11:40, 19.02.2017
Новости

«Майор Гром»: рецензия от «Вокруг ТВ»

Наш кинообозреватель посмотрел первую короткометражку по отечественным комиксам и рассказывает, достойна ли она вашего внимания.


?>

Посмотрите в окно. Что это там в небе? Это птица? Это самолёт? Это Супермен? Нет, точно не Супермен. Не водятся у нас в стране супергерои: климат, должно быть, неподходящий, да и грязновато у нас, чего греха таить. Поэтому шесть лет назад Артём Габрелянов создал альтернативную версию России  вселенную комиксов Bubble, в которой отечественным супергероям более комфортно. И 19 февраля частичка этой вселенной выпорхнула со страниц печатных изданий, обретя жизнь на киноэкране. В этот день прошла интернет-премьера короткометражного фильма «Майор Гром» — фильма, который его создатели с гордостью называют «первым фильмом по отечественным комиксам».

Во вселенной Bubble Санкт-Петербург неуловимо напоминает Готэм, где в роли горгулий выступают ангелы Исаакиевского собора. В этом альтернативном Питере людям живется лучше и проще, чем в настоящем: их жизни напоминают рекламные фото из глянцевых журналов, а когда что-то нарушает размеренное течение этих жизней, на помощь спешат подтянутые красавцы-полицейские на дорогих авто. Лучшим из полицейских по праву считается майор Игорь Гром, главный герой одноименной линейки комиксов и представленного на суд зрителям фильма.

Александр Горбатов в фильме «Майор Гром»

«Майор Гром» рассказывает о том, как трое бандитов в масках хулиганов-хоккеистов из советского мультика «Шайбу! Шайбу!» пытаются ограбить банк. Кредитная организация, ставшая жертвой их внимания, совсем не похожа на те банки, в которые мы с вами ходим, чтобы заплатить по ипотеке. Этот банк выглядит гостем из какого-нибудь американского фильма, и начало сцены ограбления вызывает устойчивые ассоциации с первыми кадрами «Темного рыцаря» Нолана. Впрочем, сами создатели «Майора Грома» утверждают, что ни в коем случае не пытались подражать западному кинематографу и лепить «наш ответ Голливуду», а просто пытались снять хорошее кино. Как они заявили на фестивале Comic Con осенью прошлого года, все сходства их творения с блокбастерами Marvel и DC объясняются общими для жанра комиксов чертами. При этом «Майор Гром» имеет мало общего со «Скоттом Пилигримом» или «Хранителями» (которые также были сняты по комиксам, причем некоторые сцены были чуть ли не покадрово перенесены на киноэкран), но отчетливо напоминает некоторые фильмы про Бэтмена.

В любом случае вышеупомянутым преступникам не повезло оказаться не в то время и не в том месте: в момент ограбления в облюбованном ими банке находился героический майор Гром (отчаянно похожий на Арми Хаммера Александр Горбатов). «Мы могли бы взять на роль Грома простого накачанного парня, и вышел бы классный боевик. Но мы хотели глубины, характера, харизмы. Поэтому нам нужен был Александр», — рассказывал на московском Comic Con Артём Габрелянов, выступающий в роли продюсера короткометражки. Режиссёр фильма Владимир Беседин в свою очередь добавил, что во время съемок Горбатов ворчал: «Я драматический актёр — я не хочу прыгать и получать по зубам».

Режиссер «Майора Грома» Владимир Беседин

Гром в исполнении Горбатова в меру суров, достаточно харизматичен и, как и полагается герою комикса, способен не только надирать плохим парням задницы, но и сопровождать это действо короткими, запоминающимися фразочками. Словом, ведет себя так, как нравится целевой аудитории. Игорь Гром не обладает какими-то особыми супергеройскими способностями, поэтому для победы над тремя вооруженными противниками ему приходится пораскинуть мозгами. Мыслительный процесс визуализирован при помощи приема, к которому прибегал Гай Ричи в «Шерлоке Холмсе»: герой прокручивает в голове разные варианты развития ситуации, откатываясь к первоначальной точке в случае возникновения сложностей, и, выработав оптимальный план действий, воплощает его в жизнь.

