18:47, 20.10.2016
Новости

Кино недели: «Ледокол», «Это всего лишь конец света» и «В постели с Викторией»

Подробнее о фильмах, которые можно посмотреть в российском прокате с 20 октября, — в нашем обзоре.


?>

Наш кинообозреватель уже посмотрел новинки проката и делится впечатлениями. Рецензию на главную премьеру недели — фильм «Джек Ричер – 2: Никогда не возвращайся» — можно прочесть здесь. О новом экшене от создателей «Метро», очередном дерзком творении молодого режиссера-сенсации Ксавье Долана «Это всего лишь конец света» и французской романтической комедии «В постели с Викторией» – читайте в обзоре.

«Ледокол»

Ледокол «Михаил Громов» (прототипом которого послужил ледокол «Михаил Сомов») шёл в Австралию через Антарктику и встретился с айсбергом (который команда полярников прозвала Семёном Семеновичем). За бортом оказывается человек, молодой капитан Петров (Петр Фёдоров, которого мы недавно видели в «Дуэлянте») решает рискнуть кораблем в безуспешной попытке спасти жизнь и оказывается отстранён от командования. Реальный капитан Сухоруков, на котором основан образ Петрова, в этот момент покинул корабль и был сослан на «большую землю», но сценаристы «Ледокола» решили сделать персонажа Фёдорова центральным героем кинокартины.

Петр Федоров в фильме «Ледокол»

Дальше по сюжету на судно прибывает новый капитан опытный полярник Севченко (Сергей Пускепалис), человек властный и жесткий, немедленно приступивший к закручиванию гаек. Возможно, в этом есть аллюзия на ситуацию в стране: на дворе 1985 год, и в высших эшелонах власти тоже происходят перемены. Но нам интересней не сомнительные параллели, а история группы полярников, на сто с лишним дней застрявших во льдах.

Между эффектным началом фильма и не менее зрелищным финалом внимание зрителя концентрируется на конфликтах, возникающих в команде ледокола, вынужденной выживать в суровых условиях: количество еды ограничено, использование электричества строго лимитировано (ледокол-то дизельный!). Сценаристы постарались выписать ключевых персонажей неоднозначными личностями. С одной стороны, они, бесспорно, герои. Но при этом почти в каждом есть червоточинка: кто-то «крысит» у своих еду, кто-то не брезгует стукачеством, а кто-то просто солдафон до мозга костей. Такие детали помогают поверить, что перед нами живые люди в сложном положении, а не однотипные бородатые мужички, воткнутые в сюжет массовки ради. Особенно выделяется Александр Паль (вы можете помнить его по «Горько!»), играющий комического, в общем-то, персонажа — вертолетчика Кукушкина, фанатеющего от песен Цоя. Между разучиванием текстов группы «Кино» и попыткой мятежа (спущенной режиссером «на тормозах») обделённая экшеном середина фильма не даёт заскучать.

Анна Михалкова в фильме «Ледокол»

Конечно, не обошлось и без ложки дёгтя. Ни к селу, ни к городу в повествование вплетены жены двух капитанов, находящиеся на материке: одна (Анна Михалкова) вот-вот родит, другая (Ольга Филимонова) подумывает о разводе. Обе не нужны для сюжета и смотрятся в этой мужской истории так же неуместно, как героиня Лоры Линни в «Чуде на Гудзоне». Но если отбросить эту шаблонную попытку нагнать дешевой драмы, в сухом остатке мы получим добротный остросюжетный фильм от команды продюсеров, уже заслуживших наше доверие весьма крепким «Метро».

«Это всего лишь конец света»

Молодой да ранний Ксавье Долан к тридцати годам успел заработать репутацию и талантливого актёра, и выдающегося режиссера с особым авторским видением и уникальным, дерзким и лёгким стилем. Поэтому не удивительно, что канадскому дарованию удалось заполучить в свой фильм самых выдающихся французских звёзд. Поражает, скорее, другое: «Это всего лишь конец света» вышел намного ровнее и спокойнее других творений режиссёра. Обычно в его фильмах присутствуют водопады слез, а герои соревнуются в умении перекричать друг друга. В новой кинокартине слезы и крики тоже присутствуют, но как-то сдержанно, пастельно, с уходом в расфокус, когда ругающихся персонажей начинает заглушать музыка. К слову, о ней: в саундтрек неожиданно прокрался позабытый молдавский хит Dragostea Din Tei, под который будут отплясывать мать и сестра главного героя. Странный, но приятный камбэк.

Кадр из фильма «Это всего лишь конец света»

«Это всего лишь конец света» — это история об успешном гее-писателе Луи (красавчик Гаспар Ульель, когда-то игравший молодого Ганнибала Лектера в не слишком удачном приквеле). Главный герой возвращается во Францию (откуда — не уточняется) к семье, которую покинул 12 лет назад и с которой поддерживал лишь номинальную связь в виде почтовых открыток на памятные даты. Он собирается рассказать родным, что смертельно болен (болезнь не называется, но, учитывая, что фильм снят по пьесе успешного гея-писателя Жана-Люка Лаграса, умершего от СПИДа, догадаться несложно), главным образом, чтобы доказать себе, что все ещё остаётся хозяином своей жизни.

