16:06, 17.10.2013
Новости

Елена Малышева: "Идею сюжета про обрезание подсказал сын"

Интервью с популярной телеведущей.


?>

Ведущая программ Первого канала «Здоровье» и «Жить здорово!» начала карьеру на ТВ в 1992 году и с тех пор совмещает медицину, телевидение и семью. Никакой магии в этом нет, только собранность и нацеленность на результат.

– Елена Васильевна, говорят, все мы родом из детства. С какого возраста вы себя помните?

Елена Малышева: Я хорошо помню, как веду брата в детский сад. Мы двойняшки. Мне, наверное, года три или четыре. Я держу брата за руку и низким голосом говорю: «Леша, пойдем в детский сад, там хорошо!» (Улыбается.)

– Ваши родители – медики. Расскажите, как вы знакомились с профессией врача в детстве: листали медицинские энциклопедии, играли с куклами «в доктора»?

Елена Малышева: Если ты живешь в семье хороших врачей, то единственное, что видишь, это колоссальная ответственность за людей. Моих родителей вызывали в больницу в любое время дня и ночи, они выезжали на все тяжелые случаи. Я росла в Кузбассе, в Кемерово, где были и взрывы на заводах, и все, что угодно. Врач должен быть предан своему делу по-настоящему, до конца – это главное, а не всякие глупости типа «я листала энциклопедии и разрезала животы куклам».

– Когда вся семья увлечена одним делом, у ребенка, по большому счету, есть два пути: увлечься им тоже или взбунтоваться. У вас был период такого бунта против «династийности»?

Елена Малышева: Я выросла в очень хорошей семье. Нас любили, дали прекрасное образование. Мы много читали: наши родители выписывали собрания сочинений. Когда у родителей с детьми хорошие отношения, все проблемы обсуждаются мирно. Поэтому у меня не было ни бунта, ни противоречий. Более того, я хотела поступать на факультет журналистики, но, когда мама сказала, что важно иметь в руках настоящее дело, я пошла в мединститут. Все трое детей в нашей семье закончили мединститут. Я постоянно благодарю маму за то, что помогла мне сделать правильный выбор. Это много раз спасало мне жизнь.

– С какой стороны открылась профессия, когда вы начали учиться? Вы очаровались ею еще больше?

Елена Малышева: Никаких великих откровений в институте не обнаружила. Это была обычная жизнь – веселая, потому что мы были студентами, интересная, потому что я попала в хорошую группу, где все любили учиться и много читали. Мы устраивали всякие КВНы…

– Какая роль в этих КВНах доставалась вам?

Елена Малышева: Во-первых, я всегда была одним из организаторов. Во-вторых, я писала стихи и песни – это и было моей основной ролью.

– Сейчас вы пишете книги…

Елена Малышева: Сказать, что я пишу книги, – это преувеличение. За всю свою жизнь я написала одну книгу, и она была посвящена гипертонической болезни. Сейчас я написала вторую, но она пока не издана. Это книга о том, как похудеть. Я считаю преступлением неумение врача объяснить все кратко и ясно. Поэтому на первых девяти страницах я поясняю основные принципы снижения веса, а дальше привожу конкретные рационы питания, упражнения и так далее.

– Вы обмолвились, что писали стихи для КВН. Тоже на медицинские темы или любовная лирика иногда проскакивала?

Елена Малышева: У нас были КВНы по физиологии, микробиологии, о любви там не говорилось ни слова. Более того, я хорошо помню, как однажды все же написала какие-то девичьи стихи про любовь. Но тут же отчетливо поняла, насколько они бездарны. Сказала самой себе, что я не Анна Ахматова и не Марина Цветаева, и продолжила писать веселые КВНовские стихи о медицине.

