00:00, 14.01.2010
Новости

Максим Дунаевский: «Я не донжуан»

У композитора Максима Дунаевского — автора музыки к легендарному телефильму «Д’Артаньян и три мушкетера» юбилей: ему исполняется 65!


?>

У Максима Дунаевского — автора музыки к легендарному телефильму «Д’Артаньян и три мушкетера» юбилей: ему исполняется 65! Он по-прежнему в отличной форме, жизнерадостен и оптимистичен, как и его музыка.

На вопрос, как ему удается сохранять такую прекрасную форму, Дунаевский отвечает: «Думаю, это гены. Хотя спортом занимаюсь. Играю в теннис, практически с детства. Так что для меня это не просто спорт, а образ жизни».

Максима Дунаевского смело можно назвать композитором-рекордсменом: он написал музыку к более чем  60 фильмам, и это не считая композиций к спектаклям и мюзиклам.

Отец Максима Исаак Дунаевский — известный советский композитор — никогда не настаивал на том, чтобы сын пошел по его стопам. Да и сам маленький Максим не стремился к этому. Перелом произошел после смерти отца. Тогда в доме наступила тишина. Эмоциональное потрясение сыграло свою роль: десятилетний Максим сказал маме, что хочет стать музыкантом. Хотя, как считает сам Дунаевский-младший, в том, что он (как, впрочем, и его отец) стал популярным композитором, виновен случай, везение.

«В Москве отец не нашел себе настоящего применения и очень быстро уехал в Петербург — устроился в Театр сатиры, писал музыку, его порекомендовали Леониду Утесову, который в то время как раз организовал свой Мюзик-холл. Работая с Утесовым, отец написал свои первые хиты. Когда режиссер Григорий Александров задумал картину «Веселые ребята», ему посоветовали Дунаевского как композитора легкого, джазового. И Дунаевский привел с собой Утесова, но не наоборот, как это часто преподносят биографические исследователи», — рассказывает Максим Исаакович.

Нечто похожее произошло и с Дунаевским-младшим: он тоже совершенно случайно попал на съемочную площадку телефильма «Д’Артаньян и три мушкетера», принесшего  ему впоследствии невероятную популярность.

«Все началось с того, что я в 18 лет пришел в эстрадную студию МГУ «Наш дом», там познакомился с Марком Розовским, началписать песни. Потом мы вместе с Розовским и Ряшенцевым написали мюзикл о мушкетерах, который был поставлен в ТЮЗе. Спектакль был необычайно популярным и надоумил  Юнгвальда-Хилькевича снять фильм. Когда кинорежиссер подал заявку в творческое объединение «Экран», ему порекомендовали созвониться с нами, здраво рассудив: у нас уже есть это произведение, нового создавать не нужно. Видите — целая цепочка моментов удачи, которая привела меня к популярности. Все мои фильмы здесь, и то, что я попал на работу в Голливуд, — это моменты несомненного везения».

Кстати, режиссер  «Трех мушкетеров» Георгий Юнгвальд-Хилькевич приглашал Михаила Боярского на роль Рошфора, а не Д'Артаньяна. Он считал, что 30-летний Боярский немножко староват для Д'Артаньяна, и видел в этой роли или тогда еще очень молодого Дмитрия Харатьяна, или Александра Абдулова… Но Дунаевский настаивал на том, чтобы Д'Артаньяна играл Боярский. И его главный аргумент — Боярский замечательно поет — сработал!

С этим фильмом к Дунаевскому пришла настоящая слава. Песню «Пора-пора-порадуемся!» распевала вся страна. Говорят, что как-то Алла Пугачева, вновь услышав строки «Куда вас, сударь, к черту занесло?», не выдержала такой популярности и заявила: «Одно из двух: или пусть эта песня умрет, или сам Дунаевский...»

Надо сказать, что в документах у  Максима Дунаевского долгое время стоял прочерк в графе «отец». В те времена женатым не разрешали регистрировать внебрачных детей, а Исаак Дунаевский жил с матерью Максима балериной Зоей Пашковой в гражданском браке. Поэтому после смерти отца Максиму пришлось добиваться официального признания его сыном Дунаевского, для этого даже было сделано специальное постановление Совета Министров СССР.

