15:47, 21.04.2013
Новости

«Легенда №17»: Данила Козловский бросил курить ради роли Харламова

В Москве состоялась долгожданная кинопремьера.


?>

18 апреля «Централ Партнершип» выпускает в прокат одну из самых долгожданных российских картин «Легенда №17» (режиссер Николай Лебедев), в основу которой легла судьба выдающегося хоккеиста Валерия Харламова. За неделю до этого в кинотеатре «Октябрь» состоялась премьера картины, на которой собралась не только вся съемочная группа, но и российские звезды. «Вокруг ТВ» посетил мероприятие и в числе первых оценил новый фильм.

Такого ажиотажа российские премьеры не вызывали давно. И вроде мероприятие было устроено без помпы: никакого специального оформления фойе, фуршета и прочих атрибутов громких светских премьер. Исключение составили лишь девушки-организаторы, наряженные в советскую хоккейную форму с цифрой «17» на спине. Тем не менее, «Октябрь» был переполнен звездами и журналистами.

Одним из первых в кинотеатре появился кинорежиссер Владимир Хотиненко.

Его обступили представители СМИ, но спрашивали вовсе не о хоккее, а о… Роберте Паттинсоне: мол, чего ему, как актеру, не хватило для создания образа вампира. Впрочем, интерес к «сумеречной» теме на премьере «Легенды № 17» понятен: исполнитель роли Харламова Данила Козловский сейчас снимается в Голливуде: играет вампира. Хотиненко реагировал на эти вопросы своим фирменным заразительным смехом и торопился в зал.

— Играть Харламова сложнее, чем вампиров, — подхватила продюсер фильма Светлана Дали. — Если Данила справился с Харламовым, то с голливудскими вампирами тем более справится.

Вместе с Дали пришла и ее лучшая подруга Юлия Началова, которая о хоккее и хоккеистах теперь знает все.

— Я видела, как зарождался этот проект, как Света им болела, поэтому спрашивайте лучше ее, а не меня, — отвечала певица.

Прошагал по дорожке и завсегдатай светских премьер Аркадий Укупник, которого почему-то встретили перешептываниями: «Смотрите, смотрите, Ярмольник».

Появился и Сергей Безруков с женой Ириной. Оба попытались незаметно прошмыгнуть мимо ковровой дорожки, спрятав глаза за темными очками.

Незамеченным попытался остаться и Дмитрий Харатьян. Но как можно не заметить Дмитрия Харатьяна, тем более, если рядом с ним вдруг возник тот самый Борис Михайлов — игрок легендарной тройки Михайлов — Петров — Харламов. Ему предстояло увидеть на экране не только людей, которых он знал, но и самого себя. Впрочем, бывший спортсмен был в хорошем настроении и настроен позитивно.

Посмотреть на Анатолия Тарасова в исполнении Олега Меньшикова пришла Татьяна Тарасова, дочь легендарного хоккейного тренера.  Комментировать она ничего не стала: «Все потом, после фильма».

Неожиданно для всех на дорожке появился и Филипп Киркоров в компании Ани Лорак:

— Филипп, пошли играть в хоккей! — послышался возглас из толпы.

— Хорошо! После фильма! — весело ответил певец.

Появился в «Октябре» даже Константин Эрнст, несмотря на то, что «Легенда №17» — проект канала «Россия».

— А почему вы удивляетесь? Я пришел поддержать своих друзей и посмотреть кино, которое, уверен, получилось замечательным.

Самого же Данилу Козловского пришла поддержать Юлия Снигирь. Поговаривают, что у молодых людей роман.

Вообще на премьеру все пришли в приподнятом настроении и ожидали от фильма только хорошего, несмотря на то, что, экранизируя жизнь столь выдающейся личности, как Харламов, создатели проекта шли  и в прямом, и в переносном смысле по тонкому льду.

Выйдя на сцену, режиссер Николай Лебедев сразу предупредил: они позволили себе расхождения с реальной биографией спортсмена, переставили местами события, сдвинули временные рамки, чтобы сценарий получился более кинематографичным:

— Наша история не документ, а образ, поэтому мы и позволили себе что-то додумать, что-то передвинуть. Мы просто хотели, чтобы вас эта история взволновала так же, как и нас.

Судя по всему, вся картина была сделана не просто с любовью, а с каким-то хорошим фанатизмом. Сценарий переписывался много раз (в работе над ним принимал участие и сын хоккеиста Александр Харламов), потому что продюсеры никак не могли нащупать подходящую для раскрытия образа канву повествования. Время от времени создатели фильма отчаивались, собирались останавливать проект, но, вопреки всему, довели дело до конца. Работа над фильмов началась в 2007 году, то есть на создание картины ушло шесть лет — огромный срок для современного кинематографа.

Бюджет предполагал 74 смены, но режиссер, художники-постановщики, осветители бесплатно работали сверхурочно для того, чтобы добиться по-настоящему зрелищной картинки. Свойственный Харламову перфекционизм, видимо, передался всей съемочной группе.