Боевые сцены создатели фильма считают своим главным козырем: как было сказано на Comic Con, боевой хореографией занимался человек, который ставил трюки для фильма «Хардкор». Для съемок драк использовались специальные скоростные телеги для камер — такие же, как на Олимпиаде в Сочи, а отдельные сцены снимались при помощи специально разработанной для фильма технологии «Карусель», при которой движением и фокусировкой камеры управляют четыре человека одновременно. «Так драки не снимали нигде — ни в России, ни в мире!» — хвастался оператор Арсений Кан на пресс-конференции после премьеры фильма.

Съемки «Майора Грома»

Результат трудов Арсения и его коллег впечатляет: сражение Грома с супостатами снято весьма достойно: пусть и не на уровне гонконгских мастеров, но сравнимо, к примеру, с первыми сезонами «Стрелы» или «Сорвиголовой» от Netflix. Экшен-сцены приятно радуют глаз яркой картинкой и неподдельным драйвом, а динамичный саундтрек (в который наравне с хитами вроде Ya Mama от Fatboy входят специально написанные для фильма композиции в стиле рок) усиливает положительное впечатление. Оркестровые элементы звуковой дорожки были записаны в знаменитой студии Abbey Road, в то время как роковая часть сводилась в Нэшвилле в США, так что даже самый заядлый меломан не сможет придраться к качеству звука.

К чему можно предъявить претензии, так это к актерской игре. Создатели фильма неоднократно хвастались, что тщательно выбирали команду для работы над «Майором Громом», что у них нет статистов и даже на роли второго плана актеров подбирали не методом тыка. Но, несмотря на это, кажется, что по-настоящему вжились в роль только вышеупомянутый Горбатов и Данила Якушев (отрастивший бороду и приобретший странное сходство с Райаном Гослингом). Двухмерные второстепенные персонажи комиксов, которых художники порой даже ленятся толком прорисовывать, при переносе на киноэкран так и не обрели третье измерение, оставшись скорее функциями, нежели живыми людьми: трусливый менеджер, напуганные мама с дочкой и недалекие охранники банка нужны только лишь для того, чтобы оттенить героическую персону Грома и дать почву для парочки сиюминутных шуток.

С антагонистами (за исключением Водилы) Якушева дела обстоят еще хуже. Троица грабителей большую часть фильма вынуждена носить скрывающие лица маски, так что им остается играть только голосом — и они ужасно переигрывают. Псих, Громила и Главарь ведут себя как бандиты из ранних сезонов сериалов про ментов: неубедительно сквернословят, кричат, как истерички, и забывают следить за языком тела. Своим поведением грабители обесценивают «крутость» Грома: много ли чести в победе над недоумками? Будем надеяться, что в дальнейшем майору подберут соперников повнушительнее, ведь, как говорит Габрелянов, в комиксах Bubble немало интересных злодеев.

Официальный постер к «Майору Грому»

Меж тем планы у команды Bubble наполеоновские: превратить единственную короткометражку в полноценную киновселенную и снять семь полнометражных фильмов за ближайшие десять лет. «Мы хотим пробежать марафон со скоростью спринта», — говорит Беседин. Артём Габрелянов и компания уверены в успехе своей затеи, ведь их комиксы хорошо принимают и в России, и на Западе. «Иностранные читатели даже скачивают пиратские сканы свежих номеров, не дожидаясь выхода переведенных изданий», — хвастается Габрелянов, обращая внимание, что ситуация, когда какой-то российский продукт «пиратят» на Западе, по-своему уникальна. «Это как если бы где-то в Америке люди ждали, когда же выйдут субтитры к «Дукалису»!» — шутит Артём.

Таким образом, вышедшая короткометражка, которая даже не увидит полноценного проката (посмотреть «Майора Грома» можно только в Интернете), позиционируется скорее не как самостоятельный продукт, а как декларация о намерениях и демонстрация возможностей. При всех перечисленных выше недостатках эта демонстрация впечатляет — от перспектив захватывает дух. Люди, которые работали над «Майором Громом», сделали всё, для того чтобы выпустить максимально качественный продукт, и не пожалели ни сил, ни времени, ни нервов, ни денег. Им даже не жалко было разбить в хлам дорогую иномарку ради сцены аварии продолжительностью едва ли в полминуты! Если команда Bubble не станет почивать на лаврах после выхода своей «первой ласточки», примет к сведению критику в адрес своего творения и проведёт «работу над ошибками», прежде чем приступать к съемкам полнометражного «Майора Грома» (заявленного к выходу на экраны в 2018 году), можно сказать с уверенностью: их продукт найдет своего зрителя.

Леонид Кискаркин



Автор: Алина Бавина