10:44, 02.01.2012
Новости

Мартин Скорсезе: «Чтобы понять детей, надо было повзрослеть»

Режиссер рассказывает о фильме «Хранитель времени».


?>

Знаменитый нью-йоркский режиссер Мартин Скорсезе в очередной раз всех удивил: незадолго до Рождества создатель «Отступников» и «Острова проклятых» представил семейный фильм в 3D, посвященный истории рождения кинематографа.

Возможно, режиссер заинтересовался детским восприятием мира благодаря своей дочери Франческе, которой недавно исполнилось 12?

– Франческа помогла мне понять, как выглядит мир глазами ребенка, – кивает Скорсезе. – Раньше я не слишком в этом разбирался. Я знал все о ворах, мошенниках и психопатах, но чтобы понять детей, надо было немного вырасти.

«Хранитель времени» – не только первый семейный фильм Скорсезе, но и его первый опыт в формате 3D.

– Конечно, эта технология еще нуждается в доработке, – говорит режиссер. – Но она открывает огромные возможности. Для нас 3D – не модный фокус, а техника повествования. Зритель оказывается в Париже 30-х, пробегает через внутренности вокзала, смотрит на город из-за циферблата часов…

В «Хранителе времени» режиссер обращается к утерянному наследию Жоржа Мельеса – «пионера» кино, создателя знаменитой 16-минутной короткометражки «Путешествие на Луну» (1902). В 1913 году Мельес разорился и в ярости сжег весь реквизит студии. Архив, где находилось более 500 пленок, был почти полностью уничтожен французской армией.

В «Хранителе времени» Мельес (Бен Кингсли) – несчастный, сломленный человек, которого считают погибшим на фронте. Он держит небольшой магазин игрушек – тот самый, на который совершает «набеги» главный герой фильма, бездомный мальчик Хьюго (Аса Баттерфилд).

– Я хотел уловить магию фильмов Мельеса, – рассказывает режиссер, – чтобы всех пробрало до костей. Невероятное воображение, мастерство фокусника, сны, записанные на пленку… Его работы – вне времени. Когда мы смотрим «Путешествие на Луну» или другие ленты Мельеса, которые удалось спасти, мы чувствуем тот же трепет, что и французские зрители позапрошлого века.

Фильм «Хьюго» основан на книге Брайана Селзника «Изобретение Хьюго Кабре».

– Меня очень радует, что современные дети с удовольствием читают «Изобретение Хьюго Кабре» и приобщаются к истории рождения кино… Надеюсь, что мой фильм тоже им понравится!

Детство самого Мартина Скорсезе прошло в бедных кварталах Квинса и Нижнего Ист-Сайда. Уже тогда фильмы и актеры были его лучшими друзьями.

– Дома меня заставляли держать свое мнение при себе. Мне не позволяли открыто выражать чувства. Но фильмы, которые я смотрел, часто отвечали на мои незаданные вопросы, – говорит он.

Большое влияние на юного Мартина оказала драма-нуар «Из прошлого» (1947) с Робертом Митчемом в главной роли. Скорсезе и его кузен увидели картину случайно: тетя привела их в кинотеатр, чтобы посмотреть «Бэмби», но они пришли слишком рано, и им пришлось «высидеть» заключительную часть непонятного взрослого фильма. «А где же Бэмби?» – заныл было Марти, но тетя прикрикнула: «Сиди тихо, это хорошее кино». Она была права: Скорсезе на всю жизнь сохранил любовь к Роберту Митчему и его ярким отрицательным героям.

Огромное впечатление на него произвела драма «В порту» с Марлоном Брандо. Марти с удивлением узнал в героях фильма свою собственную большую семью. «Это выглядело так, будто в нашей квартире и на нашей улице установили камеры!» – вспоминает он.

Какие же фильмы нравятся Скорсезе сегодня?

– Если честно, я чувствую настоящий восторг каждый раз, когда вхожу в кинозал, – говорит он. – Я полностью отдаюсь каждому новому фильму, позволяю ему меня захватить. Конечно, в истории кино были и великолепные ленты, и не слишком удачные. Последних больше. Но любому фильму стоит дать шанс. Нечто великое можно встретить где угодно, в любое время, и такая встреча – всегда счастье.

Если говорить о собственных фильмах Скорсезе, то знаменитый режиссер до сих пор не чувствует себя на сто процентов уверенно и опасается провала. Ему часто снится, что он находится на съемочной площадке и должен немедленно приступить к работе, но не знает ни сценария, ни актеров, которые снимаются в фильме. За ним внимательно наблюдает кто-то из его кумиров – Ингмар Бергман, Акира Куросава, – и Скорсезе понимает, что если покажет себя некомпетентным, то должен будет уступить режиссерское кресло настоящему мастеру…

– Да, я до сих пор боюсь, что меня задвинут на задний план, уволят, – смеется режиссер. – Думаю, это никогда не пройдет.

Повторяющийся сон не покидает Скорсезе, несмотря на то, что его последние работы – «Авиатор» (2004), «Отступники» (2006), «Остров проклятых» (2010) – имели огромный успех, в том числе и коммерческий. Фильм «Хьюго» также собрал отличную кассу.

– Я сам нахожу это странным. Правда. Я всегда брался только за те проекты, которые были мне интересны. Конечно, я рассчитывал увлечь зрителей тем, что интересно мне, но это не всегда получалось, – говорит Скорсезе, один из немногих режиссеров поколения 70-х, которые смогли преуспеть и в современных условиях. – Каждый проект для меня – эксперимент, я каждый раз стараюсь попробовать что-то новое… Невозможно всю жизнь снимать один и тот же фильм! Впрочем, кто-нибудь наверняка скажет, что я именно этим и занимаюсь!

Перевод Анастасии Воиновой

По материалам сайта movies.ie



Автор: Анастасия Воинова