Новый год без «Иронии судьбы, или С легким паром!» да это и не праздник вовсе! Как без салата оливье, без боя курантов и без брызгов шампанского. 31 декабря его постоянно показывают многие каналы ТВ. И в этом году уже в 35-й раз большинство из нас обязательно проведут новогодний вечер вместе с героями этой уже народной ленты. Смотрите картину 31 декабря на Первом в 18.30
Конечно, работая над этим фильмом, режиссер Эльдар Рязанов верил в успех, но на такую феноменальную любовь телезрителей он не рассчитывал.
«Мне жутко приятно, что моя лента стала поистине народной новогодней картиной», — признается Эльдар Рязанов.
А давайте вспомним, как начиналась эта зимняя сказка.
Зимняя сказка
По легенде, на создание сценария «Иронии судьбы, или С легким паром!» Эльдара Александровича вдохновила следующая история: в Омск на чемпионат СССР по шахматам среди глухих летела команда из Хабаровска. Самолет приземлился в аэропорту, шахматисты поймали такси и протянули шоферу записку с адресом: «Улица Октябрьская, дом 24». Он довез их до нужного места, но там, на месте шахматного клуба, стоял жилой дом. Оказывается, из-за погодных условий самолет не долетел до Омска, а приземлился в Новосибирске, пассажиров выпустили в аэропорт, а глухим шахматистам никто не объяснил…
…И в 1967 году Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским написали сценарий «Иронии судьбы...». Спектакль под этим названием шел в нескольких столичных театрах. Но когда Рязанов решил снять фильм по этому сценарию, ему отказали, аргументировав, что он «пропагандирует пьянство и разврат». Помог тогдашний председатель Гостелерадио Сергей Лапин. Говорят, что он вместе с режиссером Иваном Пырьевым, директором киностудии «Мосфильм», сказал где-то в «высоких кабинетах»: «Вы что, в баню никогда не ходили и пива не пили?» После чего разрешение на съемки было получено.
Я не Ипполит!
Сегодня двух главных героев «Иронии судьбы, или С легким паром!» Шевелеву Барбары Брыльской и Лукашина Андрея Мягкова невозможно представить в исполнении других актеров. Но все могло сложиться и по-другому.
Рязанов тщательно подыскивал исполнителей главных ролей. Лукашиным могли стать Петр Вельяминов и Станислав Любшин, но Эльдар Александрович выбрал Андрея Мягкова и не ошибся.
Эльдар Рязанов пишет в книге «Неподведенные итоги», что на роль Ипполита хотел Андрея Миронова, но актер заявил, что не хочет играть отрицательного персонажа:
После того как Андрей Миронов отказался играть Ипполита, Рязанов утвердил на эту роль Олега Басилашвили. Для него сшили костюмы и отсняли несколько эпизодов. Однако у Басилашвили внезапно умер отец… Съемки срывались. Рязанов в отчаянии позвонил Юрию Яковлеву. У актера должны были состояться две премьеры в Вахтанговском театре, и он поначалу отказался…
А через пару дней в квартире Яковлева вновь раздался телефонный звонок: директор «Мосфильма» Иван Пырьев пригласил его к себе.
После таких уговоров Яковлев не устоял и отлично справился с ролью Ипполита.
Надо сказать, что сшитые для Басилашвили костюмы пришлись Яковлеву впору. Но Басилашвили все-таки появился в «Иронии судьбы, или С легким паром!». Помните эпизод, в котором Лукашин выбрасывает из окна фотографию Ипполита? Он бросает фотографию Яковлева, а вот Надя поднимает со снега портрет… Басилашвили. Эту сцену Рязанов так и не переснял…
Неромантичная Брыльская
На роль Надежды Шевелевой в комедии пробовались многие популярные актрисы.
Рязанов пробовал на роль Нади и Алису Фрейндлих, и Людмилу Гурченко, и Валентину Талызину, и других популярных актрис, но… как вспоминает режиссер в своей книге «Неподведенные итоги», «… Все актрисы работали превосходно, точно, талантливо. Но личные качества актрис не совпадали со свойствами героини. И тут мне вспомнилась актриса из довольно среднего польского фильма «Анатомия любви». Я сохранил в памяти ее имя и фамилию — Барбара Брыльска. Барбара продемонстрировала удивительную деликатность в интимных сценах. За ее очаровательной внешностью чувствовалась биография, прожитая жизнь, нелегкая судьба».
Так в ленту попала Барбара Брыльска, которая до сих пор не устает повторять, что не понимает причину успеха «Иронии судьбы, или С легким паром!» у наших зрителей. «Наверное, я недостаточно романтична, — говорит Барбара, — поэтому не могу себя заставить поверить в сказочную историю».
Барбара Брыльска категорически отказалась целоваться с Юрием Яковлевым.
«Я сказала Эльдару Рязанову, что не могу целоваться с Яковлевым, не нравится он мне, — говорит Барбара. — Я настаивала, чтобы мы только делали вид, что целуемся. Договорились, что снимать будем со спины, и я только сделаю вид, что целую Ипполита. Однако, даже притом что камера стояла сзади, Яковлев все равно норовил впиться в мои губы, а я отталкивала его».
Кроме тяжелого кастинга съемочной группе во время работы над фильмом не повезло с погодой.