Исполнить замышленное оказывается крайне непросто. Семья встречает блудного сына ворохом старых обид и мелких дрязг. Эксцентричная матушка (Натали Бай) с кричаще синими ногтями, тенями и черным париком под стать взбалмошно веселится и не слышит сына. Повзрослевшая младшая сестричка (Леа Сейду, звезда «Жизни Адель» и последняя на данный момент девушка Бонда), которую он помнит милой маленькой девочкой, забилась татуировками, курит сигареты (не с табаком) и обвиняет брата, которого боготворила, в пренебрежительном отношении (не то чтобы безосновательно). Старший брат Антуан (Венсан Кассель) ведёт себя грубо, рявкает на скромницу-жену (Марион Котийяр) и, брызжа слюной, орет на Луи во время совместной поездки за куревом. Пожалуй, только Катрин, жена Антуана, встречает неожиданного гостя по-семейному и рассказывает ему о родившихся после его ухода племянниках — возможно, как раз потому, что она не знакома с Луи и у неё не может быть к нему претензий.

Марион Котийяр и Венсан Кассель в фильме «Это всего лишь конец света»

Долан всячески подчеркивает театральность своего детища: во главу угла ставятся характеры персонажей, камера постоянно показывает крупные планы лиц и акцентирует внимание на полных страдания глазах, порой пряча в размытой расфокусировке детали окружающей обстановки и даже лицо второго участника диалога. Весь фильм режиссёр старается держать зрителя в напряженном ожидании, когда же Луи скажет страшные слова, попутно демонстрируя на экране всю палитру человеческих страстей в исполнении блестящих актеров. Когда повествованию становится слишком тесно в опутанном силками взаимных обвинений доме, Луи сбегает в свои воспоминания и сепия сменяется яркими красками.

Ксавье Долан называет «Конец света» главной своей работой, ведь он не только выступил в качестве режиссёра и продюсера, но и адаптировал пьесу, превратив её в сценарий, и даже сам занялся монтажом (надо сказать, весьма достойно). Должно быть, члены жюри в Каннах утирали скупую слезу и приговаривали: «Мальчик-то вырос», когда вручали ему награду за лучший фильм на иностранном языке. И хотя Долан в очередной раз не увез с Лазурного берега главный приз, его новый фильм — настоящее искусство, способное вызвать бурю эмоций у самого взыскательного зрителя.

Гаспар Ульель в фильме «Это всего лишь конец света»

«В постели с Викторией»

Очень приятно, когда французская романтическая комедия выходит за рамки жанровых клише, не теряя при этом французского шарма. История адвоката Виктории (Вирджиния Эфира, полюбившаяся нам после главной роли в другой французской комедии, вышедшей в этом году, — «Любовь не по размеру») — как раз тот случай. С одной стороны, главная героиня — девушка с неустроенной личной жизнью, типичный персонаж для подобного рода фильмов. Но при этом Виктория по модели поведения напоминает не милую недотепу Бриджит Джонс, а Хэнка Муди из «Блудливой Калифорнии», надевшего юбку. В фильме много шуток, вращающихся вокруг темы секса (на что локализаторы намекают прямо в названии). Но если обычно у французов на эту тему шутят обиняком, с помощью намёков и иносказаний, то здесь мы видим более прямолинейный подход, вызывающий ассоциации с творчеством Эми Шумер.

Кадр из фильма «В постели с Викторией»

Проблемы возникают у Виктории на вечеринке в честь свадьбы ее знакомых. Там она встречает бывшего наркодилера Сэма (Венсан Лакост, вечно не то задумчивый и романтичный, не то просто апатичный донельзя), в прошлом ее клиента, и нанимает его в качестве домработницы и няньки своим двум дочкам. На той же вечеринке к Виктории обращается с просьбой знакомый Венсан (Мельвиль Пупо), которому позарез нужно, чтобы в суде его представлял кто-то, кому он может доверять. Дело в том, что вкусы Венсана весьма специфичны (даже Кристиан Грей сказал бы, что слегка чересчур), но его партнерша оказалась далеко не Дакотой Джонсон и намерена обвинить любителя «клубнички» в покушении на жизнь. Чуть позже Виктория обнаружит, что ее собственная репутация также под угрозой. Ее бывший муж Дэвид (Лоран Пуатрено) решил вспомнить былое и описывает в своём блоге интимные похождения Виктории (из того периода ее жизни, когда у неё ещё было время на такие вещи). И мало того что эта графомания позорит честь и достоинство героини, так там ещё и упоминается про ее связь с несколькими судьями, что недопустимо для адвоката.

Три слабо пересекающиеся сюжетные линии — многовато для ромкома, но режиссёр Жюстин Трие мастерски связывает их в целостную картинку, при помощи магии монтажа откидывает моменты вынужденного бездействия героини и оставляет только юмор в чистом виде, с легким привкусом абсурда. Так, в финале пробивная Виктория, вернувшаяся к практике после полугодового отстранения, засучив рукава берётся за два судебных дела: ее собственный процесс против борзописца-мужа и суд над несчастным Венсаном, в котором свидетелями выступают пёс-далматинец и шимпанзе, умеющий делать селфи.

Кадр из фильма «В постели с Викторией»

Жюстин предлагает зрительницам свою, достаточно необычную трактовку образа сильной женщины. Ее Виктория ведёт себя совершенно по-мужски, но остаётся женственной (и не только благодаря крутым формам Вирджини Эфира). Мадам Трие окружает главную героиню кричащими о сексе мелочами, но обходится без объективизации сексуальности. Наконец, Виктория у Трие оказывается достаточно уверена в себе, чтобы завести отношения с юношей, который моложе ее лет на пятнадцать! Так что, наверное, многие найдут, чему поучиться у этой блондинки в законе.

Леонид Кискаркин



Автор: Алина Бавина