14:25, 19.05.2018
Новости

Каннский дневник: поплохевшая Ванесса Паради в жестком кино, «Айка» Дворцевого и разочаровавший Гиллиам

Обозреватель «Вокруг кино» рассказывает о последнем конкурсном дне фестиваля и делает ставки, какие фильмы могут взять сегодня награды.


?>

71-й Каннский кинофестиваль подошел к финишу. Уже сегодня мы узнаем имена победителей. Последний перед церемонией закрытия день Каннского фестиваля выдался неярким. То ли просмотренные накануне фильмы Надин Лабаки «Капернаум» и «Собачник» Маттео Гарроне произвели слишком сильное впечатление, на фоне которого все померкло, то ли усталость от бешеной двухнедельной гонки накрыла журналистов, но на фильмах Яна Гонсалеса «Нож в сердце», Нури Бильге Джейлана «Дикая груша» и Сергея Дворцевого «Айка» народ либо проваливался в сон, либо крадучись выходил из зала.

«Нож в сердце» заинтриговал многих задолго до фестиваля. Виданое ли дело: фильм с участием Ванессы Паради, чья героиня занимается производством гейского порно. На съемочной площадке кто-то убивает одного за другим ее друзей и сотрудников, подозреваются, как водится, все… Фильм довольно жестко снят. Интересно, ­те зрители, которые возмущались сценами насилия в новой картине Ларса фон Триера, как прореагируют на кадры, в которых показаны кровавые убийства, совершаемые человеком в черной маске? Фильм во многом смотрится как слабое подражание «Неоновому демону». За Ванессу Паради моментами становится просто неловко — так она хлопочет лицом, так манерно разговаривает, словно маленькая девочка, надувающая губки. Выглядит при этом актриса плохо, и знаменитая расщелина между зубами теперь смотрится не пикантно, а зловеще.

Ванесса Паради на фотоколле фильма «Нож в сердце» в Каннах

Читайте также:

Ванесса Паради пришла на премьеру своего фильма в Каннах в роскошном золотистом платье

Казахский фильм на русском языке режиссера Сергея Дворцевого «Айка» посвящен теме нелегальных мигрантов, проживающих в Москве. Главная героиня, киргизка Айка, рожает ребенка, оставляет его в больнице, а сама рыщет по городу в поисках работы. При этом истекает кровью — последствия родов, грозящие обернуться летальным исходом. Просроченные документы не оставляют женщине шансов устроиться на работу — она числится в компьютерной базе в списках на депортацию, и даже хорошее знание русского языка и приятная внешность не могут изменить ситуацию. Весь фильм по сути – это сплошной бег Айки по замкнутому кругу. Нам часто показывают героиню со спины — камера словно догоняет женщину. Героине придется пройти сложный пути от потери материнского инстинкта до его пробуждения. Ну а меняться Айка будет на фоне большого города, который поглощает и перемалывает сотни подобных историй. Фильм, конечно, затрагивает важную проблему, достаточно увидеть, в каких бытовых условиях живут мигранты (одна из уборщиц прячет в подсобке маленького ребенка — только бы хозяин не догадался!), однако тема настолько не нова, а изобразительный ряд настолько не изобретателен, что фильм не оставляет сильного впечатления.

Режиссер Сергей Дворцевой и актриса Самал Еслямова на фотоколле фильма «Айка»

«Дикая груша» — монотонное трехчасовое зрелище, в котором очень мало действие и много подчас пустых разговоров. В 2014 году за подобное же кино «Зимняя спячка» турецкий режиссер Нури Бильге Джейлан получил Золотую Пальмовую ветвь.

Сложное впечатление оставил и многострадальный, долгожданный фильм Терри Гиллиама «Кто убил До Кихота». Картина была представлена во внеконкурсном показе и позиционировала как фильм-событие. Действительно, этой ленты все очень ждали. Работа над фильмом началась 25 лет назад, но финансовые трудности, продюсерский скандал, ураган, болезни группы и прочие неприятности не позволили режиссеру закончить свое творение. Поначалу он планировал снять Жана Рошфора и Джонни Деппа в ролях Дон Кихота и Санчо Пансы. Спустя годы Гиллиам все же нашел в себе силы вернуться к проекту, на роли позвал Джонатана Прайса, Адама Драйвера и Ольгу Куриленко.

Адам Драйвер на 71-м Каннском кинофестивале представлял еще один фильм со своим участием — «Черный клановец» Спайка Ли

Читайте также:

Спайк Ли появился в образе звезды R’n’B на премьере своего фильма в Каннах

Фильм «Кто убил До Кихота» невероятно красив, каждый кадр можно вставлять в рамку и вешать на стену: колоритная Испания, лошади, мельницы, замки, нарядные люди… Оригинальничает Гиллиам даже на уровне титров, которые хочется рассматривать под лупой. Однако, что касается структуры кино, то она довольно сумбурна и хаотична. Это фильм в фильме, в котором показано, как некий режиссер (Адам Драйвер) снимает картину о Дон Кихоте, процесс работы по сути превращается в сами приключения прославленного идальго из Ламанчи, описанные Сервантесом, и непонятно, где заканчивается жизнь и начинается игра воображения. В качестве главного негодяя выведен русский олигарх Алексей Мишкин, который прказывает Дульсинее-Куриленко слизывать еду со своих туфель, олигарх также заставляет всех читать и танцевать под русскую музыку. Для Драйвера и Прайса роли в этом фильме — безусловный бенефис. Однако, повторюсь, мы так долго ждали творения Гиллиама, что результат не совпал с градусом надежд.

Первые награды

Вторая по значимости конкурсная программа «Особый взгляд», возглавляемая Бенисио дель Торо подвела итоги. Лучшим фильмом объявлена картина шведского режиссера иранского происхождения Али Аббаси «Граница». Эта лента произвела в Каннах мини-сенсацию. Все о ней говорят — настолько неожиданный здесь сценарий. Главные герои — троллли, одна из которых обладает острым нюхом и работает на таможне. Актерам, сыгравшим персонажей, делался сложный грим. Фильм подкупает смесью юмора и философии. Отрадно, что его уже купила российская прокатная компания «Вольга». За режиссуру приз получил Сергей Лозница — фильм «Донбасс», о котором мы писали.

Читайте также:

Каннский дневник: что было в фильме Сергея Лозницы «Донбасс»

Прогнозы

Основной конкурс в этом году выдался неимоверно сильным. Даже не вспомню года, когда на награды могло претендовать такое количество равноценно качественных фильмов. Классно составленная программа во многм реабилитировала директора фестиваля Тьерри Фремо, которого многие критиковали перед киносмотром за внесение изменений в регламент. Напомню, теперь журналисты смотрят конкурсные фильмы не до публичного показа, как было раньше, а одновременно или на следующий день. Таким образом соблюдается эмбарго на оценки фильма до официальной каннской премьеры. Нововведения на практике не отяготили жизнь прессе, поэтому Фремо перестали ругать.

Ванесса Паради и Тьерри Фремо на 71-м Каннском кинофестивале

Что касается потенциальных победителей, то даже среди претендентов на Золотую Пальмовую ветвь называются несколько картин. На мой взгляд, бесспорный лидер тут фильм ливанки Надин Лабаки «Капернаум», однако многие прогнозируют главную награду итальянке Аличе Рорвахер, снявшую ленту «Счастливый Лазарь». Учитывая нынешний курс Каннского фестиваля на поддержку женщин индустрии, учитывая качество этих фильмов и председательство в жюри тоже женщины Кейт Бланшетт, у данных картин есть все шансы взять главные награды. Возможно, одной ленте достанется Золотая ветка, другой — приз за режиссуру или сценарий.

Читайте также:

Каннский дневник: снятый женщиной-режиссером итальянский фильм «Счастливый Лазарь» вырвался в лидеры смотра

Каннский дневник: обозреватель «Вокруг кино» разрыдался, посмотрев «Собачника» и «Капернаум»

Впрочем, награды за режиссуру может удостоиться и автор весьма понравившейся тут «Холодной войны» Павел Павликовский, и кореец Ли Чха Дон — автор «Пылающего», и китаец Цзя Чжанкэ — создатель «Пепельного — самого чистого белого». Режиссера российского фильма «Лето» Кирилла Серебренникова могут поддержать в знак солидарности – из-за его ареста. Но справедливости ради, его картина, качественная и ностальгическая, по уровню ниже многих представленных тут работ.

Читайте также:

Чем «Лето» Кирилла Серебренникова покорило Каннский фестиваль

Каннский дневник: «Судный день», «Холодная война», «Пепел – самый чистый белый»

Каннский дневник: обед у мэра, подмигивания Эндрю Гарфилда и новое киновысказывание экс-министра культуры Кореи

Тьерри Фремо и председатель жюри 71-го Каннского кинофестиваля Кейт Бланшетт

Среди претендентов на актерские награды, на мой взгляд, главные шансы у китаянки Чжао Тао, сыгравшей в замечательном фильме мужа «Пепельный – самый чистый бнлый», и Пенелопы Крус, исполнившей главную роль в фильме Асгара Фархади «Все знают». За мужскую роль необходимо поощрить либо мальчика, гениально сыгравшего в фильме «Капернаум» Заина Альфарея, либо итальянца Марчелло Фонте, снявшегося в «Собачнике».

Среди претендентов на лучший сценарий – и японские «Магазинные воришки», и «Холодная война» Павликовского, и китайский «Пепельный – самый чистый белый», и корейский «Пылающий», и даже египетский «Судный день»… Но как бы ни распорядились жюри наградами самого главного кинофестиваля мира, спасибо Каннам за ярчайший праздник кино.

Лона Егиазарова, Канны

Читайте также:

Рецензия на «Все знают»: Пенелопа Крус переиграла в фильме своего мужа Хавьера Бардема

Каннский дневник: люди выбегали с нового фильма Ларса фон Триера со словами «Нам сейчас очень нужен виски!»

Каннский дневник: первые недовольные возгласы и свист, новый странный фильм Годара и неудачная драма об однополой любви



Автор: Илона Егиазарова