Банные страсти
Съемки банного эпизода проходили в холодном павильоне киностудии «Мосфильм». Пальмы, полотенца и тазы взяли напрокат в Сандуновских банях. В этой сцене актеры настолько естественно сыграли своих персонажей, что мы просто не в состоянии поверить, что они трезвые. Вдобавок к этому сами актеры не раз рассказывали, что они втайне от Рязанова пронесли на съемочную площадку по пол-литра водки. По одной версии, был день рождения Александра Ширвиндта, по другой — Александра Белявского. Ну и выпили они несколько рюмок, а потом еще и пива по сценарию. В результате их действительно развезло, и Эльдар Александрович, увидев их в таком состоянии, обиделся и уехал. Но через пару дней съемки все-таки продолжились…
Работа над «Иронией судьбы, или С легким паром!» закончились в июне 1975 года. Высокие чиновники от кино, смотревшие ленту, требовали вырезать из него сцены пьянства в бане и проводы в аэропорту. Кто знает, увидели бы мы этот фильм в сегодняшнем формате, если бы его не посмотрел генсек Леонид Брежнев. Картина ему понравилась и получила добро на показ по ТВ и выход в кинопрокат.
«После этого фильма меня стали узнавать на улицах. Мужчины предлагали в баньку сходить, пива попить. А женщины постоянно задавали один и тот же вопрос, как я мог предать свою невесту», — вспоминает актер.
Андрей Мягков на протяжении многих лет получал письма на имя Жени Лукашина от одной женщины. От нее тоже давным-давно сбежал жених, и, посмотрев «Иронию судьбы, или С легким паром!», она решила, что Лукашин — тот единственный в мире человек, который обязан ее понять.
Эльдар Рязанов сыграл в ленте в одном из эпизодов пассажира самолета, сидящего в кресле, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин. Говорят, что когда Эльдар Александрович просмотрел себя в этом эпизоде, то очень расстроился: он впервые заметил, что сквозь его пышную шевелюру проглядывает лысина.
О том, что съемки «Иронии судьбы, или С легким паром!» проходили на юго-западе Москвы в квартире панельного дома на проспекте Вернадского, 125, уже известно буквально всем. И вот через много лет — в 2003 году на стене этого дома открыли мемориальную доску с изображениями Барбары Брыльской и Андрея Мягкова.
Всякий раз, как только заканчивается показ «Иронии судьбы, или С легким паром!» по ТВ, у дежурных не прекращает звонить телефон. И так каждый Новый год. Звонят по пятьдесят раз на день и спрашивают Галю или Женю. Поначалу дежурные злились, а потом смирились и начали серьезно отвечать: «Галя уехала в Питер, а Женя уже спит».
Крылатые фразы
Какая же гадость эта ваша заливная рыба!
О-о, тепленькая пошла! Потрите мне спинку, пожалуйста!
Что вы меня поливаете?! Я же не клумба!
Нашлись добрые люди… Подогрели, обобрали. То есть подобрали, обогрели…
А у вас ботиночки на тонкой подошве. Простудитесь, заболеете и умрете.
Пить надо меньше, меньше надо пить…
Во-о-от он, мой пиджачок, во-о-от куда я его повесил… серый в елочку… из Мосторга
А давайте взвесимся на брудершафт.
— А куда вы подевали мою люстру?
— Отвезла в комиссионку!
— Зачем?!
— Да и бельишко у вас, как я успел заметить, не по сезону. Схватите воспаление легких, и ага.
— Что «ага»?
— Летальный исход.
— А у вас ботиночки на тонкой подошве, так что умрем рядом.
Ипполит, ну какой вы тупой!
Ну что вы меня все время роняете?!
Поете вы действительно здорово, а вот готовить вы не умеете.
Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция…
Потому что я никогда не пьянею!
Споко-о-ойно, Ипполит, спокойно.
— Я сейчас встретила Ипполита — он весь мокрый! Это вы его водой окатили?
— Это он мокрый от слез...
Киноляпы
Евгений Лукашин не мог улететь в Ленинград, ведь в билете была записана не его фамилия — паспортный контроль ввели на внутренних авиалиниях с 1970 года – за несколько лет до начала съемок фильма. Поэтому друзьям Лукашина не надо было гадать, кто летит в Ленинград — просто надо было посмотреть фамилию в билете.
В титрах фильма прошла опечатка: в слове «исключительно» пропущена буква «Л» («Совершенно нетипичная история, которая могла произойти только и искючительно в новогоднюю ночь»).
Мама Жени Лукашина отбирает у Павла шампанское дважды: первый раз в середине разговора, а второй — непосредственно перед тем, как выпроваживает его за дверь.
Надя в Ленинграде садится в такси к одному водителю, а когда выходит у Московского вокзала, за рулем машины уже другой шофер.
Когда Ипполит подходит к подъезду дома Нади, он снимает перчатки и нажимает на кнопку в лифте рукой без перчатки. А потом, выходя из лифта, он вдруг снимает перчатки во второй раз.
В сцене заноса на льду машина Ипполита ударяется об облицовку набережной, ее разворачивает битым боком вперед, но в кадре этот бок почему-то оказывается целым.
Дмитрий Сергеев