00:00, 06.10.2009
Новости

Что общего между Сокуровым и Гарри Поттером?


?>


Этот  дикий, на первый взгляд вопрос, имеет вполне адекватный ответ:  оператор  Бруно Дельбонель. Именно он, снявший картины «Амели», «Через Вселенную», "Властелин колец" и  последний фильм о Гарри Поттере, работает сейчас над новым сокуровским  проектом «Фауст». Платят ему мизерный гонорар — но он готов и вовсе работать без денег – только бы над такой темой и только бы с таким мастером, как Сокуров
О том, что происходит на съемочной площадке корреспонденту ВокругТВ рассказал продюсер фильма Андрей Сигле.
 

 

И Путин фильм благословил

 

На создание этого кинопроизведения отводится ровно 46 дней. Снимают в Чехии и Исландии. Собрана интернациональная бригада, на площадке говорят на 5 языках – английском, французском, немецком, русском и чешском.  Сумасшедшие темпы с легкостью осиливает только сам маэстро Сокуров. Актеры и техсостав – в шоке. Напряжение на  площадке огромнейшее. Еще бы!  Крупномасштабное историческое полотно делается в кризис! 

Помимо прочих причин группа «придавлена»  и грузом темы:  мало кто пытался в кино внятно осмыслить великий сюжет Гете.  Правда, Сокуров переместил действие из мрачного средневековья в ХIХ век – столетие, в которое жил сам Гете. Но задача от этого не упрощается. А еще над проектом довлеет груз ответственности перед …  Путиным.

— Дело было так, — говорит Сигле. — Посреди энергетического конфликта между Украиной и Россией Путин отправился в Германию. И на огромной пресс-конференции для западных журналистов вдруг заявил:

Я хочу, чтобы Россию  воспринимали не только как энергетическую  державу, не только  как  родину опальных олигархов, живущих ныне за границей,  но и  как страну произведений искусства. В частности сейчас Александр Николаевич Сокуров приступает к съемкам фильма по книге Гете «Фауст» -  поэме, которую  вы сами, немцы, экранизировали в последний раз  в … 1926 году.

Заявление премьер-министра произвело эффект: теперь во всем мире с пристальным вниманием следят за судьбой проекта. А  немцы  и вовсе устыдились, побежали тут же снимать фильм о Гете,  да … опоздали: не нашли соответствующего эпохе реквизита – ассистенты  Сокурова «прошлись» по всем европейским  музеям и частным коллекциям и выгребли под съемки чашки-ложки-поварешки… Сокуров-то снимает свое кино в исторических декорациях. А к деталям он всегда относился трепетно.

О труповозке  и  японском императоре

 

— Из «мелочей», внимания к каждому слову, жесту и состоит сокуровское кино, — рассказывает Андрей Сигле. – Когда мы  снимали «Солнце» (фильм о японском императоре Хирохито – прим. ВокругТВ), он требовал, чтобы я доставал настоящую рисовую бумагу, потому что император не мог писать на обычной. А стоил-то каждый листик по 200 долларов за штуку!  Мы поражали даже японских  историков знанием эпохи. Наш художник Лидия Крюкова открывала им глаза на историю военного  японского костюма. Сокуров контролировал походку актера, игравшего императора, ему специально сшили костюм, сдерживающий движения… Зритель, конечно,  пропускает 90 процентов из этих деталей, но подспудно вы понимаете, что это настоящее искусство. Это вам не американские поделки, где русские военные ходят  с непонятными лампасами, в валенках и ушанках… У нас по сути рукодельное кино.

Строгое следование историческим  декорациям –  конечно, дело хорошее, но хлопотное и дорогое. Например, создателям  картины предлагали взять в аренду  подлинную карету Гете. Отказались – не только потому, что накладно, но и потому что для съемок это средство передвижения пришлось бы  изрядно покромсать – чтоб камера встала и осветительные приборы  – а это уже, извините, вандализм.  Пришлось строить специальную кинематографическую карету, ну, а на заднем плане, конечно, будут мелькать музейные – из ХХ века.

— Еще предлагали из Франции привезти антикварную  труповозку, — рассказывает Сигле. -  Мы пооблизывались и … отказались. Дорого оказалось очень.

Вопрос денег – важный на этих съемках. Сокуров, конечно, умеет снимать  на минимальные средства, но для проекта,  производимого за рубежом, бюджет все-таки нужен.

— Первоначально у нас было  заложено 12 млн. долларов, потом выяснилось, что помощи от европейских сопродюсеров не будет, фильм будет абсолютно русским, и мы урезались до 8 млн. Затраты на один съемочный день  составляют 3 тыс. евро.

