Фильм режиссера Александра Велединского, получивший награду «Кинотавра», вышел в прокат и уже собирает неоднозначные отклики зрителей. Кто-то, как Ксения Собчак, например, восхищается картиной, а кто-то называет ее гимном педофилам и лузерам.
В главной роли снялся Константин Хабенский, и киноведы говорят, что это его лучшая работа.
«Географ глобус пропил» — экранизация романа Алексея Иванова. Речь в фильме — о мужчине Викторе Служкине, испытывающем кризис среднего возраста. Из питерского института, где Служкин преподавал, его поперли — пришлось искать лучшей доли на Каме, в месте, где солнце постоянно выглядит как… взрыв. Жена (Елена Лядова) — бывшая студентка Виктора — повела себя, как декабристка: поехала за ним, а теперь пилит его и дуется. Интеллигентный и рефлексирующий, но в то же время мягкотелый, расслабленный и инфантильный («тряпка», как его называет жена), он бы и рад изменить жизнь, но как-то лень делать над собой усилия. Поэтому и идет по пути наименьшего сопротивления: работу находит там, где ее легче всего добыть, — в школе преподает географию. В любви и дружбе тоже не делает резких движений: его жена изменяет с лучшим другом, и он спокойно мирится с этим — нет, чтобы дать в морду другу, поколотить жену… С учениками пьет, курит, играет в карты, дистанции не держит и, кажется, готов замутить роман и с ученицей (Анфиса Черных),
и одновременно с училкой немецкого (Евгения Брик). В общем, потерял человек смысл жизни, зато сохранил чувство юмора.
Такое кино у нас любят, потому что… ну а кому из нас не знакомы подобные душевные метания? Хабенский действительно сыграл убедительно. И все бы хорошо, если бы фильм не напоминал «Утиную охоту» и балаяновские «Полеты во сне и наяву»…
Велединский от «связей» не отказывается и даже говорит, что подпитывался еще и Чеховым, князем Мышкиным, Обломовым и асановскими «Пацанами»:
— Виктор Служкин — совсем не вампиловский Зилов, хотя он, несомненно, читал Вампилова и смотрел Балаяна — он же интеллигент, — смеется Велединский. — В герое Хабенского нет агрессии и мизантропии — он светел, обаятелен. Когда влюбляется в ученицу- красавицу, говорит себе: нельзя. Внутренний голос подзуживает: «Почему нельзя?» — «Нельзя, и все». Он говорит, что стремится к святости, и это не стеб. И в финале он не вешается, не сбрасывается, а курит чай на балконе. В нем есть жизнеутверждающая сила, он жизнеспособен…
Когда фильм показывали еще на «Кинотавре», на пресс-конференции разгорелся скандал. Оказывается, продюсеры Вадим Горяинов и Леонид Лебедев подготовили свою версию фильма, сократив его для проката на 20 минут.
— Они это сделали за моей спиной — это подлость, — говорил Велединский в присутствии продюсеров.
Те растерянно отвечали, что сократить фильм до 1,5 часа — требование прокатчиков. И что урезанный вариант картины ничуть не хуже авторского. Велединский же считал, что пострадали самые значимые сцены. Теперь конфликт вроде улажен, и к зрителю вышел авторский вариант.
Съемки велись в Пермской области. Было потрачено много сил и времени на кастинг: школьников выбирали из тысячи, и с каждым из прошедших предварительный отбор Хабенский пробовался. В итоге создан прекрасный актерский ансамбль. Любопытно, что все женщины героя похожи друг на друга. Велединский признался, что делал это сознательно:
— Мы ведь всю жизнь ищем одну женщину…
На пресс-конференции Константин Хабенский сидел в темных очках, отгородившись от внешнего мира непробиваемой стеной. Видимо, он так обнажился в этой роли, что откровенничать дальше ему было просто некомфортно. Хабенский играл Зилова в театре, но считает, что теперь создал принципиально другого персонажа.
На эту роль он попал благодаря Валерию Тодоровскому, который принимал участие в создании сценария, продюсировании, и который сказал Велединскому: «Хочешь Хабенского?» Велединский ответил: «Конечно, хочу, ведь он изображен на обложке книги!» Книга Иванова 2003 года издания и правда вышла в свет с обложкой, на которой был нарисован мужчина в шляпе и с сигаретой — вылитый Хабенский!
— Я играл человека, который пытается отстоять, сохранить собственный мир, несмотря на внешние воздействия. Он белая ворона, и я тоже белая ворона, — объясняет Хабенский.
— Из таких ворон состоит 90 процентов населения нашей страны. И я этому рад! — заключает Велединский.
Фильм «Географ глобус пропил» — это не гимн лузерству. Это попытка сказать, что можно быть счастливым, и не имея «галочек» в списке общепринятых достижений: зарплата, машина, квартира, дача...
Илона Егиазарова