00:00, 11.07.2005
Новости

Хроники пикирующего бомбардировщика - Рецензия на "Дуру"


?>


ДУРА

Режиссер: Максим Коростышевский
В ролях: Оксана Коростышевская, Евгений Редько, Регина Мянник, Александр Балуев, Ольга Волкова

Россия, 2005

Они сестры, им по тридцать три, Уля пишет «праститутка» и надрывно смеется, Лиза – измученная актриса, которой не дают ролей; однажды они встретят на мосту высокого носатого горе-писателя, похожего на печального утенка, и поселят у себя в доме; с актрисой он будет спать, а про дуру напишет книгу – которая плохо кончится.

Все это могло бы оказаться мощнейшей психологической драмой (подобные сюжеты еще с «Шума и ярости» Фолкнера пользуются неизменным спросом), если бы у главной героини – жертвы родовой травмы, инвалида второй группы – была бы чуть менее идеальная кожа; вообще актриса Коростышевская рвет себя в лоскуты для заглавной роли, и у нее почти получается, когда она от дикой головной боли сворачивается в жгут на дороге в парке, стучась о землю лицом в черном мотоциклетном шлеме, мастурбирует, выкатив круглые глаза, или становится маленькой деревянной куколкой в руках мужчины своей мечты – портит все предательский блеск для губ и сцены, где «дура» вдруг начинает обличать начальство или внезапно дает Майкла Джексона; со стороны забитой девочки-дауна с нарушенной координацией движений это выглядит издевательством.

Фильм, впрочем, афористичен почти как «Богиня» Литвиновой; чего стоят только фразы Ули, среди которых, например: «Так бывает – ты есть, а тебя никому не надо» или одна-единственная реплика великой актрисы Ольги Волковой: она сидит перед зеркалом в толстом слое грима и медленно говорит отражению: «Да. Это, конечно, не лицо, а жопа. Жалко детишек – они все-таки сказку пришли посмотреть».

Стоит, правда, заметить, что фильм «Дура» уже был однажды снят: он назывался «Лунные поляны» и вышел в 2002 году с Алисой Богарт в главной роли: она похожа на Коростышевскую как две капли воды и играла тяжело больную женщину, влюбленную в своего брата – писателя-неудачника. По стенам там ездили совершенно идентичные световые пятна, родственные связи в той же степени тяготили героев, листы непринятого романа также картинно разбрасывались во все стороны, а на душе после всего этого было столь же невыносимо тяжело.

Однако картина «Дура», к счастью, не претендует на новое слово в российском кинематографе и по-своему самоиронична — в конце, например, циник-издатель (в исполнении душевнейшего барда Алексея Иващенко) вручает сочинителю пухлый конверт за книгу, констатируя: «Домохозяйки обрыдаются».



Автор: Sasha Keepsake