13:30, 21.05.2017
Новости

Каннский дневник: наглое и злое кино о молодом Годаре, плоский фильм о СПИДе и сложный шведский «Квадрат»

Специальный корреспондент «Вокруг ТВ» в Каннах продолжает вести свой дневник и рассказывает о главных потрясениях вчерашнего дня на международном кинофестивале.


?>

Пока на юбилейном, 70-м Каннском фестивале светская жизнь не особенно бурлит. Вечерами на красную дорожку выходят немногочисленные звезды. И если честно, своей статью и харизмой запоминается только председатель жюри программы «Особый взгляд» Ума Турман — природный аристократизм! Ну а впереди — приезд Дастина Хоффмана, Адама Сэндлера, Николь Кидман… Только бы ЧП с бомбами больше не повторялись: вчера в Каннах едва не сорвался показ фильма «Молодой Годар»...

«Молодой Годар» — это бомба!

Ничто не предвещало инцидента. Кинопресса, как обычно, встала в очередь на показ конкурсного фильма за час до сеанса. Но время шло, а журналистов все не пускали в зал. Секьюрити взволнованно бегали, переговаривались, устраивали переклички. Журналистам, между тем, грозил солнечный удар. В толпе, растянувшейся на сотни метров, начался ропот, постепенно переросший в ор. Какой-то отчаянный дедушка кинулся на металлические заграждения в надежде прорваться в зал, но его поймали охранники и вывели под белы рученьки — прыткий седовласый кинокритик был еще и пьян.

Показ в итоге задержали на 45 минут — случай на Каннском фестивале невиданный! В кулуарах разнеслось: в кинозала «Дебюсси» обнаружена бомба. Потом выяснилось, что это была странная сумка. Приехал наряд полиции с собаками. Охранники, выпихивая журналистов за заграждения, говорили, почти извиняясь: «Это в интересах вашей же безопасности». Некоторые представители прессы решили не играть с судьбой и ушли, не дождавшись развязки. А зря.

В этом году в Каннах во время проведения юбилейного кинофестиваля предприняты беспрецедентные меры безопасности

Если бы этой истории не случилось, ее стоило бы придумать. Лучшего пиара для фильма Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар» трудно и представить, ведь эта картина — о революционных, о бурлящих и кипящих 60-х, о знаменитом «красном мае», выведшем на улицы Парижа неравнодушных людей, желающих изменить буржуазный мир.

Бомбу по сути и содержанию снял Хазанавичус: эффектное, ироничное, наглое, злое кино о классике, который жив. Годару сейчас 87, в молодости он увлекался маоизмом, антисемитизмом, был активистом всяких протестных левых движений и, помимо своего гениального кино, снимал еще пропагандистские ленты… Он и сейчас слывет человеком с трудным характером. А в свои тридцать с небольшим был и вовсе невыносим. Все прелести его характера в первую очередь пришлось выносить его жене — актрисе с русскими корнями Анне Вяземски.

Хазанавичус последовательно показывает, как в этом браке умирает любовь, и заодно пытается ответить на вопрос — искренние ли убеждения были у Годара или он просто играл во фрика, интересничал, занимался, как Пикассо и Дали, самопиаром? А может быть, режиссер просто недобрый и не умеющий слушать человек? Или все-таки великовозрастный ребенок Вольфганг Амадей Годар?

Луи Гаррель и Стэйси Мартин в фильме «Молодой Годар»

Фильм Хазанавичуса отличается оригинальнейшей формой. И как тут не вспомнить триумфальную картину режиссера «Артист»? В «Молодом Годаре» буйство красок сменяется черно-белыми кадрами, есть целая сцена, снятая будто на негатив. В одном эпизоде появляются двойные титры: то, что говорят герои, и то, что они при этом думают. В ленте звучит нежнейшая романтическая музыка: скрипки, флейты, под которые молодые люди увлеченно закидывают полицию булыжниками. Звучит даже Челентано. Тоже, кстати, тот еще перец — старый политический оппозиционер…

Насколько при столь яркой авторской подаче биографичным получилось кино? Нет таких весов, на которых это можно взвесить. Но режиссер не обошел, например, острую тему антисемитизма Годара. В фильме звучит его фраза: «Сегодняшние фашисты – это вчерашние евреи… Вчерашние фашисты – это сегодняшние евреи…» (реальный Годар не признает Холокост и считает Израиль «раковой опухолью на карте Ближнего Востока»). Досталось и Каннскому фестивалю, о котором Годар-персонаж постоянно негативно высказывается, — даже занимаясь любовью со своей женой…

Конечно, сыграть столь одиозную личность мог только один актер – обладатель «подлой харизмы» — Луи Гаррель. И ему это удалось сполна. Ну а на «подтанцовках» колоритные женщины – жена и муза Хазанавичуса Беренис Бежо и актриса, снявшаяся в «Нимфоманке Ларса фон Триера, Стэйси Мартин (она как раз и играет Анну Вяземски).

