21:10, 26.05.2017
Новости

Каннский дневник: рецензия на фильм «Теснота» ученика Александра Сокурова

Наш специальный корреспондент в Каннах посмотрел фильм Кантемира Балагова и делится впечатлениями.


?>

Фильм Кантемира Балагова, представленный во второй по значимости конкурсной программе Каннского фестиваля «Особый взгляд», стал своего рода сенсацией: режиссеру всего 25 лет, и это его дебют. По инсайдерской информации, его «Тесноту» даже хотели взять в основной конкурс фестиваля, но не успели с организацией заявки.

Кантемир Балагов — ученик Александра Сокурова. По признанию молодого режиссера, мастер не показывает своих фильмов студентам, дабы они не попадали под влияние и формировали собственный почерк. Но вот процессом кастинга на «Тесноте» Сокуров занимался, помогал и с монтажом, и постпродакшеном.

Место действия фильма Кантемира Балагова — Кабардино-Балкария, время действия — начало 90-х. В соседней Чечне идет война, народ живет трудно, бедно, маргинально, слушает шансон и Таню Буланову. Взрослые пытаются заниматься мелким бизнесом, молодежь покуривает, выпивает, ходит на дискотеки. В центре повествования — еврейская семья, где мама — просто эпический персонаж. Сильная и властная, она обрушивает свою удушающую любовь на сына, а вот дочерью Иланой совсем не интересуется. И у той потихоньку в душе зреет протест. Однажды сына и его невесту похитят, чтобы взять потом с родителей выкуп. Нужной суммы собрать не удастся, и Илану заставят выйти замуж за нелюбимого парня, чьи родители готовы помочь с деньгами. Тесно жить в этом социуме — и ментально, и физически: тебя подавляют старшие, традиции, обычаи… Вырвется ли Илана из этих тисков?

Кадр из фильма «Теснота»

Фильм «Теснота» получился довольно жестким. Есть, например, в картине такая сцена: молодые смотрят видеокассету, на которой чеченские боевики отрезают русским головы. Долго отрезают… Отвечая на вопрос, почему она оказалась в фильме, Балагов говорит: «Это воспоминания моего детства. Нам было по 12-13 лет, и эти кассеты ходили по рукам, мы не смаковали увиденное, но смерть на нас оказывала завораживающее действие. Кабардино-Балкария расположена недалеко от Чечни, и война в любой момент могла перекинуться в наш дом — мне было важно показать эту атмосферу, а также подчеркнуть, в каком многонациональном мире мы живем».

Действительно, большинство из героев фильма — евреи, живущие на Кавказе своим тесным мирком, хотя молодежь уже начинает ассимилироваться. В Кабардино-Балкарии, по словам Балагова, до сих пор существует еврейская община. «Евреев действительно часто похищали в 90-е, — комментирует режиссер. — Не потому, что они были богатыми, а потому, что были чужими. За коренным населением кто-то, да стоял, за ними — никто. Я понимаю, что меня могут обвинить в том, что «молодой режиссер решил в Каннах выехать на еврейской теме». Но это воспоминания моего детства: история происходила на моих глазах. Евреи потом, после случаев, с похищениями уезжали...»

В фильме «Теснота» есть такой эпизод: чтобы решить, как вести себя в ситуации с похищением, несчастные родители приходят на собрание к раввину — самому авторитетному человеку. Как он скажет, так и сделают. И вот тут для меня возникает главная проблема фильма: раввин похож на одного из российских политиков, и тогда фильм вырастает в какое-то обобщение, в нем появляется политический подтекст. Зачем? Для чего? История и без того самодостаточная. Она о родительском эгоизме, о том, что, считая, будто дети — их собственность, отцы и матери подчас ломают им судьбы. Эта тема, кстати, стала одной из самых актуальных на Каннском фестивале — на ней и следовало бы сконцентрироваться.

Кадр из фильма «Теснота»

В «Тесноте» хорошие актерские работы. Выпускница Школы-студии МХАТ Дарья Жовнер — готовая звезда артхауса. Ее лицо хочется рассматривать: оно может быть и красивым, и безобразным. Питерская актриса Ольга Драгунова в роли эпической мамы тоже весьма колоритна.

Фильм «Теснота» уже куплен крупнейшей европейской байерской кинокомпанией Wild Bunch, и его ждет международный прокат. Снимался же он на частные деньги: Минкульт картину не поддержал. «Теснота» сегодня называется главным претендентом на приз «Золотая камера» (за лучший дебют) Каннского фестиваля. Желаем Балагову получить награду! И конечно, будет очень интересно понаблюдать за дальнейшим творческим путем режиссера.

Илона Егиазарова

Канны



Автор: Алина Бавина