9 марта многие каналы отдали дань памяти легендарному первому космонавту Юрию Гагарину, которому в этот день могло бы исполниться 80 лет.
«Доброе утро» на Первом включило в программу интервью с дочерью Еленой. Из него зрители узнали, что звездный отец заставлял детей ежедневно делать зарядку на улице и имел трудности с изучением языков. Понятно, что после легендарного полета в космос жизнь Гагарина резко изменилась: бесконечные разъезды по миру, официальные встречи и приемы, бурная общественная жизнь, которая оставляла минимум времени семье и детям, оттого и запомнилось немного. Удивила строгая настороженность Елены Гагариной в студии и умильная интонация ведущей, хотя можно отнести это к особенностям психотипа гостьи и стилю программы, заточенной на создание утреннего позитива.
Имя дочери космонавта всплывает еще в одном контексте: именно она (и родственники) остались довольны художественным фильмом «Гагарин. Первый в космосе» режиссера Павла Пархоменко, который шел к зрителю долгих четыре года. Два года создавался сценарий, в котором семья космонавта принимала деятельное участие. В результате получился добротный парадный портрет, который можно рекомендовать к просмотру ученикам средней школы. До байопика фильм не дотянул в силу отсутствия необходимых драматургических конфликтов и проработки сюжетных извивов.
Легкий намек на соперничество двух потенциальных покорителей Вселенной — Гагарина и Титова — так и остается намеком. Мотивация для окончательного выбора посланца в космос: «Титов скрыл смерть новорожденного сына, поэтому вряд ли честно расскажет о происходящем на орбите». Думаю, если уж допускать возможность подобной версии, стоит обратиться к известным из документальных фильмов фактам: врачи допускали версию, что при многократных перегрузках мозг и психика человека на орбите могут повести себя непредсказуемо, поэтому стопроцентно положительный эмоциональный фон и стрессоустойчивость были медицинской необходимостью.
«Гагарин — самый известный супергерой на Земле. И в космосе»
А по контексту получилось, что второй космонавт поплатился за свою скрытность: мог и утаить наличие зеленых человечков за облаками. Вот, пожалуй, и все. Ну еще Каманин с Королевым спорят при выборе кандидата. Борьба хорошего с отличным. И основной драматический вопрос картины сводится к нехитрому «Получится полет — не получится». Нагнетаемый саспенс (музыкальный ряд в помощь) заставляет зрителя в который раз переживать вместе с Центром управления за смещение корабля с орбиты и безумные кувырки потерявшего земное притяжение корабля, в сотый раз с волнением ждать приземления оранжевого скафандра в бескрайней степи и сцен всенародного ликования советского народа.
Сценарий практически целиком строится на флешбэках, призванных раскрыть внутренний мир Юрия Гагарина, у которого за минуты до полета в космическом корабле «Восток-1» перед глазами проносится вся прежняя жизнь.
Незамыленный в сериалах молодой актер Ярослав Жалнин сыграл наше представление о Гагарине. При поразительном сходстве с прототипом он явил нам первого космонавта почти мечтой, коллективным героем, образ которого создал сам народ. Он словно появился из русской былины — добрый, искренний, вечно улыбающийся человек, харизматичный и светлый, с искренней, всему миру известной улыбкой. В рамках предложенного жанра он органичен и достоверен.
Но повторимся: фильм «Гагарин. Первый в космосе» заявлен как байопик. А байопик создается по своим правилам. Здесь высветление реальности не то чтобы естественно, но вполне допустимо. «Гагарин», безусловно, идеализирует и подготовку к первому полету человека в космос, и людей, которые так или иначе были к ней причастны. И идиллические отсылы в кристальное прошлое героя должны убедить нас в неслучайности выбора именно этого человека на уникальную роль первого покорителя космических просторов.
Понятно, что в воспоминаниях человека, который через несколько минут впервые в мировой истории отправится в смертельно опасный полет, светлыми будут и события военного детства, и встреча с будущей женой, и эпизоды семейной жизни, и изматывающие тренировки в отряде космонавтов. Наверняка в реальности все складывалось не так однозначно: даже самые смелые люди знают страх и сомнения; даже искренне любящие друг друга супруги порой ссорятся и страдают от непонимания. Но перед полетом в космос Юрий Алексеевич наверняка думал не о плохом, а о самом лучшем и прекрасном, что видел за время своей жизни, так что идеализация его воспоминаний вполне оправданна.
Но порой все же царапает излишняя пафосность диалогов и монологов. Нормальные люди, будь они хоть трижды коммунистами, вряд ли говорили между собой подобным «высоким слогом». Тем более в стрессовых обстоятельствах. Наиболее живым предстает Виктор Проскурин, филигранно исполнивший маленькую, но яркую роль отца героя.
Начинаешь поневоле скучать по «Укрощению огня» с Кириллом Лавровым и Игорем Горбачевым, «Бумажному солдату» и неплохим документальным фильмам типа «Звезда по имени Гагарин», где легендарный Гагарин предстает живым человеком, которому достался заслуженный лотерейный билет в опасной международной гонке за первенство в космосе, а не мумифицированным идеалом, оберегаемым от разночтений бдительными родственниками.
Несомненно, полезная попытка рассказать по ролям статью из «Википедии» поколению «Пепси», путающему Баха с Бахусом.
P. S. А знаменитое «Поехали!» не надо было переозвучивать. И развязавшийся на красной дорожке шнурок не стоило пафосно вымарывать.
Ксения Маевская