Что творится в голове ребенка? Этот вопрос волнует всех родителей, у которых есть дети подросткового возраста. Над ним же ломал голову получивший премию «Оскар» режиссер Пит Доктер, наблюдая за тем, как подрастает его собственная дочурка Элли. Свои размышления он и отразил в мультипликационном фильме «Головоломка», который выходит в прокат на этой неделе.
Главной героиней картины стала 11-летняя Райли. У нее в голове находится настоящая штаб-квартира с пультом управления, за которым не покладая рук трудятся пять Эмоций. Руководит всеми заряжающая своим оптимизмом Радость, ревностно следящая за тем, чтобы Райли было весело. Страх отвечает за безопасность, Гнев отстаивает справедливость, а Брезгливость уберегает Райли от отравления — как в пищевом, так и в социальном плане. Печаль же сама не понимает, в чем состоит ее роль. И никто не берется помочь ей с этим.
Домашняя работа
Кинематографисты Pixar всегда тщательно изучают темы фильмов, на которыми работают, — будь то дизайн автомобилей для ленты «Тачки» или ландшафт Шотландии для фонов картины «Храбрая сердцем». Мультфильм «Головоломка» не стал исключением. Художники и сценаристы долго изучали работу памяти, постигали тайны сознания, принципы возникновения человеческих эмоций и то, как они меняются во время взросления.
Сценаристы работали с учеными, невропатологами, психологами и другими экспертами, чтобы лучше понять принципы работы мозга. В частности, их консультировал доктор Дашер Келтнер — один из директоров научного центра Greater Good Science Center, профессор психологии Университета Калифорнии в Беркли, заведующий лабораторией социального взаимодействия. «25 лет своей карьеры я посвятил изучению человеческих эмоций, — говорит он. — У меня неподдельный интерес к тому, как отражаются эмоции — визуально, интонационно, тактильно».
Помимо прочего Келтнер помог кинематографистам выбрать пять главных эмоций, которые впоследствии стали героями фильма. Затем сценаристы описали каждую из эмоций, обрисовали их «должностные инструкции» в мозгу Райли и подобрали всем эмоциям соответствующую внешность, что оказалось совсем непросто.
«Мы начали придумывать какие-то забавные образы, — продолжает Скариа. — При этом нам нужно было оглядываться на то, сможем ли мы их впоследствии оцифровать, и насколько гармонично они будут выглядеть на экране».
Локации, локации, локации
Как можно убедиться, фильм «Головоломка» не похож ни на один другой. Это стало одновременно и благом, и проклятием для съемочной группы. По словам декоратора Дэниэла Холланда, художники работали с оглядкой на физиологию: «Нас вдохновляли формы: гипоталамус, гипофиз, клетки под микроскопом. Все это было представлено, разумеется, в карикатурном ракурсе, но мы хотели начать с чего-то соответствующего общей идее фильма».
Кинематографисты создали два больших мира: реальный, в котором Райли сталкивается с массой трудностей в связи с переменами в ее жизни, и внутренний мир главной героини, в котором живут Эмоции. Мир Сознания выполнен в ярком и сочном цвете. «Он похож на декорации бродвейского мюзикла 50-х, — говорит Доктер. — Многое в этом мире карикатурно. Мир людей более реален: лес выглядит как лес, цемент — как цемент. Цвета в реальном мире тоже тусклее, чем в Мире Сознания». При этом каждый из миров существует по своим определенным сводам правил.
Работая над персонажами в реальном мире, съемочная группа использовала технологию захвата движений, чтобы сделать мир более реалистичным. Эта технология особенно хорошо себя зарекомендовала в короткометражном фильме Pixar «Синий зонтик».
Доктер говорит, что команда дизайнеров и художников представила сотни различных проектов — начиная с набросков и заканчивая готовыми локациями. «В конечном итоге мы останавливали выбор на тех эскизах, к которым лежала душа, которые трогали нас за живое. Мы хотели, чтобы зрители почувствовали фильм», — заключает режиссер.
Олеся Железняк озвучила печаль, Натали — радость
Российскую версию мультфильма озвучивали известные представители шоу-бизнеса. Радость заговорит голосом певицы Натали, для которой работа над озвучанием стала дебютной: «Это мой первый опыт работы в студии дубляжа. Для меня это очень ответственно и почетно, поэтому я с радостью приняла это предложение».
Полной противоположностью Радости выступает Печаль, которую озвучила Олеся Железняк. Как известно, обычно актрисе предлагают роли веселых, заводных и разбитных персонажей, поэтому ей было интересно попробовать себя в новом образе, ведь в жизни сама Олеся считает себя лирической натурой. «Моя героиня — романтичная, грустная, обиженная, загадочная и очень доверчивая. Она идёт вразрез со всеми остальными эмоциями, она всегда найдет возможность погрустить во время всеобщего веселья», — рассказывает актриса.
Образ Брезгливости в российской версии фильма создавала теле- и радиоведущая Ксения Собчак, которая отмечает сходство со своей героиней.
Зона ответственности Гнева — организация истерик — «за свободу от автокресла», «за упразднение дневного сна» и «за повышение количества печенья в ежедневном рационе». Справиться с таким эмоциональным и непростым героем удалось телеведущему Дмитрию Нагиеву: «Мой персонаж злой, потому что ему положено быть злым, он же Гнев! Однако мой герой многосторонний и глубокий, со своими переживаниями». Дмитрий отмечает, что и сам подвержен эмоциям и очень сентиментален. А в фильме «Головоломка» его привлекла оригинальность идеи. «В каждом из нас живут эмоции, которые каждый день борются между собой», — признается Дмитрий.
От рискованных поступков, на которые зачастую толкают другие эмоции, а также от различных житейских опасностей оберегает Страх. Владимир Епифанцев, озвучивший этого героя, считает, что страх — это важное чувство, его нужно понимать и контролировать.
И наконец, самого необычного персонажа озвучил Максим Виторган. Его герой Бинго-Бонго — воображаемый друг Райли, которого она давным-давно забыла. Внешне он напоминает то ли кота, то ли слона, то ли дельфина, и он продолжает верить, что однажды они с Райли снова будут вместе играть в свои воображаемые игры. «Я получаю большое удовольствие от работы над озвучанием. Мне достался активный и подвижный персонаж с большим диапазоном», — заключает Максим Виторган.