Для сравнения один съемочный день сериала «Кармелита» обходится в 100 тыс. долларов.

Трудности перевода

 

Почему «Фауст не снимается на родине его создателя?

— Германия – бюрократическая страна, на любую съемку нужна разрешительная бумага  от  муниципалитетов. Здесь многие абсолютно уверены, что Фауст — реальный персонаж и даже показывают места, где он жил. Одни Фауста там воспринимают как шарлатана, другие – как чудотворца.  Поэтому  чтобы не «посягать на святыни» и  избежать всяких долгих согласований, Германию мы построили в Чехии,- рассказывает Сигле. – В трех  местных замках.
Фильм снимается на немецком языке, причем диалектном – для создания  атмосферы аутентичности, в прокате он пойдет с субтитрами. Что удивительно — немецкие письменные диалоги – в 1,5 раза длиннее переводов на русский язык.

Что касается актеров, то  на главные роли приглашены звезды немецких театров. Кастинг был жестокий. Сокуров отсмотрел около 250 кандидатур. Из русских актеров в проект попали только двое: Леонид Мозговой, который играет  сразу три роли, и Антон Адасинский, ныне живущий  в Германии. Ему и досталась роль Мефистофеля, который в фильме примет обличие ростовщика. Кстати, еще один отход от Гете:  у Сокурова появится новый персонаж  – отец Фауста – дабы подчеркнуть земное происхождение героя. Сценарий Сокуров писал вместе с Юрием Арабовым – и это серьезная заявка на «глубокомыслие».

О Ватикане и лошадях

 

В таком кино невозможно обойтись без спеэффектов. Оператор, снимавший «Гарри Поттера», конечно, не собирается повторять кадры с игрой в квиддич, но нечто особенное с применением зеркал сделать обещает.
Поначалу планировалось, что ряд эпизодов  будет сниматься в Ватикане. Даже вроде согласие оттуда было получено. Но от идеи пришлось отказаться:

— Вы представляете, что такое возить по Европам  съемочную группу? Половину людей потеряешь! -  говорит Сигле.

— Любопытная история случилась в Исландии, — продолжает продюсер.- У нас был запланирован такой ход: герой на лошади въезжает в пещеру и выезжает в другой местности. Въезжали мы в Чехии, а выезжать планировали в Исландии. Так вот: нам не удалось перевезти лошадь из одной страны в другую! Исландия весьма трепетно относится к вопросам своей экологии и ввоз животных и растений сюда запрещен! 

Как известно, сокуровский «Фауст» — заключительная часть его тетралогии (до этого были «Молох», «Телец», "Солнце»). Все предыдущие картины были посвящены историческим персонажам – Гитлеру, Ленину и Хирохито. Почему же режиссер решил закончить свое философское повествование  вымышленной историей?

-  Три предыдущие картины рассказывали о людях, которые влияли на мир, распоряжались судьбами миллионов, во многом не имея на это права. Они каждый день делали выбор. Четвертый  вымышленный персонаж Фауст показывает, что так или иначе, но проблема выбора приводит к  теме продажи  души дьяволу в обмен на какие-то ценности. Этим все и объясняется: только продав душу, можно заполучить все.

Многие фильмы Сокурова имели фестивальный успех. На этот раз создатели картины не спешат выставляться:

— О фестивалях думаем с неприязнью, — признается Сигле.  -  Мы уже были на 5-6 европейских кинофорумах, и везде видим торчащие  уши механизма, по которому  выбирается победители. Мы не хотим подвергать серьезную  картину воздействию этих механизмов.

Я сам был членом жюри многих  фестивалей и убедился, что каждое решение – это  серьезный компромисс, связанный с политикой, клановыми и государственными  интересами. Тебе приходят и нашептывают, а еще подарки пытаются дарить… Нормальные  подковерная борьба…

 

После того, как  процесс съемок завершится и по материалу пройдутся ножницы монтажера, Сигле сядет писать музыку – он уже для многих сокуровских фильмов создавал саундтреки. А дальше ….
Премьера фильма состоится в 2010 году — в России и европейских столицах.

-  На Сокурове можно зарабатывать ,- убежден  Сигле,- собрали же мы в Америке с «Русского ковчега» 3 миллиона долларов. Конечно, мы  не замахиваемся на голливудские  масштабы. Дельбонель рассказал, как прокатывали последнего  «Гарри Поттера»: по всему миру  печатались  32 миллиона копий, и каждая стоила 1 тысячу долларов.  Нам таких денег не найти. Но убежден: «Фауст» прозвучит – имеющий уши да услышит.

А Дельбонель  расчищает  свои голливудские графики: следующий сокуровский фильм не обойдется без его участия.

Илона Егиазарова



Автор: Илона Егиазарова