– Если я правильно понимаю, врачи должны быть немножко циниками: нервы не выдержат, если будешь пропускать каждую историю болезни через себя…

Елена Малышева: Это заблуждение. Цинизм, то есть презрение к ценностям, путают с прагматизмом, то есть с расчетом своего поведения. Это абсолютно разные вещи. Цинизм – если я презираю вас как человека. А прагматизм – если я знаю, как устроен ваш организм, и не боюсь влагалище назвать влагалищем, а не вместилищем, половой член – половым членом, а не нефритовым стержнем. Мне цинизмом кажется ханжество, лицемерная добродетель: «Ой, я никогда с ребенком о презервативе говорить не буду, боже сохрани!» При этом ребенок может заболеть и погибнуть от СПИДа. Так вот, ни цинизмом, ни ханжеством врачи не страдают. Мы отличаемся прагматизмом – умением действовать в трудной ситуации, а не рыдать или брезгливо отворачиваться от пациента.

– В своих интервью вы говорите о пользе сна. Сколько часов вам нужно, чтобы восстановиться?

Елена Малышева: Мне хватает четырех-пяти часов.

– Некоторые люди склонны толковать свои сны, листать сонники в попытках понять, что значит тот или иной образ…

Елена Малышева: Сон – это всегда анализ предыдущего дня вашим мозгом. Герой всегда вы. Поэтому, если хотите трактовать сон, не выдумывайте ничего, а анализируйте вашу личную ситуацию, ваши поступки и проблемы из самого ближайшего прошлого.

– Вас, как врача, друзья часто просят дать консультацию?

Елена Малышева: Конечно, это часть профессии, которую я давным-давно для себя выбрала. Это совершенно не раздражает, более того, все знают, что у меня телефон не выключается ни днем, ни ночью ни в одной стране мира.

– В своих программах вы часто касаетесь тем, которые простым людям кажутся довольно пикантными. Когда вы были студенткой, вам случалось «по-человечески» реагировать на сложные темы: краснеть, испытывать стыд и т. д.?

Елена Малышева: Как вы себе это представляете? Допустим, на третьем курсе оперативной хирургии меня спрашивают, как устроена молочная железа, а я краснею? Это дикость, а не скромность. Хотя именно на этом вопросе мне пришлось покраснеть. Я тогда ответила, что у молочной железы один проток, через который и питается малыш. Если бы вы слышали, как меня ругал преподаватель. Говорил, что стыдно не знать, как устроена твоя же грудь: «Протоков несколько, и это должна знать каждая женщина! А вы будущий врач!» Вот за незнание было стыдно, краснела я именно поэтому, так как была абсолютной отличницей. А краснеть, когда женщина жалуется на образование в груди, – немыслимо! Надо помогать!

– В ваших программах имеют место какие-то ограничения? Есть темы, на которые вы никогда не будете говорить?

Елена Малышева: Они скорее касаются программы «Здоровье», в которой мы рассказываем о судьбах реальных людей. Например, о подростке, у которого варикоцеле  – расширение вен семенного канатика, окружающих яичко. Мы никогда не покажем его лицо и не назовем имя.

– Время от времени на ТВ появляются пародии на ваши программы…

Елена Малышева: Да, нас постоянно пародируют. Например, в одном из выпусков, который называется «Попа моей мечты», мы рассказывали о том, что ягодичные мышцы – это те мышцы, благодаря которым вы имеете осанку. И сразу вышла пародия на этот выпуск в программе Ивана Урганта.

– Как вы относитесь к таким пародиям?

Елена Малышева: Если они талантливые – прекрасно. Например, все, что было сделано в «Большой разнице», бесконечно талантливо и смешно. Людей, которые могут придумать пародию, сделать такой грим, что я узнаю себя и от этого вздрагиваю, я бесконечно уважаю. Если нас просят предоставить какой-то реквизит или студию, мы всегда с радостью идем навстречу.

– У вас очень приятный стиль – пышные юбки, насыщенные, радующие глаз цвета… Что это за мода?

Елена Малышева: Женственный стиль конца пятидесятых, когда в моде были узкие талии и пышные многослойные юбки.

– Это вы предложили такой стиль?

