15:46, 05.03.2010
Новости

Котовский: тайна, не раскрытая в сериале

Вслед завершившемуся на ТК «Россия 1» сериалу «Котовский» – новые факты из жизни комбрига. Эксклюзив от его двоюродной правнучки.


?>

На канале «Россия 1» закончился премьерный показ сериала «Котовский» – последней работы актёра Владислава Галкина. Трагическая смерть актёра вызвала повышенный интерес к сериалу – а заодно к личности его героя, Григория Котовского. Об этом мы уже писали: в статье «Проклятие «Котовского»

Биография Котовского овеяна легендами, что в ней правда, что выдумка, не всегда различишь. Чтобы внести большую ясность, портал Вокруг ТВ разыскал в Москве двоюродную правнучку Григория Ивановича – 45-летнюю Галину Филатову.

Её прадед Михаил Шалль был сводным братом и ближайшим другом Котовского. Семейное предание о Котовском в семье Шаллей предавалось из поколения в поколение, достигло наших дней. Фрагменты из него, записанные со слов Галины Всеволодовны, предлагаем вашему вниманию.

Добавив, что эти сведения о Котовском никогда и нигде не публиковались. 

  

Потомок Кота Иосифа

В 187...-м году из Бельгии в Российскую империю приехал честолюбивый разночинец – Йозеф (впоследствии Иосиф) Шалль (Josef Sall). Прибыл он по приглашению царского правительства – наладить производство опия для медицинских нужд. Этим Шалль и занялся в Бессарабской губернии – судя по всему, удачно.

Внешностью Йосиф обладал броской и привлекательной для дам: темноволосый, черноглазый, слегка смуглый, крепкого сложения – похожий на Дэвида Суше, исполнителя роли Пуаро в одноименном сериале. При этом – стоит отметить! – наголо брил голову. Был недурно образован, умён, энергичен, обладал деловой хваткой. А также склонностью завязывать романы при любом удобном случае. В итоге это привело к браку с местной красавицей по имени Софья. Брак был неравным: жена – дворянка, муж – из разночинного сословия. Семейство Софьи посчитало союз мезальянсом, отказалось ввести в свой круг Шалля и его супругу. 

Мсье Шалль простился со статусом холостяка, но не с  привычкой к амурам. Дамы по-прежнему вызывали у Иосифа понятный интерес, дарили его благосклонностью. Итог – от Шалля забеременела жена главного инженера опиумной фабрики, которой Шалль руководил. У дамы родился сын – в местечке Ганешты Бессарабской губернии.

Дом в Ганештах (Бессарабия), где родился Котовский

Супруг дамы (согласно преданию – Иванов) отказался признать ребенка. Младенца отдали кровному отцу, чья законная жена Софья была на сносях и вскоре должна была родить.

Йосиф Шалль дал сыну-приёмышу имя Григорий, отчество Иванович и фамилию – Котовский. Отчество младенец получил в память о кровной матери (Иванова). А насчет фамилии Котовский существует такая версия: гулёну Иосифа за глаза звали «Котом». К этому располагал и первый слог его фамилии: «ша» по-французски «кот, кошка» (chat). Шалль был в курсе прозвища. И поскольку бастард был результатом «похождений Кота», Иосиф дал сыну фамилию Котовский.

А через несколько месяцев у Котовского родился сводный брат – сын Софьи Шалль, названный Михаилом

 

Талантлив, как отец, – и, как отец, блудлив 

В семье отца Гришу и Мишу воспитывали одинаково. Проказниками они были первостатейными, часто доводили маменьку (жену Иосифа Шалля) до слез. Был случай, когда она битый час пыталась сманить сорванцов с яблони тарелкой котлет – без толку!

И ещё одна занятная деталь: братья с юных лет переняли от отца привычку брить голову.

