10:41, 23.06.2017
Новости

«Холодное танго»: последнее танго в Литве

Наш кинокритик оценил первую за десять лет работу Павла Чухрая и пришел к выводу, что длительное молчание не пошло на пользу режиссеру.


?>

После десятилетнего перерыва режиссер Павел Чухрай возвращается к любимой теме исторической драмы, и прежде всего расизма и нетерпимости. Некогда сам Стивен Спилберг пригласил режиссера для участия в киноальманахе «Дети бездны», одном из важнейших фильмов о холокосте. В «Холодном танго» антисемитизм также является ключевой темой, а сам фильм задумывался как масштабная эпопея о послевоенной Литве и судьбах, раздавленных историей. Пожалуй, сериальный формат гораздо лучше подошел бы Чухраю и его команде, поскольку в сжатом варианте фильм не только теряет внятность, но и, к сожалению, выглядит неубедительно.

Все начинается в 1940 году в Литве, оккупированной фашистами. Евреев отвозят в лагеря смерти, а большинство убивают на месте. Их дома заселяют литовцами, верными режиму. Однажды в один из них прибегает мальчик по имени Макс, чудом избежавший участи своих родственников и соседей, и просит укрыть его от погони. Семья решает помочь мальчику, а младшая дочь Лайма завязывает с ним дружбу. Однако вскоре случается трагедия, невольным виновником которой стал Макс. Еврейского мальчика выгоняют, но близится конец войны, и его как беженца отправляют в СССР.

Спустя годы Макс (Риналь Мухаметов) возвращается назад, чтобы найти Лайму (Юлия Пересильд) и объясниться. Но в советской Литве по-прежнему неспокойно. Многие воспринимают русских как захватчиков, а те, кто сотрудничал с фашистами, приговорены нынче к лагерям и расстрелам. Руководит репрессиями полковник Таратута (Сергей Гармаш). Он распознает в юноше Максе боевой дух и предлагает ему отомстить за убитых родителей тем, кто участвовал в чистках. Но если тот согласится, Лайма его никогда не простит.

Юлия Пересильд и Риналь Мухаметов в фильме «Холодное танго»

Нужно сказать, что Павел Чухрай в «Холодном танго» избрал единственно правильный смысловой вектор. В фильме нет сугубо положительных или зловеще отрицательных персонажей, кроме, пожалуй, парочки второстепенных фашистов. Виновником происходящего у Чухрая выступает сама история – хладнокровная и вечно несправедливая к тем, кто ее переживает. Времена меняются, один строй приходит за другим, но в целом все остается по-прежнему: люди ненавидят друг друга.

К сожалению, важный посыл фильма Чухрай наделяет неверной, местами истерически назидательной интонацией, которая и рушит всю убедительность происходящего. Чувствуется это прежде всего на уровне диалогов: герои не общаются, но декламируют друг к другу, часто выкрикивая то, о чем лучше бы промолчать. Именно тонкости, изящности не хватает фильму, а танго между возлюбленными Максом и Лаймой настолько холодное, что никакого волнения их дуэт передать не способен даже в постельных сценах.

Сергей Гармаш и Риналь Мухаметов в фильме «Холодное танго»

То же касается и режиссуры Чухрая. Мир «Холодного танго» совсем не дышит, послевоенная Литва кажется безжизненной декорацией, а не полным конфликтов и противоречий полем сражений и роковых страстей. Актерам весьма нелегко оживить своих персонажей в таких условиях. Впрочем, трио Мухаметов, Пересильд и Гармаш выглядит свежо, и не их вина, что не всякая сцена с ними зрительски интересна.

По-видимому, после 10 лет молчания Чухрай хотел поведать зрителю слишком многое. Это сказывается на сценарии, спотыкающемся через каждую вторую сцену и изобилующем неточностями и просто историческими ляпами. «Холодное танго» мог быть красивой вариацией на «Ромео и Джульетту» или «Летят журавли», но оказался грубоватой и брюзгливо-старомодной драмой о том, как все было плохо.

Юлия Пересильд в фильме «Холодное танго»

Читайте также:

Риналь Мухаметов: «Не боюсь зазвездиться, потому что помню, откуда я родом»

Павел Чухрай рассказал о встрече с президентом во время съемок фильма «Холодное танго» в Литве



Автор: Кирилл Горячок