На Каннском фестивале продолжается скандал с датским режиссером. А еще названы реальные претенденты на главные призы.
Режиссер Ларс фон Триер, представляющий на Каннском фестивале конкурсный фильм «Меланхолия», объявлен персоной нон грата. Администрация попросила его покинуть фестиваль. Это означает, что даже если его фильм получит какой-то приз (что в нынешней ситуации уже нереально), подняться за ним на сцену Ларс уже не сможет.
Еврейский вопрос и каннский ответ
Свое решение оргкомитет прокомментировал так: Каннский фестиваль всегда являлся площадкой для демонстрации идей гуманизма, поэтому националистические высказывания Ларса фон Триера оскорбляют дух мероприятия.
Ларс позицию фестиваля принял:
Мастер эпатажа, фон Триер и тут по максимуму выжал из ситуации интерес к собственной персоне. Еще бы! Такое в истории международных фестивалей происходит впервые! Кстати, журналисты, перед которыми Триер делал на пресс-конференции скандальные заявления, оценили их адекватно – как трэшевую шутку. А вот кинообщественность все приняла всерьез и возбудилась. Ларса осудил маэстро Клод Лелюш, который сказал, что Триер совершил самоубийство. Маэстро слегка погорячился: никакие взгляды, а тем более случайные слова, не помешают гениальному режиссеру и дальше снимать качественное кино. А вот что касается карьеры, призов, наград, проката, то тут, конечно, Лелюш прав – у Ларса могут возникнуть проблемы. И дело даже не в том, что он сказал фразу: «Я понимаю Гитлера». Дело в том, что он слегонца прошелся по еврейской теме. А это – как мы знаем по ситуации с Мэлом Гибсоном и Джоном Гальяно – чревато. Мир больших денег, киноиндустрия, шоу-бизнес, в котором представлено много евреев, способны устроить фон Триеру серьезный бойкот.
Чтобы объективно судить о данной ситуации надо знать одну пикантную подробность: Ларс фон Триер действительно большую часть жизни считал себя евреем по отцу. Но однажды мать поведала ему страшную тайну о том, что родила его от другого мужчины – немца. А теперь, учитывая эту информацию, давайте перечитаем, что же сказал Ларс:
На наш взгляд, ничего оскорбительного, обычное мнение. В том числе и о политике Израиля, которая раздражает не одного фон Триера…
Кое-кто даже предположил, что вся эта ситуация – с триеровскими высказываниями и последующим его выдворением с фестиваля – тщательно спланированная пиар-компания, и самому фестивалю, который в результате происшедшего вылез на первые строки новостных лент, и фильму «Меланхолия».
Впрочем, это только догадки.
Альмодовар и дикое семейство
А между тем Каннский фестиваль завершает свою работу. Под занавес раздался еще один сильный залп – фильм Педро Альмадовара «Кожа, в которой я живу». Испанский кудесник – мастер плести сюжетные кружева, в которых удивительно сочетаются и родственные связи, и нетрадиционная любовь, и тайны прошлого и юмор, доведенный до абсурда… Все это Альмодовар с блеском демонстрировал в фильмах «Высокие каблуки», «Все о моей матери», «Дурное воспитание», «Возвращение»…
На этот раз привычную гремучую смесь Альмодавар поместил в непривычные жанровые рамки: он снял триллер! А любимейший актер Альмодовара Антонио Бандерас сыграл немного-немало… современного Франкенштейна.
Антонио приезжает на нынешний Каннский кинофестиваль во второй раз (в первый он представлял мультик «Кот в сапогах», который озвучил вместе с Сальмой Хайек). Перед пресс-конференцией он почти страстно целовался с Педро и признавался:
Альмодовар – в веселенькой зеленой курточке – нежно смотрел на Бандераса и искренно умилялся тому, как актер мастерски позирует фотографам – и в позе мыслителя Родена, и в позе культуриста. Антонио, раздухарившись, забрался даже на трибуну и имитировал с нее прыжки пловца в воду… В общем, продемонстрировал хорошую спортивную форму и прекрасное телосложение.
А вот на пресс-конференции Антонио неожиданно погрустнел и о фильме говорил очень мало.
Сценарий картины писался по мотивам модной французской книги «Тарантул», правда, Альмодовар тщательно переработал историю. Сюжет таков: гениальный пластический хирург занимается научным исследованием – он придумывает искусственную кожу. Много лет назад тяжелейшая автокатастрофа изуродовала его жену. Врачи – в том числе собственный муж – не смогли помочь бедной женщине вернуть красоту, она выбросилась из окна на глазах у дочери. Дочь слегка повредилась в рассудке. Через шесть лет она станет красавицей и на одной из вечеринок некий молодой человек по имени Винсент попытается овладеть ею. Девушка окончательно сойдет с ума и поступит, как мать – тоже выброситься из окна. И тогда бедному отцу останется только мстить. Он поймает Винсента, поместит его у себя в бункере и проделает над ним чудовищную операцию – из невзрачного паренька он сделает красавицу-женщину по имени Вероника, по фамилии… Крус (в зале хохот – все оценили послание Альмодовара любимой актрисе – Пенелопе Крус). Естественно, доктор влюбится в собственное создание. Ну а дальше будет море крови…
Бандерас впервые играет сосредоточенно жестко и скупо – и временами действительно напоминает доктора Франкенштейна. Правда, сам Альмодовар говорит:
Фильм у Альмодовара, конечно, получился – зал устроил ему настоящую овацию и тут же объявил фаворитом фестиваля. Если честно, при всей нашей любви к испанскому классику, «Кожа, в которой я живу» – картина пожиже и полегковеснее всего того, что Альмодовар уже делал.
Режиссер ставил перед собой задачу овладеть новым жанром – триллером. И справился с ней по-альмодоварски: триллер у него получился китчевый и очень смешной. Любопытно, что поначалу он хотел сделать кино немым и черно-белым, но вовремя остановился, а то мы бы сейчас оценивали бы два одинаковых фильма (на фестивале представлен потрясающий черно-белый немой фильм «Актер»).
Альмодовар всячески отвергает оценки фильма как фантастического.
Не знаю, как со всем «человечеством», но каннскую публику Альмодовар покорил.
Вот будет смешно, если в борьбе за призы схлестнутся главные фрики Каннского фестиваля – Ларс фон Триер и Альмодовар…
Илона Егиазарова, Канны