В положенные лета Гришу и Мишу отдали учиться в Каракозовское сельскохозяйственное училище. Миша окончил училище с хорошими отметками, Гриша – с отличием! У приёмыша оказался потомственный талант к управлению сельхозпредприятиями. Поэтому сразу после учёбы Котовский был взят на должность  управляющего крупным поместьем.

Но привычками пошел в отца. Завязал интрижку с супругой знатного помещика (своего работодателя), был изобличен, по приказу рогоносца избит и вышвырнут со службы. Легко отделался: рогоносец поначалу приказал убить Котовского, но раздумал. Испугался мести Шаллей: родня Григория славилась крутым нравом. Управление всем циклом опийного производства – от выращивания мака до его продажи – на тот день перешло к Михаилу Шаллю. На пару с отцом Михаил ввёл на предприятии строжайшие порядки: воровство и связи с наркоторговлей пресекались железной рукой. В общем, рогоносцу было чего страшиться, дай он приказ убить Котовского.

Григорий вернулся в семью, где на семейном совете решили: Котовскому надо уехать из дому, пока скандал не уляжется. Тем более что его защитниками были лишь отец и брат. Родственники Софьи Шалль (весьма влиятельные) относились к байстрюку без симпатии.


Враг царю, отец солдатам

Не имея уважаемой работы и положения в обществе (зато имея дерзкий характер), Котовский мог нарваться на криминальный скандал, а мог просто уйти в бандиты. Он выбрал второе. И кончил бы на каторге, не случись революции.

Портрет Котовского из его мавзолея

В ней он быстро нашел себе применение. Поскольку был хорошо образован, силен, умен и упрям. С годами упрямство переплавилось в целеустремленность. А ум и сила пригодились, когда семье Шаллей понадобилась защита. У любимого брата Миши уже были жена и пятеро детишек. Старшего сына (деда Галины Филатовой) Михаил назвал в честь брата Григорием. Кроме него, у Михаила были три девочки (Юля, Тамара и Нина) и младший сын Женя. Все они уцелели в то смутное время лишь благодаря авторитету Котовского в криминальных и революционных кругах.

Григорий-младший удалью и любовью к дамам пошел в деда, отца и дядю Гришу. А Котовский к тому времени уже был комбригом. И, посоветовавшись с братом Мишей, решил определить Гришу-младшего в своё войско. Юноша был за: ему виделись подвиги и прекрасные селянки! В итоге он был зачислен в бригаду… простым кавалеристом: детям в этой семье поблажек не давали.

Из воспоминаний Григория Шалля.
Его отец Михаил решил провести среди детей профилактику от вшей – побрить всех наголо! В том числе девочек: двух гимназисток и дошкольницу Нину. Как решил, так и сделал.

Почти вся семья Шаллей хоть раз да была стрижена «под Котовского».

Тем временем два Григория (Котовский и его племянник) воевали на фронтах Гражданской. Комбриг за славой не тянулся, более ценил порядок и уважение бойцов. Часто выезжал на передовую, общался с рядовым составом, был заботлив, строг и справедлив. Этим завоевал настоящую преданность «котовцев». 

Из воспоминаний Григория Шалля.

С бойцами своей бригады, 1919 год


Ночь, проверка боеготовности. По эскадронам разносится: проверять будет САМ! Два эскадрона поднимаются по тревоге, получают приказ прибыть в пункт N… Состязание на время – победит тот, кто раньше окажется в N. Один из эскадронов побеждает, но… с подозрительно большим преимуществом. Тут надо сказать, что форма кавалериста состояла много из чего, но шинель укрывала его фигуру полностью. И то ли Котовскому доложили, то ли он сам догадался… короче, комдив приказал победителям снять шинели. Сняли – под ними подштанники да сапоги. Пока второй эскадрон честно одевался по тревоге, первый почти голышом прискакал туда, куда приказано.
Обратно в казарму по приказу Котовского «победители» пошли пешком: в сапогах без портянок! Но ни один боец обиды не высказал.