«Папа был женат, — вспоминает Максим Дунаевский. — Хотя с той семьей он не жил, все знали, что его жена — Зоя Пашкова. Так что мама не была его любовницей в привычном понимании этого слова. Папа с ней открыто появлялся. Пятнадцать лет, с 1940-го до 1955-го, они жили как муж и жена. Я появился на свет в 1945-м. И на протяжении всего времени знал, что у меня есть папа. Но тем не менее он не был разведен. Наверное, так сложилось по многим причинам. Во-первых, виноваты чисто человеческие слабости – мужчины ведь трусы и часто боятся идти на решающие шаги. Во-вторых, пугало осуждение партийной элиты, в то время надо было поддерживать хотя бы видимость моральной устойчивости…»

В отличие от своего отца Максим Дунаевский всегда с любимыми женщинами поступал благородно  — он женился (правда, надо сказать, что и время за его окном уже было другим). Только официально был женат семь раз!

От актрисы Натальи Андрейченко родился сын Дмитрий. Ему сейчас 28, одно время он жил в Германии, затем — в Лос-Анджелесе, Швейцарии. У Дунаевского есть еще и две дочери. В Париже живет 25-летняя внебрачная Алина. А восемь лет назад Максим Исаакович вновь испытал радость отцовства. Его седьмая жена Марина Рождественская (музыкант по образованию) родила девочку, которую назвали Полиной.

«Отец я не строгий и не мягкий, — рассуждает Максим Исаакович. — Я серьезный. С детьми общаюсь так же, как и со взрослыми. Все они для меня одинаково дороги, и все они ищут у меня совета и помощи. Но самой младшей, Полине, конечно, приходится уделять больше внимания. Тем более что она живет вместе со мной. Это очень важно — быть с ребенком вместе в одной семье, но все-таки не самое главное. Самое главное — тонкая связь, ее можно поддерживать, даже живя в разных городах…»

По мнению самого юбиляра, браков у него могло быть и поменьше, если бы он немного раньше понял, что идеальных отношений в семье не бывает, и что брак — это вовсе не игра в рулетку, к нему нужно подходить с умом. Но если женился композитор семь раз, то венчался он лишь с последней супругой Мариной Рождественской.

Когда-то я был очень влюбчивым, — признается композитор. — Женился я в основном по любви, а когда она проходила, уходил. Причем всегда первым. Только одна женщина бросила меня — Наталья Андрейченко. Чаще мужчина созревает где-то к сорока и начинает понимать ценность семьи, жены, детей. Но может это быть и в 55, а может и к 60, как это получилось у меня.

«Я считаю, что семейное счастье стоит на трех китах. О любви я намеренно не говорю, это понятно, что ее надо сначала встретить. Так вот, первый кит – терпение: умение перетерпеть сложные моменты, притереться. Второе – уважение. Нельзя жениться на красивой кукле, даже очень сексуальной, которая доставляет тебе массу удовольствия и в постели, и в свете. Таких девушек я называю профурсетками. Причем если в 20 лет она прелесть какая глупенькая, то в 40-50 это уже невыносимая дура. Третье – дети. Те пары, которые долго откладывают их рождение, убивают свою любовь. Дети – это стимул для любви, для развития отношений. И еще я считаю, что мужчина должен быть старше женщины лет на десять или даже больше. Ведь мужчины, как правило, взрослеют позже».
Дунаевский не любит, когда его называют донжуаном:

«Донжуан из любой женщины делал предмет своего вожделения. Это немножко другой принцип. Для меня же не годится любая женщина. Я переборчив».

Со своей седьмой и, как считает сам композитор, последней женой Мариной Рождественской Дунаевский познакомился в одном из ресторанов гостиницы «Редиссон-Славянская». Нет, это не была любовь с первого взгляда, просто через пару недель он понял, что не может без нее, что Марина и есть наверняка та единственная его вторая половинка, которую он так долго искал.

«Это тайна любви, которую нам не дано постичь, — говорит Максим Исаакович. — Возможно, по-настоящему я любил в своей жизни раза два. И второй раз – это то, что происходит со мной сейчас. Мне не хочется терять мою жену и мою семью. Даже мысли такой не возникает. А раньше на каком-то этапе семейной жизни мне думалось: да, что-то опостылело, что-то надоело, хочется что-то в жизни поменять. Теперь я уже знаю, что вовсе не обязательно менять жену! Можно, если уж очень хочется, поменять место жительства, это даже полезно».

Дмитрий Сергеев



Автор: Сергей Амроян