Луи Гаррель на юбилейном, 70-м Каннском кинофестивале

Известно, что Годар еще на уровне заявки этого проекта высказался о нем как об абсолютной чуши. Интересно, что он скажет сегодня? В любом случае, Хазанавичус не издевается в этом кино над революционным «красным маем» и взглядами Годара. Являясь поклонником режиссера, он просто сожалеет, что, взвешивая значение политики и кино, Годар сделал выбор в сторону политики, то есть совершил киносамоубийство. В фильме есть яркий эпизод, в котором прямо во время митинга к Годару подбегают поклонники и спрашивают, когда он снимет следующий фильм, когда сделает веселое кино. Он, раздражаясь, отвечает: «Когда весело станет жить во Вьетнаме, Палестине»… Во всем мире теперь стало жить невесело. Может, стоило все-таки снимать хорошее кино и меньше ходить на митинги?

«У тебя СПИД – и значит ты умрешь»

Конкурсный фильм «120 ударов в минуту» французского режиссера Робина Кампилло — это тяжкое испытание длиной в два часа двадцать минут. Действие происходит в 90-х годах. Большую часть времени герои – больные СПИДом – рассуждают о своем недуге и выдумывают всякие акции протеста против фармацевтических компаний, не торопящихся включать несчастных в свои программы лечения.

Науэль Перес Бискаярт, Адель Энель и Арно Валуа на фотоколле фильма «120 ударов в минуту»

Покуда медики тестируют препараты, ребята умирают, но не сдаются – они митингуют, забрасывают врачей кровяными бомбочками… Наблюдать за этим тоскливо, поскольку тебе явно не хватает какой-то одной личной, детально проработанной истории. Ближе к финалу она наконец появляется — начинает стремительно развиваться роман двух героев нетрадиционной ориентации. Не обошлось без сцен секса – как никак фестивальное кино. Но эти эпизоды картину явно не украсили.

Главная проблема фильма «120 ударов в минуту» заключается в том, что ты не сочувствуешь никому искренне – плоские характеры, прямолинейные отношения, да еще банально снятые… А ведь режиссер снимал материал, который хорошо знает: Кампилло в молодости тоже состоял в общественной протестной организации, да и свою нетрадиционную ориентацию не скрывает. Кроме того, он собрал в свой фильм реальных людей, снявшихся под своими именами. Для них участие в «120 ударах в минуту» – гражданский акт. И все же, повторюсь, кино не пробивает на эмоции.

Как продать пустоту

А вот другая конкурсная картина – «Квадрат» шведского режиссера Рубена Эстлунда – наоборот, сподвигнет зрителя не только на серьезную интеллектуальную, но и душевную работу. Этот фильм – как слоеный пирог: начнешь разрезать – и такие пласты откроются, столько наблюдений над современным обществом, столько философских размышлений о сущности бытия, о способах манипулирования общественным сознанием, об ответственности за каждый шаг, о пресловутой европейской политкорректности, которая вырождается в обычную трусость…

Команда «Квадрата» (Клас Банг, Элизабет Мосс, режиссер Рубен Эстлунд, Доминик Уэст, Терри Нотари) и гость кинофествааля на премьере фильма в Каннах

Главный герой Кристиан (Клас Банг) работает куратором музея современного искусства. Он красив, элегантен, живет в хорошей квартире, ездит на модной «Тесле», разведен, иногда встречается с двумя истеричными дочками, но большую часть времени занят работой. Она заключается в том, чтобы придумывать перфомансы — чаще всего абсурдные, бессмысленные. Продавая эту пустоту, Кристиан обеспечивает себе место наверху социальной лестницы. Но в мире есть нищие, бродяги, обычные трудяги, которых он до поры до времени не замечает.

Однажды на улице у главного героя украдут телефон и бумажник. Он вычислит дом, в котором живет вор, и разошлет каждому жильцу письмо с таким текстом: «Я знаю, что это ты украл мой телефон и бумажник. Верни по такому-то адресу». И начинается череда жестких событий — одно будет притягивать другое: Кристиан сгибается под непривычной тяжестью морально-этических проблем, ему предстоит сильно поменяться, чтобы вернуть себя настоящего…

Актер Терри Нотари имитирует своего героя из фильма «Квадрат» на премьере в Каннах

Илона Егиазарова

Канны

Читайте также:

Виктория Боня вошла в число самых нелепо одетых звезд Каннского кинофестиваля

Режиссерский дебют Кристен Стюарт был омрачен плохой организацией

Каннский дневник: что думают о «Нелюбви» Звягинцева, чем не угодила корейская «Окча» и от чего бегут в конкурсном кино



Автор: Алина Бавина
Фото: GlobalLookPress