Судьба спецотряда музейных работников, спасавших от уничтожения шедевры мирового искусства, долгие годы оставалась белой страницей в истории Второй мировой. О том, кем были эти люди, рассказал в своем фильме «Охотники за сокровищами» актер и режиссер Джордж Клуни.
– Как родилась идея картины «Охотники за сокровищами»?
– Если вы заметили, все мои предыдущие режиссерские работы были довольно циничными. А я по натуре вовсе не циник. После «Мартовских ид» нам с моим другом, продюсером Грантом Хесловом, захотелось отойти от политики и снять что-то светлое и человечное. И тут Гранту попалась книга «Охотники за сокровищами», в которой описывалась история отряда искусствоведов, спасавших от нацистов художественные шедевры. Я впервые услышал об этих людях, начал изучать эту тему и выяснил, что даже в Европе о них известно немного. Мне показалось, что это идеальный сюжет для нового фильма.
Узнайте в деталях, как шла работа над фильмом.
– А у вас есть какая-то семейная история, связанная со Второй мировой?
– Конечно, как и у многих. Меня назвали Джорджем в честь деда – военного летчика, участвовавшего во Второй мировой. У меня дома хранятся его полевые заметки и летная куртка – предмет моей гордости. Это настоящие семейные реликвии.
– Ваш герой Фрэнк Стоукс хорошо разбирается в искусстве. А как с этим обстоит дело у вас?
– Если честно, я не очень хорошо знаю искусство. В моем доме есть картины, но это далеко не шедевры. Однажды, решив обновить интерьер, я, по совету друзей, нанял профессионального дизайнера. Он пришел ко мне, посмотрел на эти рисунки и объявил, что у меня совсем нет вкуса, все картины надо снять и заменить чем-то более достойным. Я наотрез отказался. Мне эти картины дороги как память: одну я купил во время своей первой поездки в Париж, другую – подарила моя любимая тетя. В итоге все остались на своих местах.
– Правда, что в фильме снялся ваш отец?
– У него там совсем крошечный эпизод. В сцене, когда мой герой возвращается в Европу спустя 30 лет после войны, нужен был похожий на меня актер. И тут меня осенило: зачем кого–то искать, если такой человек уже есть? Позвонив отцу, я пригласил его на съемки в Германию. Он попытался было отказаться, но я добился его согласия.
– «Охотники за сокровищами» – ваша пятая режиссерская работа. Что вас привлекает в режиссуре?
– Вам, наверное, странно будет слышать это от голливудской звезды, но режиссура приносит мне гораздо большее удовольствие. Разница между актером и постановщиком такая же, как между натурщиком и художником. Натурщик всегда пассивный объект, в то время как художник – творец. Кроме того, у актера в кино короткая жизнь: в 70 лет за тебя уже никто не будет биться так, как в 30. А снимать фильмы можно до последнего вздоха. Возможно, мне просто захотелось контролировать собственную жизнь и карьеру.
– С какими проблемами чаще всего сталкиваются звезды Голливуда? Кроме надоедливых папарацци, разумеется.
– У меня, как и у любого человека, много проблем, но не уверен, что людям это интересно. Я много путешествую по миру и знаю, что есть страны, где живется совсем несладко. И если я буду со страниц газет и журналов рассказывать о своих трудностях, это не вызовет у их жителей ничего, кроме справедливого раздражения. Так что я не жалуюсь – у меня действительно замечательная жизнь!
Факты о фильме
Факт № 1. Дэниел Крейг изначально должен был сыграть искусствоведа Джеймса Грейнджера, но из-за плотного расписания вынужден был уступить роль Мэтту Деймону.
Факт №2. Основные съемки фильма проходили на киностудии Бабельсберг в немецком Потсдаме, а премьера состоялась на Берлинском кинофестивале.
Факт №3. Специально для фильма было изготовлено более тысячи цифровых копий известных произведений искусства: от работ Рембрандта до картин Пикассо.
Факт №4. $ 70 млн долларов – бюджет.