16:10, 18.01.2017
Новости

Фильм «Рай» Андрея Кончаловского выходит в российский прокат

Кинообозреватель «Вокруг ТВ» рассказывает о главной премьере этой недели и одной из самых ожидаемых в 2017 году.


?>

На прошлой неделе нас учила жить коричнево-серая «Преисподняя». Теперь же несколько важных уроков преподаст черно-белый «Рай» Андрея Кончаловского. Этот фильм рассказывает о судьбе русской аристократки Ольги, которая эмигрировала во Францию. Главную героиню сыграла жена режиссера Юлия Высоцкая.

Едва ли не половину фильма мы наблюдаем «говорящие головы» — Ольги и двух других главных героев. Первый из них — француз Жиль (Филипп Дюкен), коллаборационист, сотрудничающий с немцами-оккупантами. Жиль — «человек желудка»: он создает вокруг себя свой уютный маленький рай, состоящий из теплой постели, уютного дома, вкусного ужина с бокалом терпкого вина и желательно красивой женщины. На роль последней он наметил Ольгу, которая, будучи натурой пассионарной, связалась с французским Сопротивлением и на свою беду попалась на укрывании от властей пары еврейских детей.

Юлия Высоцкая в фильме «Рай» Андрея Кончаловского

Но Жиль с его мелкими мечтами малоинтересен режиссёру, поэтому этот герой быстро сходит со сцены. Поворот колеса истории приводит Ольгу в концлагерь, в который через некоторое время нагрянет ревизор. В роли ревизора выступает офицер СС Хельмут (Кристиан Клаус). Ольга и Хельмут были знакомы когда-то давно, в прошлой жизни — до войны, до эмиграции. Хельмут тоже строит «рай» на Земле, подчиняясь директивам вещающего с трибуны архитектора с нелепыми усиками, а еще Хельмут любит Чехова и Ольгу. Любит настолько, что готов предложить ей сбежать в Швейцарию. Ведь с милой рай и в шалаше, правда?

Андрей Кончаловский снял фильм о Второй мировой войне и холокосте, не показав в нём ни ужасов концлагерей (на них недвусмысленно намекают многие детали, и это даже выразительнее, чем безыскусная демонстрация пыток и смертей), ни батальных сцен (об успехах Красной армии мы можем судить по отдельным фрагментам истории, вроде сообщений по радио). В центре внимания режиссёра люди, выворачивающие наизнанку души перед незримым судьей, которым в конечном итоге окажется вовсе не зритель. Но чтобы и он тоже понял всю глубину замысла, Кончаловский не раз заставляет своих героев повторять самые важные вещи дважды: сперва в формате интервью на камеру, а после — в виде фрагмента игрового кино.

Кадр из фильма «Рай» Андрея Кончаловского

Пожалуй, это единственный значимый недостаток «Рая»: стремясь сделать свое творение понятным не только на уровне эмоций, но и в рассудочном плане, Андрей Сергеевич придерживает удила, не позволяет многоточиям превратиться в восклицательные знаки. Тем не менее у мэтра получилась весьма внушительная, берущая за живое картина, в черно-белых красках рассказывающая о серой морали и рассуждающая о природе жертвенности и героизма в таком ключе, какой и не снился михалковским «Утомлённым солнцем».

Смотрите фильм «Рай» Андрея Кончаловского в кино с 19 января 2017 года.

Леонид Кискаркин

Читайте также:

Новые русские фильмы 2017 года: топ-10 самых ожидаемых от «Вокруг ТВ»



Автор: Алина Бавина
Фото: Архивы пресс-служб