Елена Малышева: Идея моя и Алексея Пиманова, продюсера программ «Жить здорово!» и «Здоровье». Она была поддержана Константином Эрнстом. Кстати, у нас скоро будет новый стиль – геометрия: интересные цветовые сочетания и юбки широкие, но без пышных подъюбников.

– Как со временем меняется программа «Жить здорово!»?

Елена Малышева: Во-первых, у нас несколько раз менялись ведущие. Слава богу, последние два года мы работаем одним составом. К нам пришла потрясающая молодая команда – студенты-шестикурсники Московского государственного университета, которую возглавляет мой сын Юрий Малышев. Удивительно талантливые ребята со свежими идеями: Александр Чистяков, Таня Дубровская и Лена Быстрова.

Например, идея сюжета про обрезание, которая так всколыхнула Интернет, пришла от них, а вовсе не от нас, строгих консервативных врачей, получивших образование в прошлом веке (улыбается).

– Как вышло, что ваш сын оказался одним из авторов программы?

Елена Малышева: Совершенно случайно. Юрий закончил университет в Америке и вернулся закончить мединститут в России. В какой-то момент стал предлагать темы и писать сценарии. А поскольку мы живем в адском цейтноте, в какой-то момент становится все равно, кто пишет сценарий, лишь бы хорошо получалось. Юра привел с собой замечательных ребят, которые свободно читают на английском языке горы материала и выдают нам сухой остаток. Они – гении. А мы, особенно я, играем роль старших товарищей, которые направляют и дают советы.

– Видимо, именно молодой команде программа обязана околосексуальными темами…

Елена Малышева: Интересно, что мы про секс как таковой не говорим. А говорим о болезнях, передающихся половым путем. Просто в России такая степень ханжества, что произнесение словосочетания «половой член» приравнивается к рассказу о сексе. Хотя если у мужчины нет эрекции, то к сексу это не имеет никакого отношения.

– Когда ваши дети задавали «неудобные» вопросы, вы с мужем рассказывали им байки про аиста или говорили все, как есть?

Елена Малышева: Совет для всех родителей один – рассказывать об этом не краснея и хихикая, а абсолютно спокойно: «Есть две клеточки – папина и мамина. Когда они встретились, образовалась одна клеточка, из которой ты и вырос». Сексуальные подробности не нужны. Дети задумаются об этом только в период полового созревания. Им важно знать, что сексуальная жизнь – это ответственность. Что есть болезни, передающиеся половым путем, они могут быть смертельны. Может быть незапланированная беременность. Правильный разговор с вашим взрослеющим ребенком – это ваша ответственность за его жизнь в современном мире.

– Хорошо, а когда ребенок спрашивает о смерти, как ему отвечать?

Елена Малышева: Дети не интересуются смертью. Они просто живут, и на вопрос: «Мама, а ты всегда будешь рядом со мной?» – им достаточно получить ответ: «Конечно, я всегда буду рядом!»

– Ваш старший сын работает вместе с вами, а чем занят младший?

Елена Малышева: Младший заочно закончил юридическую академию в Москве и последний год учится в адвокатской школе в США. Он будет американским и русским адвокатом – с двумя дипломами.

– У вас двое взрослых сыновей, и, даст бог, скоро они подарят вам внуков…

Елена Малышева: Я буду счастлива!

– Разрешите ли вы внукам называть себя бабушкой?

Елена Малышева: Я уже сказала сыновьям, что внуки будут звать меня бабушкой или бабулей. Мои сыновья, кстати, мою маму называют Ба (улыбается). Так буду Ба или бабулечкой.

– Как думаете, вы сможете стать «классической бабушкой» – полненькой, уютной, в вязаной жилетке…

Елена Малышева: Полненькой вряд ли, но бабушкой, которая занимается внуками, готовит им вкусную еду, ездит с ними на море и всячески их развлекает и развивает, я буду сто процентов!

Беседовала Алиса Макарова

(По материалам "Панорамы ТВ")



Автор: Антон Иванов