Волшебник хозрасчета

После Гражданской войны Котовский не распустил свою бригаду по домам, а «посадил на землю» – на поля Бессарабии. Для этого преобразовал войско в сельхозкоммуну. И внедрил в ней лично разработанную модель внутреннего хозрасчета. (Ни советским, ни перестроечным экономистам не удалось повторить его экономический подвиг.)

Работники коммуны Котовского в конце расчетного периода получали плату деньгами (золотыми червонцами), жили в достатке. Растаскивать имущество имения, на базе которого выросла коммуна, не запрещалось. Но…

Из воспоминания Григория Шалля.
Взял конюх часы из барской гостиной – напольный Мозер, красивый и дорогой. Коней ему, видите ли, надо по часам кормить, поить да выгуливать. Ну взял так взял. А конце месяца пришел за расчетом. Ему: денег не положено, наоборот – за тобой должок. Какой? А погляди: заработал ты столько-то, потратил столько-то. Плюс вычет за амортизацию оборудования. Барских часов.
В тот же день часы вернулись в особняк, больше их никто не трогал.

Племянник Гриша поначалу также работал в коммуне, затем был отправлен Котовским за образованием в Киев. Окончил университет, получил профессию журналиста. Попутно научился летать на тогдашних самолетах – мечтал о  о сельхозавиации.
Михаил же Иосифович работал у брата экономистом. Но…


Зато не «враг народа»

Пришли сталинские времена.

А Котовский был умен и прозорлив, методы товарищей по партии знал всесторонне, сумел предвидеть репрессии. Понимал, что не выживет ни при каких условиях. Но спасти семью брата и свою семью (жену и двоих детей) считал первым долгом.

Штатным военным уже не был – вызвать его по воинской линии в Москву, чтобы сгноить в НКВД, было невозможно. Вдобавок в Кремле понимали: коммуна Котовского – его бригада, верная комбригу до последнего дыхания. Пробовали выманить его в Москву по партийной линии – под предлогом повышения, но не сумели. И пока Котовский был жив, НКВД не решалось трогать его близких.

Чтобы вывести их из круга чекистских интересов, Котовский пошел на хитрость. Сымитировал семейный скандал, дал жене развод. А с семьёй брата разыграл разрыв отношений. (Перед этим честно объяснил родне причины «спектакля», снабдил солидной денежной суммой.) Выставил брата с семьёй из коммуны, удалил от себя жену и детей.
Сам же остался ждать неизбежного.

На Котовского устроили покушение, он был убит.  Но по крайней мере избежал пыток и клейма «врага народа». За Котовским, как водится, пострадали его друзья и сотрудники. Но – не семья, не ближайшие родственники.

Михаил Иосифович все же попал в лагеря. Там не пропал: за талант агронома был назначен цветоводом. Его клумбы за лагерной колючкой славились на весь ГУЛАГ,  проверяющие уезжали из лагеря, где отбывал срок Михаил Шалль, с букетами и рассадой.  Срок Шаллю за это не скостили. Но начальник лагеря отличал Михаила Иосифовича,  берёг как «ценного кадра».

А вот племянника Гришу (деда Галины Филатовой) репрессии не коснулись.
И семейное предание Шаллей о Котовском дожило до наших дней, нашло своего читателя.

 

P.S. Фрагмент семейного древа Шаллей:

                     ------------------Иосиф Шалль ------------

                    ↓от госпожи Ивановой                        ↓от законной супруги Софьи

Григорий Иванович Котовский             Михаил Иосифович Шалль
                                                                                ↓

                                                               Григорий Михайлович Шалль
                                                                                ↓

                                                               Раиса Григорьевна Шалль
                                                                                ↓от Всеволода Покровского

                                                               Галина Всеволодовна Покровская (по мужу Филатова)

 

Записал Дмитрий Сергеев



Автор: Дмитрий