули лицом в холодную грязь, в которой она пролежала двое суток».
Как Мария Аронова, Мария Кожевникова и другие актрисы попали в проект
Игорь Угольников, автор идеи и продюсер фильма «Батальонъ»: «По поводу Ароновой и Кожевниковой могу сказать, что с ними все крайне просто. Кожевникова участвовала в проекте, когда к нему только приступили. И для меня было понятно, что она должна обязательно сыграть в этой картине, чтобы изменить еще и свою актерскую судьбу. Я дружу с ее семьей еще с тех времен, когда Маша была еще совсем малюсенькая. Что касается Марии Ароновой, то у нас не было никаких сомнений в том, что Марию Бочкареву должна сыграть она. Что касается подбора остальных актеров, то к каждому был свой подход. Конечно, мы искали лица, которые, на наш взгляд, должны быть «из той поры». Естественно, учитывались актерские данные. Марат Башаров внешне очень похож на Керенского, но не это было главное. Хотелось, чтобы актер, который никогда подобных персонажей не играл, исполнил эту роль».
Актриса Мария Кожевникова: «Мне было легче, чем всем остальным актрисам, потому что я пришла в проект еще на стадии написания сценария. Мне такая возможность выдалась впервые. Я считаю, что это правильно, когда ты имеешь право поработать вместе с создателями фильма над материалом. У нас с Игорем сохранилась замечательная переписка. Он в жизни жаворонок, я — сова. Я ему писала ночью, он мне отвечал утром. Переписку мы вели на протяжении где-то трех месяцев. Игорь рекомендовал мне, какие книги почитать, присылал видео, которые стоило посмотреть. Полгода длилось просто погружение в тему. Я ведь должна была играть графиню. А они тогда ведь по-другому ходили, дышали, держали осанку, говорили… Это надо было прочувствовать. У меня было на это время, поэтому я благодарна Игорю. Поначалу я даже не успевала всю информацию переваривать, но потом, слава богу, у меня была беременность, и я за время ожидания ребенка еще больше погрузилась в тему».
Почему героиня Марии Кожевниковой исчезает в середине фильма
Мария Кожевникова: «Давайте честно скажем! Можно?»
Игорь Угольников: «Нет, не скажем. Она не исчезла. Есть причина, по которой героиня ушла из батальона в середине фильма. Вообще считается шиком, если продюсеры могут позволить себе роскошь в середине картины избавиться от звезды, которую очень ждали, и переключить внимание на других актрис. Это высший пилотаж, на мой взгляд».
О сложностях, с которыми пришлось столкнуться во время съемок
Дмитрий Месхиев, режиссер фильма «Батальонъ»: «Вообще все сложности, с которыми пришлось столкнуться съемочной группе во время работы, видны на экране. Практически все боевые действия, которые происходят на экране, не нарисованы. Все военные действия сняты в Подмосковье — начиная от сцены огня и заканчивая огромным количеством взрывов. Это сама по себе очень непростая история. Но основная сложность, честно говоря, заключалась в том, что нужно было научить воевать актрис, ведь они не проходили военной подготовки и элементарно не умели держать оружие. Им приходилось претерпевать довольно серьезные лишения, потому что съемки проходили поздней осенью и ранней весной. Они ползали по земле и бегали по грязи в штыковую атаку при температуре от нуля градусов до плюс трех. Когда со штыками наперевес бегут 150 женщин, то, скажу вам честно, я в первые дни молился, чтобы, не дай бог, ничего не случилось, чтобы кто-нибудь не оступился. Мы девушкам задавали траекторию, по которой нужно было бежать, чтобы, если в грязи какая-нибудь вдруг споткнется, они не поранили друг друга штыками. Бог миловал, и обошлись без травм и потерь. Но работа была на грани».
С Дмитрием Месхиевым Федор Бондарчук учился в одном институте, потом жизнь их сталкивала на съемочных площадках. Над фильмом «Батальонъ» им вновь довелось поработать вместе. Федор Бондарчук: «Сказать, что у нас не было конфликтных ситуаций, — ничего не сказать. У нас было напряженное обсуждение».
Ирина Рахманова: «У меня была отличная от других актрис ситуация: у меня, как у них, не было возможности подготовиться. Поэтому я могу только позавидовать Маше, ведь действительно это очень здорово, когда у тебя есть возможность еще на стадии подготовки к съемкам поучаствовать в работе — и самой подготовиться, и, возможно, внести какие-то изменения, и пройти учения. У меня было экстремальное погружение в фильм в середине проекта. Девочки ползли, а мне говорили: «Ты что отстаешь?» И я уползала еще быстрее, чтобы никто не подумал, что я не справляюсь. Но я была бы рада, чтобы на всех проектах была такая подготовка, какая была на этом».
О чем фильм «Батальонъ»
Мария Кожевникова: «Мой дедушка рассказывал мне очень много историй о Великой Отечественной войне. А представители нынешнего поколения, которое чуть моложе меня, возможно, уже не застали своих дедушек. Мой дедушка ушел из жизни в 2014 году, ему был 91 год. К сожалению, сейчас все меньше понимаешь, что такое война и насколько это вообще тяжело. Честно признаюсь, что о Первой мировой войне я сама знала, наверное, как и многие другие, из школьной программы и из передач, которые видела по телевизору. Поэтому я благодарна продюсерам, в том числе Игорю Угольникову, и сценаристам за то, что я погрузилась в ту эпоху. Игорь доставал уникальные материалы: он нашел документальные кадры, на которых запечатлен этот батальон марширующих девушек. Очень бы хотелось, чтобы зрители, как и мы, открыли для себя историю наших прабабушек и прадедушек, которые воевали и погибали. Я широко представлена в социальных сетях и замечаю, что дети начали задавать вопросы и интересоваться этой темой, а это именно то, чего мы хотели добиться, снимая фильм «Батальонъ».
Дмитрий Месхиев, режиссер фильма «Батальонъ»: «Разве можно про то, как женщины пошли на фронт и в первом бою погибла половина из них, снимать легко и не эмоционально?! Это уникальный героический поступок русских женщин! Я сознательно наполнял картину эмоциональными всплесками и старался делать их довольно часто с самого начала до самого конца фильма, чтобы «держать» зрителя и вызвать всплеск эмоций у человека, который смотрит это кино. Для меня как для режиссера было важно в первую очередь вызвать эмоции, чтобы зритель не остался равнодушным».