Попуряный актер Иван Стебунов не любит давать интервью, а любые вопросы о личной жизни пресекает на корню. Но на этот раз Иван сделал исключение и рассказал не только о своих новых работах, но и о том, где живут самые красивые девушки.
– Иван, вы, один из ведущих актеров московского «Современника», в Петербурге репетируете роль в антрепризном спектакле «Анатомия любви, или Игра вслепую». Что привлекло вас в этой работе?
– Прежде всего материал – это спектакль по потрясающей пьесе Леонарда Герша «Эти свободные бабочки». Зрители привыкли воспринимать антрепризу как развлекательное действо, а в этом спектакле затронуты очень важные и глубокие темы. В 12 лет я видел эту пьесу в новосибирском театре «Глобус», и она произвела на меня глубочайшее впечатление…
– Расскажите немного о вашем герое.
– Я играю слепого юношу, который, избавившись от чрезмерной опеки любящей матери, начинает самостоятельную жизнь на съемной квартире в Нью-Йорке. Все шло замечательно, пока у него не появилась соседка – чудесная девушка. А дальше начинаются перипетии, которые лучше увидеть своими глазами. Премьера состоится 28 марта в ДК имени Горького. Так что всех приглашаю!
– Кто ваши партнеры по этому спектаклю?
– Народная артистка Ирина Мазуркевич, заслуженный артист Николай Дик и актриса Галина Сумина.
– Вам нравится репетиционный процесс?
– Меня вводят в спектакль, что несколько проще. Хотя я почти всегда ломаю рисунок роли, созданный до меня, чтобы построить свой… Я впервые репетирую в том же здании, в котором живу, – при театре есть гостиничный этаж. Это очень здорово – встал, принял душ, прошел 20 метров – и уже на сцене. А после репетиций есть время, чтобы прогуляться по любимому Питеру.
– Вы успели полюбить город за время учебы в театральном институте?
– Видимо, да. Здесь я чувствую себя человеком. Открою секрет: в следующем году собираюсь переехать в ваш город. Хочу жить и по большей части работать в Петербурге.
– Уже есть любимые места?
– Мне нравится весь Петербург, кроме района у метро «Чернышевская»: Суворовский проспект, Кирочная, Таврическая… Почему-то здесь у меня возникает ощущение «мертвой зоны».
– После ваших интервью у меня сложилось впечатление, что вы достаточно замкнутый человек и пробиться в ваш ближний круг непросто…
– Это точно! Мое окружение с годами не увеличивается, а уменьшается. Кроме того, мне интереснее поговорить с каким-нибудь рыбаком или водителем, чем с человеком из театральной среды.
– И на тусовки не ходите?
– Стараюсь не ходить. Куда хотел бы пойти, не зовут, а куда зовут, туда не хочется. Я веду жизнь мачо. Шучу.
– Шутки шутками, но что лично вы вкладываете в это понятие?
– Я из тех, кому неважно, когда он в последний раз ел и сколько спал. Мое утро начинается с пяти сигарет и трех чашек кофе. Полностью подписываюсь под фразой Иосифа Бродского: «Если утром, проснувшись, не выпить чашечку кофе и не выкурить сигарету, зачем тогда вообще просыпаться?»
– Вы сочиняете стихи?
– Нет. Но в последнее время поэзия все чаще входит в мою жизнь. Меня приглашают читать стихи, и каждый раз я совершаю для себя открытие. Например, во время подготовки к юбилейному вечеру Булата Окуджавы открыл для себя совершенно не известные мне – очень красивые, ироничные, чувственные.
– Вы тоже с иронией смотрите на окружающий мир?
– И с некоторой долей пессимизма. Права моя сестра, когда говорит: «Для тебя стакан наполовину пуст, а не наполовину полон». А иронии во мне – хоть отбавляй! И людей я люблю ироничных.
– Сразу чувствуете, ваш ли это человек?
– Мне достаточно пяти секунд, чтобы понять, кто передо мной. И пока я ни разу не ошибся.
– В одном из интервью вы сказали, что мужчин оцениваете по рукопожатию. А женщин?
– Нужно хотя бы минуту поговорить… Хотя, как показывает опыт, внешность женщины точно отражает ее внутренний мир.
– А какое у вас было детство?
