13:39, 06.07.2016
Новости

«Исчезновение»: Франция подарила нам весьма любопытный образчик

Рассказываем, почему сериал с незамысловатым, казалось бы, сюжетом увлекает сильнее голливудских.


?>

Про американские сериалы слышал каждый, у кого есть интернет, благо страна гамбургеров клепает их много и на любой вкус — от «Волчонка» до «Ходячих мертвецов». Не менее известны и британские сериалы, ведь туманный Альбион подарил нам ставшего культовым «Шерлока» и неординарных «Отбросов». Даже Турция со своим «Великолепным веком» нашла своего зрителя. Конечно же, знают и любят у нас и отечественные проекты. Пусть порой не такие гладкие и вылизанные, как зарубежные аналоги, но зато свои, родные — про ментов, олигархов и прочих типов, которые (в отличие от, скажем, драконов) встречаются нам каждый день, а потому усваиваются легко и с минимальной нагрузкой на уставший после работы мозг. А вот с французскими сериалами большинство отечественных телезрителей почти не знакомо. Как оказалось, напрасно.

Известная своей самобытной киношколой Франция подарила нам весьма любопытный образчик: короткий, всего на восемь серий сериал «Исчезновение», находящийся на стыке драмы и детектива. Сюжет его незамысловат: накануне своего 17-го дня рождения блондиночка по имени Лиа Морель (Камилль Раза) ушла потусить с друзьями на музыкальный фестиваль и не вернулась. Полиция Лиона — городка, где происходит дело, — сначала отмахивается (мол, загуляла девочка — с кем не бывает?), но все же берется за поиски. Под подозрением, разумеется, все — начиная с отца пропавшей, владельца ресторана Жульена (напоминающий грустного мопса Пьер-Франсуа Мартен-Лаваль).

Основная интрига звучит довольно-таки просто. Протагонисты западных процедуралов (а вместе с ними и поклонники сериалов данного жанра) такие загадки щелкают как орешки за одну серию. Но инспектор Бертран Молина (чем-то похожий на Валерия Меладзе Франсуа-Ксавье Демезон) будет биться над этим делом весь сезон. И несмотря на это, «Исчезновение» увлекает сильнее, чем очередные приключения гениальных сыщиков. Почему так?

Прежде всего, потому что у многих персонажей сериала в шкафу обнаруживается скелет (а то и целое кладбище). Помните, как в сериале «Твин Пикс»: Дейл Купер (Кайл Маклахлен) приезжает в чудесный провинциальный городок, населенный милейшими людьми, но постепенно узнает, что у каждого из них есть двойное дно. Так и майор Молина от серии к серии вытаскивает на свет грязные секреты причастных к делу обывателей: кто-то из них изменяет жене, кто-то принимает наркотики, да и сама Лиа оказывается совсем не паинькой.

В этом и заключатся особое обаяние «Исчезновения». Уже в первой серии у зрителей достаточно информации, чтобы назвать убийцу, но всплывающие одна за другой тайны заставляют сомневаться в истинности первоначальной догадки. При этом каждая серия заканчивается мощным клиффхэнгером, в котором обычно появляется улика, переворачивающая все с ног на голову. Ближе к финалу вас может начать раздражать то, что сценаристы скармливают вам информацию в час по чайной ложке, но к этому моменту вы будете увлечены не столько раскрытием преступления, сколько судьбами героев.

И это еще одно важное достоинство «Исчезновения». Режиссер Шарлотта Брандстром делает ставку на свойственный французскому кинематографу психологизм и оказывается в выигрыше. Персонажи сериала ведут себя так, как и должны вести живые люди, потерявшие того, кто был им близок. Безутешный отец пытается вести собственное расследование и в бессильной ярости бросается с кулаками на тех, кого считает виновными. Скорбящая мать (Аликс Пуасон) ищет утешения у гадалок и экстрасенсов и со временем почти теряет связь с реальностью. Здесь нет примитивных однобоких злодеев или со всех сторон положительных няшек-скромняшек, созданных для того, чтобы зрительницы себя с ними ассоциировали. Двоюродная сестра пропавшей без вести девушки, ее отвергнутый ухажер, школьный учитель — даже персонажи, которые появляются на экране меньше чем на минуту, не выглядят картонными.

Такому подходу нам стоит у французов поучиться. В «Исчезновении» нет звезд мировой величины, большая часть актерского состава и вовсе неизвестна российскому зрителю. Несмотря на это, все они, включая маленькую девочку, изображающую младшую сестру исчезнувшей, играют убедительно. Как и в отечественных сериалах, здесь герои много страдают на камеру. Однако их страдания разнообразны и достоверны, изображение эмоций не сводится к крупным планам зареванных лиц и нечленораздельным крикам (чем грешат порой наши сериалы). Поэтому даже на истерику в исполнении, например, Жоана Либеро любо-дорого посмотреть.

«Исчезновение» стоит рекомендовать, скорее, любителям драмы, нежели поклонникам детектива, но в этом разноплановом сериале каждый может найти что-то свое. 

Леонид Кискаркин



Автор: Алина Бавина