11:34, 25.10.2014
Новости

«Екатерина»: как снимали грандиозную историческую сагу для канала «Россия-1»

Интересные подробности, которые остались за кадром сериала о жизни и судьбе российской императрицы.


?>

Исторический сериал о Екатерине Великой, созданный компанией «АМЕДИА», появится в эфире канала «Россия-1» уже в начале ноября. Главную роль в нем сыграла актриса Марина Александрова. Действие начинается в 1745 году. Царствующая императрица Елизавета Петровна бесплодна, а единственный наследник престола ― ее слабоумный племянник Петр III. Елизавета не может допустить, чтобы он взошел на престол, поэтому решает женить цесаревича, дождаться рождения его сына, а затем забрать мальчика и самой воспитать его настоящим русским императором.

Режиссер сериала Александр Баранов признался, что согласился взяться за проект не сразу. «Когда попросили прийти в картину, я сначала отказался. У меня был свой проект ― «День дурака», ― вспоминает он. ― Но когда прочитал сценарий «Екатерины», согласился. Его написал Ариф Алиев. Это один из лучших, на мой взгляд, российских сценаристов! Я посмотрел отснятый материал, познакомился с командой и приступил к работе».

Впервые героиню Марины Александровой, будущую российскую императрицу, мы видим совсем юной принцессой: Екатерина в числе претенденток в невесты цесаревичу приезжает в Петербург. Ещё не принявшая православную веру и носящая имя Софии Фредерики, представительницы обедневшей ветви прусских королей, она уже мечтает о любви и счастье. Но в России ей суждено столкнуться с заговорами придворных и шпионами, безжалостными дворцовыми интригами, жестоким расчетом императрицы и безразличием будущего супруга. Ей, а потом и ее детям грозит смертельная опасность. Чтобы отстоять мечту о счастье, Екатерине придется избавиться от власти людей, которые пытаются уничтожить ее, и вступить в борьбу за трон.

Баранов, который не сразу взялся перенести эту историческую драму на телевизионные экраны, признался, что вообще очень удивлен, почему в нашей стране никто раньше не снимал фильмы про такую одиозную историческую личность, как Екатерина Великая.

Конечно, исторические сериалы невероятно зрелищны. В кадре мы видим великолепные костюмы той эпохи, прически, предметы обихода и другие приметы времени. За всем этим скрывается титанический труд художников-постановщиков, костюмеров и гримеров. Над сериалом работали сразу два художника-постановщика ― Сергей Онипенко и Сергей Воробьев.

«Сергей Воробьев по образованию историк, а мне, конечно, пришлось пересмотреть много материала, ― рассказывает Сергей Онипенко. ― Мы с коллегой ещё до съёмок путешествовали по Петербургу, читали Ключевского, собирали информацию в библиотеках. В основном нас интересовал этнографический материал: архитектура, быт того времени, посуда, костюмы, оружие, кареты. Все это описано в источниках, и мы стремились, чтобы в сериале все совпадало с описанием. Кроме интерьерных съёмок в Чешских замках, музеях Великого Новгорода, Крыма, Петербурга и Москвы, нам, естественно, пришлось что-то выстроить и в павильонах. Например, мы соорудили спальню молодой Екатерины, покои ее матери, много келий, подвалов. Самой большой декорацией, которую мы построили, был театр».

Из эскизов к фильму: комната Фредерики

Часть костюмов эпохи Екатерины Великой была специально сшита для сериала, часть ― привезена из Европы. Были проблемы с костюмами для графа Шереметьева, поскольку актер, исполняющий эту роль, гигантского роста, и ему было сложно подобрать одежду. Для гримеров самыми сложными стали сцены, когда заболел Петр III. По сюжету он покрывался язвами. Пришлось сделать довольно страшный грим. Нелегкими для гримеров были и батальные сцены, которые сопровождались ранами и кровью.

Однако режиссер пообещал, что крови в сериале будет немного. Елизавета Петровна, в царствование которой разворачивается сюжет, вообще была против смертных казней и прочих ужасов.

«Мы не кровожадные, ― улыбается Александр Баранов. ― У нас есть бои и сражения, но они зрелищны благодаря постановке, а не работе гримеров. Каскадеры, как в балете, объясняли актерам каждое движение, чтобы никто не  пострадал. Репетировали с самого утра, а вот к съёмкам приступали только вечером. Однако уставшие за время репетиции актёры, тут же входили в раж, услышав фразу: « Камера, мотор!» и справлялись без дублёров. Наш оператор — просто герой: с камерой врывался прямо в толпу, где 8–10 человек бились на шашках. К сожалению, он всё же поплатился за своё бесстрашие: ему однажды так попало по ноге, что Максим полчаса потом не мог ходить. А чешские каскадеры! Они ещё большие самоубийцы (улыбается)! Я все время, сидя за монитором, думал: «Лишь бы не убили друг друга!».

Несколько съёмочных смен было в Чехии, поскольку там очень много замков в стиле классического барокко. Кстати, многие сцены созданы в том же самом замке и даже в том же зале, в котором Милош Форман снимал своего «Амадея». «Когда снимаешь в таких интерьерах, то пропитываешься этим духом. Даже актеры себя ведут по-другому!» ― признается режиссер.

Костюмы и царскую атрибутику съёмочная группа брала с собой. Перевозить же другой необходимый для съемок реквизит не было нужды — в кадре зрители увидят подлинники из чешских замков и русских музеев. Самый масштабный реквизит, который пришлось воссоздать по эскизам художников, это кареты и царские сани. Кстати, после окончания съемок их подарили новгородскому музею — в Великом Новгороде снимали часть сцен «Екатерины».

«Это тот редкий сериал, который я сам буду вместе со всей страной смотреть», — признался режиссер Александр Баранов.

Смотрите сериал «Екатерина» в ноябре на канале «Россия-1».

Елена Смирнова, Анна Прищепова



Автор: Алина Бавина
Фото: «Амедиа Продакшн»