На Каннском фестивале по-прежнему дожди, ночью случилась даже буря. В сочетании с праздничными фейерверками это почти сюрреалистическое зрелище.
Официальным рекламным постером нынешнего фестиваля стал знаменитый фотоснимок Пола Ньюмана и Джоан Вудворт: они целуются, а их тела повторяют знак бесконечности…
Возможно, фильмы о бесконечной любви нам еще предстоит увидеть. Но первый день кинопоказов прошел под знаком тинейджерских страстей.
Коппола против сумочек от Шанель
София Коппола открыла программу «Особый взгляд» картиной «Элитное общество». В основе фильма — журналистская статья, рассказывающая о банде подростков, грабивших дома голливудских знаменитостей. В 2009 году семеро тинейджеров влезали в лос-анджелесские особняки Линдси Лохан, Пэрис Хилтон, Орландо Блума. Всего награбили добра на 3 млн долларов. Причем свои темные делишки банда проворачивала с пугающей легкостью: в Интернете вычитывали, кто из звезд отъехал из Лос-Анджелеса, разрабатывали маршрут, как добраться до звездной виллы, а дальше смешно: виллы были либо не заперты, либо ключи лежали под ковриком (!), и никакой охраны, прислуги, садовников… Свои преступления детки совершали из… великой любви и поклонения голливудским идолам. Ведь, начитавшись журналов и Интернета, они мечтали о том, чтобы выглядеть, как звезды, кататься на таких же тачках.
— Надеюсь, я не слишком строго сужу этих детей, но я смотрю на них с некоторой дистанцией. Думаю, что мой фильм можно считать смесью критики и сублимации, — говорит София Коппола. — Лос-Анджелес играет ключевую роль в американской культуре. Мир знаменитостей и телевизионная реальность — вот что показано в этом фильме. Эта история не могла произойти больше нигде. Эти дети жили совсем рядом со звездами....
Фильм Копполы — во многом пощечина и самому Голливуду. Режиссер пригвоздила к позорному столбу мир глянца и гламура, в котором нет места ни живой мысли, ни чувствам. В фильме, кстати, появляется реальная Пэрис Хилтон. Ей хватило самоиронии не только посмеяться над своей страстью к вечеринкам — в картине смешно показан и ее дом, где с каждой стены, с каждой диванной подушки на вас глядит лицо Пэрис. Ее гардеробная с тысячами самых разных туфель, десятками очков, горами украшений и разноцветьем сумочек — отдельная песня. Ну а когда в кадре появляется телефон, сделанный в виде расшитой стразами красной туфельки, зал вовсе начинает сползать от смеха со стульев.
Спонсором показа вполне могли бы выступать модные дома «Луи Виттон» или «Шанель» — сумки и чемоданы этих брендов мелькают почти в каждом кадре, словно давая зрителю понять: «Ну и кто решил, что ЭТО красиво и круто?!»
Мир вещей поглотил людей. Зачем Орландо Блуму семь «Ролексов», зачем Линдси Лохан десятки одинаковых кроссовок?.. Так и хочется тут сказать: «В то время, когда голодают африканские дети»… Угоняя одну из звездных тачек, тинейджеры, кстати, находят в салоне авто пакетик с наркотиками. Понюхать кокаина от звезды — это же особый кайф!
Одну из налетчиц в «Элитном обществе» играет Эмма Уотсон.
Звезда «Гарри Поттера» выросла из одежек Гермионы Грейнджер. Теперь она агрессивная, лживая, одержимая страстью к роскоши и богатству оторва (кстати, «Элитное общество» весьма напоминает фильм «Отвязные каникулы», показанный на прошлом Венецианском кинофестивале).
На Каннском фестивале Эмма Уотсон предстала, не в пример своей героине, не в очень-то гламурном виде. У нее вечно приоткрыт рот (как у Кристен Стюарт), что психологи считают признаком слабоумия. Бордовое платье, в котором актриса появилась на пресс-конференции, лишь подчеркнуло асексуальность Эммы и ее грубоватые манеры.
Вечером, надев длинное платье черно-белых тонов, Эмма Уотсон смотрелась женственнее, однако и тут она не преминула заметить:
— Я не пониманию, почему все так помешаны на женственности. Я хожу, в чем мне удобно. Мне сейчас 23, а я до 22 носила спортивные лифчики…
К своему перевоплощению из девочки-волшебницы в бандитку Эмма относится с удовольствием:
— «Гарри Поттер» остался в прошлом. Он все еще в настоящем, в сердцах людей, но за последние три или четыре года моя жизнь была потрясающей. Мне повезло играть разных персонажей.
Готовясь к роли бандитки из «Элитного общества» Эмма Уотсон «вдохновлялась» Пэрис Хилтон и Николь Ричи из реалити-шоу «Простая жизнь». Коппола также посоветовала актрисе посмотреть телешоу Pretty Wild, в котором снялась Алексис Нейерс, одна из участниц настоящей Bling Ring, банды подростков, совершивших несколько краж в Голливуде.
В итоге Эмме удалось создать образ, пронизанный отрицательным обаянием. Любопытно, что реальные подростки, совершив преступления, в итоге прославились и сумели-таки прикоснуться к миру глянца: их стали звать в различные шоу, брать интервью. В одной из бесед одна из преступниц призналась, что больше всего в жизни мечтает… увидеть собачку Пэрис Хилтон.
И хотя у на с в России мир гламура давно уже высмеян и в «Глянце» Кончаловского, и в «ДухLess», все же «Элитное общество» полезно было бы посмотреть и нашим подросткам, вскормленным «Домом-2» и «Топ-моделью по-американски».
А на вечерней премьере «Элитного общества» все-таки не обошлось без нотки гламура: на красной дорожке потрясли своим великолепным платьем Сонам Капур
и украшениями — Фан Бингбинг.
Озон, охваченный сексуальными фрустрациями
Второй фильм о подростках — «Молодая и красивая», снятый Франсуа Озоном.
Картина участвует в основном конкурсе и повествует о девушке, которая на пороге 17-летия вступает в сексуальную связь с юношей. Не испытав ожидаемого удовольствия, красавица не придумывает ничего лучшего, как расстаться с парнем и стать проституткой. Выезжая по вызову к взрослым богатым дядькам, она однажды знакомится с симпатичным старичком и впервые почти испытывает наслаждение. Но галантный и обходительный джентльмен, подогретый виагрой, умирает прямо во время постельных утех, и героине придется теперь иметь дело с полицией, психологом и, наконец, с собственной матерью…
Кстати, в обоих фильмах о подростках родители как будто напрочь отсутствуют. И это, видимо, один из симптомов сегодняшнего времени.
Картина в итоге получилась высосанной из пальца, надуманной и вычурной. Смотреть на меланхолию бесящейся с жиру здоровой девахи (учитывая, что за окном кипит реальная жизнь с реальными бедами) нет никаких сил. Убежденный гей, Озон, видимо, считает, что только он один способен так глубоко проникнуть в женскую душу. И если в предыдущих его картинах эта самонадеянность прикрывалась иронией, иногда фарсом и хорошей музыкой, то на этот раз Озон предпочел говорить серьезно:
— Юность часто идеализируется в кино, невероятно возвышается режиссерами, — признается Франсуа. — А между тем у меня сохранились довольно болезненные и сложные воспоминания о моей юности. Мне хотелось подойти к этой теме на расстоянии, чтобы посмотреть на нее с другой стороны.
Главную роль в «Молодой и красивой» сыграла очаровательная манекенщица, очень похожая на Летицию Касту, Марина Вакт.
— Я работала манекенщицей, но никогда не считала себя моделью. Не очень люблю статусы, даже статус актрисы. Мне было просто интересно с Франсуа, и я бы хотела продолжить работать в подобных проектах, — говорит Марина.
Никакой особой игры девушка не продемонстрировала. С другой стороны, при такой красоте достаточно просто ходить.
Невыносимая жестокость по-мексикански
Частично подросткам посвящен и конкурсный фильм Heli мексиканца Амата Эскаланте. В центре сюжета — любовь 12-летней девочки и 17-летнего юноши, полицейского кадета.
Реалии страшного окружающего мира не позволят им быть счастливыми: наркотики, бандиты, пытки… Шок в зале вызвал эпизод с поджиганием мужского полового органа. А еще с убийством двух собачек.
Режиссер Амат Эскаланте, комментируя сцены жестокости в своем фильме, сказал:
— А это все реальная жизнь сегодняшней Мексики. Я не пытаюсь отпугнуть туристов от моей страны. Но мексиканская реальность еще хуже той, что я показал в фильме. Я хотел изучить жестокость, поместив ее в верный контекст, а не просто выставить ее напоказ…
В общем, исходя из логики увиденных первых фильмов, какие времена — такие и подростки.
Илона Егиазарова
Канны