На Каннский фестиваль прибыл кумир юных дев Роберт Паттинсон. Он представляет фильм канадского режиссера Дэвида Кроненберга «Космополис». Роберта, звезду «сумеречной» саги, встречали в Каннах восторженно. Еще бы: актер конкурирует в конкурсной программе с собственной возлюбленной — Кристен Стюарт, представляющей фильм «В дороге». Парочка сняла уединенную виллу в Каннах и не очень-то выходит в свет.
Оно и понятно: на пресс-конференции Роберт признался, что является интровертом:
— Если и есть у меня что-то общее с героем фильма «Космополис», то это закрытость. Мне некомфортно, когда меня снимают фотографы. Когда интересуются моей частной жизни. А еще иногда мне кажется, что меня хотят убить.
Фильм «Космополис» — довольно странное сюрреалистическое кино. Речь в нем о 28-летнем миллиардере, который в одно прекрасное утро решил постричься. Он садится в белый лимузин и едет к парикмахеру. А по дороге с ним происходит масса приключений. Город объят беспорядками, люди протестуют против власти денег, и белый лимузин, а также сидящий в нем человекдля них представляется социальным злом.Они разрисовывают машину неприличными рисунками, кидают в нее разные предметы, один из героев (Мэтью Амальрик) даже ухитряется заехать герою Паттинсона в лицо тортом… Ну а главный герой отгородился от всего внешнего мира. Он ест, пьет, проводит медицинский осмотр простаты прямо в машине. И конечно, в машине он много занимается любовью — например, с героиней Жюльетт Бинош (ликуйте, девушки, в кадре — раздетый Паттинсон! Они словно договорились с Кристен Стюарт сняться в откровенных сценах — она ведь тоже показала грудь в конкурсном каннском фильме «В дороге»).
Герой «Космополиса» не бесчувственный злодей, он способен распереживаться, узнав о смерти любимого черного рэпера. Но те заботы, которыми живет улица, ему непонятны.
Фильм, в общем-то, можно было бы назвать актуальным, ведь подобные общественные процессы, свидетельствующие о конце эпохи капитализма, происходят во всем мире. Но… Кино получилось настолько камерным, холодным и скучным, а игра Роберта Паттинсона настолько однообразна и схематична, что на 20-й минуте ты теряешь интерес и готов заснуть.
Картина, в числе прочих конкурсных работ Канн, является экранизацией. В основе — роман Дона Делилло, опубликованный в 2003 году. Автор предсказал экономический кризис и последовавшие за ним социальные потрясения. В фильме, например, звучат любопытные диалоги о сути денег. «Что если деньгами считались бы не какие-то бумажки, не доллар, а крыса?..» Крыс, настоящих и бутафорских, в фильме много, и метафора выглядит совсем уж прямолинейной и навязчивой.
Дэвид Кроненберг был настолько увлечен идеей экранизации романа, что написал сценарий фильма за шесть дней.
— Деньги — очень важная тема, которую реально я никогда не затрагивал, — говорит режиссер. — Власть денег и то, как они формируют облик современного мира, — весьма любопытные темы. Мне не нужно было специально заниматься сбором информации о мире финансов. Его представители сплошь и рядом.
Возможно, Роберт Паттинсон был выбран режиссером на роль ради смешной аналогии: мол, раньше он играл реального вампира, а теперь гипотетического — вампира с Уолл-стрит, сосущего кровь простых людей.
Роберт Паттисон готовился к роли своеобразно:
— Я провел две недели в номере отеля, размышляя о персонаже, и не знал, что делать дальше. Тогда я пошел к Дэвиду, чтобы поговорить о фильме. Он мне сказал: «Начнем, а там видно будет!» К этой роли было невозможно подготовиться, как к любой другой. Мне понравился сценарий, потому что он был очень лиричен. Казалось, что мы пели песню. В фильме показан бессмысленный мир, нуждающийся в очищении.
Вообще-то критиковать капитализм стало на Каннском фестивале в последние годы модно. В позапрошлом году, например, с гневной отповедью обществу потребления выступили Оливер Стоун и Майкл Дуглас, представлявшие фильм «Уолл-стрит. Деньги не спят». Дуглас даже рассказывал, как потерял деньги во время экономического кризиса, а Стоун выражал озабоченность ситуацией, сложившейся в Испании, Греции, и приговаривал капитализм к смерти. В прошлом году о несовершенстве капитализма рассуждал в Каннах Кевин Спейси, представлявший фильм «Предел риска».
Дэвид Кроненберг не столь радикален. Он просто теоретизирует:
— Мы практически дословно цитируем манифест Карла Маркса. Только у нас в фильме разгуливает призрак не коммунизма, а капитализма.
Как теория это, возможно, и интересно. Но на практике «Космополис» смотреть безумно скучно.
Илона Егиазарова
Канны