18:29, 20.05.2018
Новости

Каннский дневник: кому и почему дали призы на 71-м фестивале

Обозреватель «Вокруг кино» анализирует логику жюри при распределении наград.


?>

В конкурсной программе 71-го Каннского кинофестиваля были представлены три картины, снятые женщинами, и две из них взяли награды. Восхитительный фильм ливанки Надин Лабаки «Капернаум» удостоился Приза жюри, хотя вполне мог взять и «Золотую ветвь». На сцену Лабаки вышла с 13-летним актером Заином Альрафеем, гениально сыгравшим в ее картине, и со своим мужем-продюсером. Все трое – абсолютные красавцы, Надин и вовсе восточная Моника Беллуччи. С мужем у Надин невероятно трогательные отношения: поминутно прилюдно целуются и обнимаются, что, в общем-то, не принято у восточных людей. Со сцены режиссер произнесла страстную речь о том, что в современном мире есть регионы, в которых нарушаются права детей, и ее фильм имел цель привлечь к этому внимание.

Некоторым критикам киновысказывание Лабаки почему-то показалось спекулятивным и манипулятивным. Не согласна: этот фильм имел все шансы свалиться в слезоточивую мелодраму, но кино получилось мощным, яростным с очень логичным финалом.

Читайте также:

Каннский дневник: обозреватель «Вокруг кино» разрыдался, посмотрев «Собачника» и «Капернаум»

Гари Олдман, Надин Лабаки, Заин Альрафей, Халед Музаннар и Леа Сейду

Итальянский фильм «Счастливый Лазарь», тоже снятый женщиной – Аличей Рорвахер, был поощрен в категории «Лучший сценарий». Это действительно небанальная картина, в которой реалистичная история о крестьянах, выгнанных со своей земли, о чудесах, которые происходят ежедневно и которые мы не замечаем, вырастает до грандиозного философского обобщения. Выйдя на сцену, Рорвахер произнесла длинную речь на итальянском, чем обескуражила ведущего церемонии. Он попросил Кьяру Мастрояни, объявлявшую номинацию, поработать переводчиком. Но Рорвахер мобилизовалась и выдала пару фраз на французском. Аличе разделила сценарный приз с автором фильма «Три лица» иранцем Джафаром Панахи. И если честно, то жюри таким образом всего лишь выразило поддержку находящемуся под домашним арестом режиссеру – его нынешняя картина, посвященная праву иранской женщины на собственную судьбу и профессиональную реализацию,  получилась довольно унылой.

Читайте также:

Каннский дневник: снятый женщиной-режиссером итальянский фильм «Счастливый Лазарь» вырвался в лидеры смотра

Кьяра Мастрояни и Аличе Рорвахер

А вот процедура награждения лучшего актера превратилась в целое шоу. Сначала на сцену величественно вышла певица из Бурундии Хадья Нин (и как она стала членом жюри?!). Затем чуть ли не вприпрыжку выбежал режиссер Роберто Бениньи и принялся кричать и бешено жестикулировать. Стало понятно, что награждать он собрался соотчественника. И правда, на сцену поднялся актер Марчелло Фонте, сыгравший главную роль в фильме Маттео Гарроне «Догман» («Собачник»). Его победу мы предсказывали. Роль «маленького человека», доведенного несправедливостью до бунта, сама по себе благодатная, а тут еще и такая колоритная внешность актера. Певица из Бурундии царственно протянула Марчелло Фонте приз. Но тот вдруг заартачился и не стал брать – то ли от шока, то ли тюрбан Хадьи Нин его напугал. Так продолжалось несколько раз, пока Бениньи не прикрикнул на земляка. Хадья склонилась перед актером в поклоне, и тогда крохотный Марчелло наконец снизошел.

Читайте также:

Каннский дневник: обозреватель «Вокруг кино» разрыдался, посмотрев «Собачника» и «Капернаум»

Роберто Бениньи, Марчелло Фонте и Хадья Нин

Приза за лучшую женскую роль удостоилась казахская актриса Самал Еслямова за работу в русскоязычной картине Сергея Дворцевого «Айка». Поднявшись на сцену, она только и могла сказать, что «Спасибо, Сергей». И так несколько раз. Самал действительно продемонстрировала высокий уровень профессионального мастерства. Она сыграла киргизскую мигрантку, которая ищет в Москве работу, оставив при этом собственного ребенка в роддоме. Сыграла убедительно, хоть и не меняя выражения лица. Но сам фильм «Айка», на наш взгляд, снят в довольно традиционной, если не сказать устаревшей манере.

Читайте также:

Каннский дневник: поплохевшая Ванесса Паради в жестком кино, «Айка» Дворцевого и разочаровавший Гиллиам

Азия Ардженто, Самал Еслямова и Ава ДюВерней

Приз за лучшую режиссуру получил польский режиссер Павел Павликовский за фильм «Холодная война». Стильная черно-белая картина, снятая в олдскульной манере, с хорошей музыкой, харизматичными актерами и в то же время очень холодная, выстроенная, посвящена жизни музыкантов в послевоенной Польше. Он любит джаз, она народные песни — и где им жить, где искать свое счастье? Для режиссера эта история автобиографична: родители Павликовского покончили жизнь самоубийством. Видимо, на жюри этот факт произвел сильное впечатление, потому что в числе претендентов на получение приза за режиссеру до церемонии назывались корейский «Пылающий» и китайский «Пепел – самый чистый белый». К сожалению, первый получил лишь приз ФИПРЕССИ, второй – вообще ничего, а ведь это мощнейшие киновысказывания. Отрадно, что «Пылающего» уже купили российские прокатчики.

