18:18, 11.03.2014
Новости

«Гагарин. Первый в космосе»: отзывы о фильме на Первом

Гагарин и пустота.


?>

9 марта  многие каналы отдали дань памяти легендарному первому космонавту Юрию Гагарину, которому в этот день могло бы исполниться 80 лет.

«Доброе утро» на Первом  включило в программу интервью с дочерью Еленой. Из него зрители узнали, что звездный отец заставлял  детей ежедневно делать зарядку на улице и имел трудности с изучением языков. Понятно, что после легендарного полета в космос жизнь Гагарина резко изменилась: бесконечные  разъезды по миру, официальные встречи и приемы, бурная общественная жизнь, которая  оставляла минимум времени семье и детям, оттого и запомнилось немного.  Удивила строгая настороженность Елены Гагариной в студии и умильная интонация ведущей, хотя можно отнести это к особенностям психотипа гостьи и стилю программы, заточенной на  создание утреннего позитива.

Имя дочери космонавта всплывает еще в одном контексте: именно она (и родственники) остались довольны художественным фильмом  «Гагарин. Первый в космосе» режиссера Павла Пархоменко, который шел к зрителю долгих четыре года. Два года создавался сценарий, в котором семья космонавта принимала деятельное участие. В результате получился добротный парадный портрет, который  можно рекомендовать к просмотру ученикам средней школы. До байопика фильм не дотянул в силу отсутствия необходимых драматургических конфликтов и проработки сюжетных извивов.

Легкий намек на соперничество двух потенциальных покорителей Вселенной Гагарина и Титова так и остается намеком. Мотивация для окончательного выбора посланца в космос: «Титов скрыл смерть новорожденного сына, поэтому вряд ли честно расскажет о происходящем на орбите». Думаю, если уж допускать возможность подобной версии, стоит обратиться к известным из документальных фильмов фактам: врачи допускали версию, что при многократных перегрузках мозг и психика человека на орбите могут повести себя непредсказуемо, поэтому стопроцентно положительный эмоциональный фон и стрессоустойчивость были медицинской необходимостью.

«Гагарин — самый известный супергерой на Земле. И в космосе»

А по контексту получилось, что второй космонавт поплатился за свою скрытность: мог и утаить наличие зеленых человечков за облаками.  Вот, пожалуй, и все. Ну еще Каманин с Королевым спорят при выборе кандидата. Борьба хорошего с отличным. И основной  драматический вопрос картины сводится к нехитрому «Получится полет не получится». Нагнетаемый саспенс (музыкальный ряд в помощь) заставляет зрителя  в который раз переживать вместе с Центром управления за смещение корабля с орбиты и безумные кувырки потерявшего земное притяжение корабля, в сотый раз с волнением  ждать приземления оранжевого скафандра в бескрайней степи и сцен всенародного ликования  советского народа.

Сценарий практически целиком строится на флешбэках, призванных раскрыть внутренний мир Юрия Гагарина, у которого за минуты до полета в космическом корабле «Восток-1» перед глазами проносится вся прежняя жизнь.

Незамыленный в сериалах молодой актер  Ярослав Жалнин сыграл наше представление о Гагарине. При поразительном сходстве с прототипом он явил нам первого космонавта почти мечтой, коллективным героем, образ которого создал сам народ. Он словно появился из русской былины — добрый, искренний, вечно улыбающийся человек, харизматичный и светлый, с искренней, всему миру известной улыбкой. В рамках предложенного жанра он органичен и достоверен.

Интервью с Ярославом Жалниным

Но повторимся: фильм «Гагарин. Первый в космосе» заявлен как байопик. А байопик создается по своим  правилам. Здесь высветление реальности не то чтобы естественно, но вполне допустимо. «Гагарин», безусловно, идеализирует и подготовку к первому полету человека в космос, и людей, которые так или иначе были к ней причастны. И идиллические отсылы в  кристальное прошлое  героя  должны убедить нас в неслучайности выбора именно этого человека на уникальную роль первого покорителя космических просторов.

Понятно, что в воспоминаниях человека, который через несколько минут впервые в мировой истории отправится в смертельно опасный полет, светлыми будут и события военного детства, и встреча с будущей женой, и эпизоды семейной жизни, и изматывающие тренировки в отряде космонавтов. Наверняка в реальности все складывалось не так однозначно: даже самые смелые люди знают страх и сомнения; даже искренне любящие друг друга супруги порой ссорятся и страдают от непонимания. Но перед полетом в космос Юрий Алексеевич наверняка думал не о плохом, а о самом лучшем и прекрасном, что видел за время своей жизни, так что идеализация его воспоминаний вполне оправданна.

Но порой все же царапает излишняя пафосность диалогов и монологов. Нормальные люди, будь они хоть трижды коммунистами, вряд ли  говорили между собой подобным «высоким слогом». Тем более в стрессовых обстоятельствах. Наиболее живым предстает Виктор Проскурин, филигранно исполнивший маленькую, но яркую роль отца героя.

Начинаешь поневоле скучать по «Укрощению огня» с Кириллом Лавровым и Игорем Горбачевым, «Бумажному солдату» и неплохим  документальным фильмам типа «Звезда по имени Гагарин», где легендарный Гагарин предстает живым человеком, которому достался  заслуженный лотерейный билет в опасной международной гонке за первенство в космосе, а не мумифицированным идеалом, оберегаемым  от разночтений бдительными родственниками.

Несомненно, полезная попытка рассказать по ролям статью из «Википедии» поколению «Пепси», путающему Баха с Бахусом.

P. S. А знаменитое «Поехали!» не надо было переозвучивать. И развязавшийся на красной дорожке шнурок не стоило пафосно вымарывать.

Ксения Маевская



Автор: