На протяжении всей своей карьеры Вуди Аллен увлекался философией. Он высмеивал ее в эссе, пьесах и фильмах. Интерес к философии у него возник, когда он подростком открыл для себя фильмы Ингмара Бергмана. Увлеченность Аллена философией настолько сильно повлияла на его фильмы, что на тему философии в них было написано несколько серьезных научных работ.
Темы, к которым Аллен вновь и вновь возвращается в своих фильмах, как правило, достаточно невеселые. Ими пронизаны такие мрачные картины, как «Матч Поинт», их отголоски слышны даже в самых, казалось бы, легкомысленных произведениях Аллена. В этом смысле «Иррациональный человек» представляет собой достаточно беспощадный пример его мировоззрения.
Любовный треугольник: Хоакин Фенис между Паркер Поузи и Эммой Стоун
Главным героем фильма стал профессор философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс), потерявший интерес к жизни. Изучение великих умов прошлого не сделало его счастливее — он утратил и веру в свое призвание, и надежду на лучшее будущее.
Прибыв в маленький колледж на восточном побережье США, где он собирается преподавать на летних курсах, Эйб становится объектом внимания местных преподавательниц, а также студентов, которые ошеломлены его заявлением, будто многое в философии не более чем пустая болтовня, которая не в состоянии дать ответы на вопросы реальной жизни.
Скоро неординарный преподаватель заводит любовный роман с Ритой Ричардс (Паркер Поузи) — преподавательницей, которая несчастна в браке. «Рита чувствует себя загнанной в угол, она задыхается, — говорит Поузи. — Преподавание не приносит ей удовлетворения, она злоупотребляет спиртным, курит травку и мечтает об иной жизни — более содержательной и страстной. Она нафантазировала, что Эйб влюбится в нее и спасет».
Тем временем Эйб завязывает дружбу со своей студенткой Джилл Поллард (Эмма Стоун) — умной девушкой, выросшей в Брейлине, где преподают оба ее родителя.
Между тем Джилл продолжает поддерживать связь со своим постоянным бойфрендом Роем (Джейми Блэкли), которому приходится мириться с ее возрастающей увлеченностью Эйбом. Конечно, молодому человеку не нравится близкое общение его девушки с другим мужчиной, и он намерен отстоять свою любовь.
В то же время Джилл понимает, что у Эйба серьезные проблемы. Как-то раз на вечеринке мужчина хватает заряженный пистолет и начинает играть в «Русскую рулетку», причем успевает сделать несколько попыток. Джилл в ужасе, но в то же время ей удается найти оправдание действиям Эйба. Кроме того, Джилл привлекает романтическая идея, что именно ей удастся вытащить Эйба из ямы, в которой тот оказался.
Жизнь Эйба полностью переворачивается после одного неожиданного события. Однажды они с Джилл сидят в ресторане и случайно подслушивают крайне эмоциональный разговор за соседним столиком. На Эйба услышанное производит ошеломляющий эффект — он решает, что пришло время активного вмешательства. Приняв решение, Эйб как будто молодеет. Из депрессивного существа без цели и смысла он вдруг превращается в человека, пышущего энергией и жизненной силой. Избавившись от отчаяния, он начинает действовать. Абсолютно иррационально.
Вместо романтической стилистики «Полночи в Париже» и «Магии лунного света» — реализм
Натурные съемки фильма «Иррациональный человек» проходили в Ньюпорте, столице Род-Айленда, Провиденсе и его окрестностях. Вымышленный колледж Брейлин снимали в кампусе Университета Сальве Регина.
В картине звучит преимущественно музыка трио Рэмси Льюиса, в частности, такие его композиции, как In’ Crowd, Wade in the Water и Look-A-Here.
Как и многие свои камерные драмы, Вуди Аллен снял очередной фильм в широкоэкранном формате. «Мне часто кажется, что маленькие истории очень хорошо смотрятся в широкоформатном виде, опровергая утверждение, что такой формат нужен только для вестернов или фильмов о войне», — замечает Аллен. Несмотря на использование романтической стилистики в недавних картинах «Полночь в Париже» и «Магия лунного света», на этот раз он решил, что такой материал требует реализма.
Аллену кажется, что Феникс обладает своего рода «встроенной сложностью», которая как нельзя лучше подошла для этой роли. «Все, что ты просишь его произнести или сделать, становится интересным благодаря этой внутренней сложности, которая совершенно органична для него, — говорит Аллен. — В нем постоянно что-то происходит». Для Эммы Стоун это второй подряд фильм Вуди Аллена после «Магии лунного света».
Случайность является ключевым понятием для «Иррационального человека»: в основе сюжета — цепь случайных событий, влекущих колоссальные последствия. Эта история иллюстрирует одно из основных философских представлений Вуди Аллена.