Читайте также:

Каннский дневник: «Судный день», «Холодная война», «Пепел – самый чистый белый»

Павел Павликовский, Кристен Стюарт и Дени Вильнев

Лента Кирилла Серебренникова «Лето» удостоилась неофициального приза за лучший саундтрек. Для Ромы Зверя, сыгравшего одну из главных ролей и ставшего саунд-продюсером картины, это огромный прорыв.

Премию «Золотая камера» (за лучший дебютный полнометражный фильм) получил бельгиец Лукас Донат за фильм «Девочка». В основе сюжета – судьба трансгендера, который танцует в балете и мечтает об операции по смене пола. Персонажа сыграл юноша – профессиональный танцовщик.

Специальным призом фестиваля был отмечен фильм «Образ и речь» Жана-Люка Годара. Как известно, Годар на Каннском фестивале не появляется из принципиальных соображений. Более того, в 1968 году он как один из лидеров правого движения выходил на демонстрации, обличающие гламурность, роскошь и конкретно Каннский фестиваль. В прошлом году в конкурсной программе участвовал фильм Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар», в котором культового режиссера сыграл Луи Гаррель. Многие тогда восприняли картину как пощечину. Однако Годар не оскорбился. Более того, в этом году 87-летний режиссер снизошел до общения и очаровал прессу сеансом связи по Facetime во время пресс-конференции. На церемонии закрытия во время объявления спецприза на экран вывели его портрет, и зал взорвался аплодисментами. И это при том, что фильм «Образ и речь», выглядящий как технический брак (с шумами, нарезками видео из чужих фильмов), мало кто понял. Видимо, это тот случай, когда награждают за выслугу лет.

Читайте также:

Каннский дневник: первые недовольные возгласы и свист, новый странный фильм Годара и неудачная драма об однополой любви

Митрэ Фарахани и Фабрис Араньо со специальным призом для Жана-Люка Годара на официальном фотоколле победителей 71-го Каннского кинофестиваля

Гран-при Каннского фестиваля удостоилась картина Спайка Ли «Черный клановец». Кино, рассказывающее о деятельности ку-клукс-клановской организации в Америке и о способах внедрения в нее полицейских, бесспорно, получилось ярким, смешным и актуальным. Но на наш взгляд, к решению жюри все-таки примешивалось желание угодить американской киноиндустрии, активность которой на этом фестивале намеренно урезали. Спайк Ли, выйдя на сцену, сказал короткую речь о том, что предыдущий год поставил мир на опасную грань, видимо, снова намекая на приход к власти Трампа. Фильм режиссера, заканчивающийся кадрами речей президента США, говорящего о том, что Америке надо вернуть ее величие, вероятно, призван напугать зрителей.

Главный приз Каннского фестиваля – «Золотую пальмовую ветвь» – получил фильм «Магазинные воришки» японского режиссёра Хирокадзу Корээды. Картина во многом перекликается с лентой Надин Лабаки «Капернаум». И тут, и там в основе сюжета судьбы брошенных нелюбимых детей, которые отогреваются душой в чужих семьях. Однако если в ливанской картине сделано мощное обобщение, то японские «Воришки» смотрятся более камерно. При этом ты не сочувствуешь ни одному из героев, кроме детей, и это мешает. Но в фильме есть бьющая наотмашь мысль: люди так остро нуждаются в семье, так страдают от одиночества, что готовы создавать иллюзию ячеек общества, фейковые семьи. В «Магазинных воришках» зрителям показывают одну такую — смотришь и умиляешься: бабушка, папа-мама, тетя, двое детей — а ведь все не настоящее, все друг другу чужие...

Хирокадзу Корээда

 

Читайте также:

Спайк Ли появился в образе звезды R’n’B на премьере своего фильма в Каннах

Стинг и Спайк Ли

В общем, Каннский фестиваль раздал всем сестрам по серьгам, потрафив всем тенденциям и трендам мирового кинематографа. Пусть теперь у фильмов, принявших участие в этом сильнейшем конкурсе, сложится хорошая судьба в прокате. Ну а закрывал фестиваль музыкальный номер, который был исполнен Стингом прямо на красной дорожке. Жюри вышло из зала на лестницу и стало пританцовывать в такт песне. Особенно веселился директор Каннского фестиваля Тьерри Фремо: у него в этом году получилось все.

Тьерри Фремо и Спайк Ли

Илона Егиазарова, Канны

Читайте также:

На закрытии Каннского фестиваля Азия Ардженто со сцены рассказала, как на одном из смотров ее изнасиловал Харви Вайнштейн

На церемонии закрытия 71-го Каннского фестиваля Кейт Бланшетт сразила платьем, а Ольга Куриленко – танцами

В Каннах подписали обязательство о гендерном паритете при отборе фильмов в конкурсные программы

В Каннах запретили делать селфи на красной дорожке и открыли линию для жалоб на домогательства



Автор: Илона Егиазарова