– Достаточно обычное. Моя мама работала в новосибирском театре «Глобус», и я лет с пяти-шести начал выходить на сцену. Играл в спектаклях, где задействованы дети. Работал буквально каждый вечер и параллельно занимался греко-римской борьбой. А летом нас с сестрой отправляли к бабушке в Алтайский край. Там было раздолье: мы бегали босиком по траве, купались в речке и т. д.
– Но в 14 лет произошла трагедия – вы сломали позвоночник… Не пожалели, что занимались?
– Нисколько! Единственное, мне было досадно, что пришлось так рано расстаться со спортом: я был достаточно перспективный, выигрывал соревнования. Если бы компрессионный перелом оказался чуть выше или ниже, я вообще мог остаться парализованным. Слава богу, все обошлось. Два месяца пролежал в больнице на растяжке, а потом год ходил в корсете. В детстве как-то легче все переносится. Мы с друзьями обклеивали корсет вкладышами от жвачек…
– Я читала, что вы частенько дрались…
– Какой же мужчина без драки? И разок получить в лицо не помешает любому пацану!
– А если бы существовали дуэли?
– Это было бы страшно!.. В одной только московской пробке можно столько перчаток разбросать в открытые окна машин…
– Есть ли город, кроме Петербурга, в котором вы чувствуете себя органично?
– Рим. Мне дышится там легко. Я езжу туда достаточно часто, знаю его вдоль и поперек.
– Нравятся итальянские девушки?
– Нет. Не секрет, что итальянки не самые красивые.
– А где же самые красивые?
– На Кубе, в Венесуэле и… в Ростове-на-Дону.
– Бывает такое, что вам не хочется выходить на сцену?
– Сейчас у меня семь-восемь спектаклей в месяц. В «Горе от ума» и «Трех товарищах», помимо огромного количества текста, очень много «физики»: я бегаю, прыгаю, делаю сальто, еще и Свету Иванову на себе ношу… Врать не буду, иногда сижу за кулисами и думаю: «Простите меня, дорогие зрители! Сегодня я очень устал». Но стоит выйти на сцену – и усталость как рукой снимает. А сцена действительно лечит!
– На ваш взгляд, театр должен будоражить и «переворачивать» зрителя?
– Желательно. Зритель не должен уходить из театра «с холодным носом». В «Современнике» как раз такие спектакли. От «Крутого маршрута» у тебя мурашки по коже, «Горе от ума» заставляет половину зала уходить в недоумении: «Как могли над Грибоедовым так издеваться?», а другую – стоя аплодировать.
– Вы верите в волшебную силу искусства? Но разве оно может изменить взрослого, сформировавшегося человека?
– Я не раз был свидетелем этого. Давал своим знакомым посмотреть некоторые фильмы, и наутро они просыпались другими людьми. По-моему, кино в большей степени, чем театр, влияет на восприятие мира. Для меня потрясением был фильм Элема Климова «Иди и смотри».
– А в последнее время какие работы оставили яркие впечатления?
– В основном французские фильмы. Например, «Маленькие секреты» Гийома Кане или «Класс» Лорана Канте. Я даже мысленно аплодировал режиссерам.
– Съемки картины «Билет на Vegas» проходили в США. Насколько я знаю, эта страна не произвела на вас приятного впечатления…
– Я познакомился с настоящей одноэтажной Америкой: Солт-Лейк-Сити, Лас-Вегас. Много общался с нашими эмигрантами, которые, к сожалению, оставили крайне неприятное впечатление. Если хотите понять, что такое Америка, прочитайте «Иностранку» Довлатова, «Соло на ундервуде», «Ремесло». Там все в десятку!
– А правда, что у вас нет телевизора?
– Да. Если в любое время суток пробежаться по телеканалам, можно сойти с ума. На этот бесконечный поток веселья и развлечений смотреть невозможно. Новости слушаю на «Вести FM» или смотрю в интернете «Россию 24». Не могу оставаться в стороне от того, что происходит в мире. У меня есть четкая позиция. И, честно говоря, я очень боюсь обмануться в своих надеждах.
Беседовала Татьяна Болотовская
Читайте также:
Иван Стебунов: «Благодаря сериалу «Минус один» я научился терпению в общении с детьми»
«Минус один»: Иван Стебунов вывел формулу семейного счастья
Иван Стебунов и Ярослав Бойко не поделили Валерию Ланскую