Реквизиторам удалось найти коньки того времени — старенькие, с заржавевшими лезвиями. Мало кто верил, что на них возможно будет ездить. Однако актеры не просто смогли на них встать, но и научились сложным хоккейным приемам.

Ну а Данила Козловский так вжился в роль, что на время съемок старался во всем походить на Харламова. Однажды кто-то при нем сказал, что хоккеист не курил, и актер тут же расстался со своей вредной привычкой.

Что же касается самого фильма, он в самом деле получился отличным. Николай Лебедев прав: это кино не о реальных людях, а о характерах, поэтому все фактические несоответствия становятся неважными. Здесь не обойтись без сравнений с другим фильмом о легендарной личности — «Высоцкий. Спасибо, что живой». Эти картины — два совершенно разных взгляда на то, каким должно быть кино о культовых людях. В «Легенде № 17» почти нет личной жизни Харламова: пунктиром показана счастливая любовь к будущей жене, пунктиром — отношения с матерью и политические интриги вокруг него и Тарасова, но основной конфликт происходит на льду. Образ Харламова раскрывается через его фанатичную преданность хоккею. В фильме показано, что он не родился легендой, а стал ею благодаря упорству и внутреннему стержню.

Для него игра — это война, а поражение — личная внутренняя смерть, поэтому и за победу он бьется, как на войне: через боль, кровь, чувствуя после тяжелой травмы, что каждый матч может стать последним. Даже игра с канадцами, которой посвящена добрая половина фильма, снята как батальная сцена: динамично, напряженно, с перебивками из «мирной» жизни, в которой весь Советский Союз замирает перед экранами телевизоров.

А образ врага подан утрировано и даже карикатурно: канадцы показаны хамоватыми, глуповатыми, вечно жующими жвачку, беспощадными «убийцами», перед которыми стоит задача — нейтрализовать Харламова, а проще говоря — травмировать его и лишить возможности продолжать игру. С одной стороны, врагов, наверное, не стоит идеализировать. Но с другой, канадцы все-таки  тоже были легендарными спортсменами, и тем  ценнее наша победа.

 «Легенда № 17» — фильм, прежде всего, патриотический, и в этом чувствуется влияние сопродюсера Никиты Михалкова, на чьей студии ТРИТЭ снимался этот фильм. В картине нет морализаторства и пафоса, но есть сожаление о том, что мы потеряли великую страну,  великих самоотверженных людей, работавших на славу СССР.

Впрочем, одна сцена все-таки покоробила.  После первого гола, забитого канадцами в наши в ворота, тренер Анатолий Тарасов, освобожденный от своей должности из-за политических интриг, перестает смотреть телетрансляцию и выходит в темный дворик, подбирает какую-то палку и начинает ею вычерчивать затейливый узор.  Впечатление, что он работает клюшкой и шайбой. Тарасов сосредоточенно «колдует», а тем временем  наши начинают забивать канадцам голы. Когда  счет становится 7:3, и наши  одерживают триумфальную победу, Тарасов с усталой улыбкой бросает палку… Просто сеанс черной магии какой-то!

Тарасов — один из самых сложных образов в фильме. С одной стороны, он сумасброд и тиран, подвергающий игроков физическим пыткам, а с другой — чуткий наставник, который видит насквозь каждого хоккеиста и без лишних вопросов понимает, что ему нужно. Казалось бы, что эта роль совсем не для Олега Меньшикова, но актеру она удалась. Меньшикову веришь, когда его перекошенное от ярости лицо вдруг в одну секунду озаряет теплая отеческая улыбка. Мешают только явно прокрашенные волосы Олега (коричневые у корней и черные по всей длине), которые он иногда в кадре и бриалинит.

Кстати, выйдя из зала, Татьяна Тарасова призналась, что к создателям картины у нее есть всего лишь одна претензия: ее отец был блондином, ну а в остальном она принимает тот образ, который создал Олег Меньшиков, так что напрасно в одном из интервью актер открещивался от имени Тарасова и утверждал, что играл образ, а не человека.

— Это настоящая хорошая работа, которая по духу соответствует тому состоянию, в котором в то время пребывал отец, — поделилась впечатлениями после просмотра фильма Татьяна Тарасова.

Что же касается Данилы Козловского, то многие критики раньше оценивали его просто как «модного актера», не более того. Возможно, после выхода на экраны «Легенды № 17» критики разглядят в нем мощный драматический талант. Данила очень боялся роли Харламова, но смог сыграть этот сильный надрывный русско-испанский характер. И для этого не понадобилось создавать резиновую маску, в точности повторяющую черты лица хоккеиста.

Заканчивается картина долгожданной и выстраданной Харламовым победой над канадцами. Сценаристы решили не продолжать повествование и не показывать закат его карьеры и трагическую смерть в 33 года. И этот драматургический ход верен, ведь легенда должна оставаться живой.

Юлия Шершакова
Фото с премьеры: Лилия Шутова



Автор: Юлия Шершакова